Введение
Глава 1. Теоретические условия профессионального самоопределения в дополнительном образовании школьников
1.1 Современное состояние профессионального самоопределения школьников средствами дополнительного образования
1.2 Возможности профессионального самоопределения учащихся 13-14 лет. Психологические особенности этого возраста
1.3. Технологии профессионального самоопределения в системе дополнительного образования
Выводы
Глава 2. Современные модели деятельности центра дополнительного образования в системе профессионального самоопределения школьников
2.1. Цели, задачи, направления и содержание деятельности центра дополнительного образования
2.2. Основные формы и методы профессионального самоопределения школьников в дополнительном образовании
2.3. Инновации в системе дополнительного образования в условиях профессионального самообразования
Выводы
Глава 3. Опытно - экспериментальная работа по профессиональному самоопределению школьников в системе дополнительного образования детей
3.1. Разработка модели деятельности центра дополнительного образования, как ресурса повышения эффективности проф. самоопределения школьников.
Основные направления
3.2. Психолого - педагогические методы исследования влияния дополнительного образования на профессиональное самоопределение школьников (опросники, анкеты)
3.3. Критерии и показатели профессионального самоопределения школьников
3.4. Результаты внедрения модели дополнительного образования в профессиональном самоопределении школьников, ее эффективность, рекомендации по использованию данной модели
Выводы
Заключение
Литература
Приложение 1
Происходящие изменения в современной общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыков самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Цель работы - Разработать модель дополнительного образования в профессиональном самоопределении школьников и определить ее эффективность
Задачи работы:
- Рассмотреть теоретические условия профессионального самоопределения в дополнительном образовании школьников
- Охарактеризовать современные модели деятельности центра дополнительного образования в системе профессионального самоопределения школьников
- Провести эксперимент работа по профессиональному самоопределению школьников в системе дополнительного образования детей
Объект исследования - Центра детского творчества, где дополнительное образование детей является стабильно функционирующей системой, в которую входят объединения дополнительного образования детей девяти направлений: спортивного, социально-педагогического, военно-патриотического, эколого-биологического; культурологического, технического, декоративно-прикладного, художественно-эстетического, предметного. В них занимается 80% от общего количества учащихся школы, а также дети и подростки других образовательных учреждений округа. Дополнительное образование детей в нашей школе развивается на основе межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры, спорта, науки, профессионального образования. В рамках занятий в системе дополнительного образования осуществляется профориентационная поддержка учащихся, направленная на развитие их профориентационной компетентности. В художественно-эстетическом направлении профориентационная поддержка осуществляется посредством: профориентационной работы, проектного метода, информационно-коммуникационных технологий и реализации дополнительных образовательных программ.
1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)
2. http://savroo.iv-edu.ru/dopolnit/gl_dopolnit.htm
3. Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Пед. общество России, 2001. С 3
4. Воспитание школьников. Научно-методический журнал, "Школьная пресса", 3 / 2003
5. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. Киев. 1988. С 124
6. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М. Т. Громкова. М. 2003. С 163
7. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов / Н. Н. Захаров. М. Просвещение. 1988. С 37
8. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, 1983. С 55
9. Костин А.К. Дополнительное образование детей: от идеи к реализации. – Иркутск: Изд-во Иркутс. гос. пед. ун-та, 2006.. с 21
10. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. – Мозырь: Белый Ветер, 2000. С 29
11. Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластенина. М. 2002. С 107
12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 1999. – с. 62-68
13. Ососова М.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 1 – С. 74-78 URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7784544 (дата обращения: 08.02.2012)
14. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под ред. А.К. Брудного. – М.: Владос, 2000. С 108
15. Педагогический Энциклопедический словарь / Под ред. Бим-Бада Б. М. М. Большая Российская энциклопедия. 2002. С 261
16. Поляков В.А., Чистякова С.Н. и др. Концепция профессионального самоопределения молодежи // Педагогика. – 1993. – № 5. – С. 34
17. Профессиональная ориентация учащейся молодежи / Под ред.
А. Д. Сазонова. М.: Просвещение. 1988. С 84
18. Ретивых М.В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. – Брянск: БГПУ, 1999. – с. 9