Введение
Глава 1. Теоретические аспекты методики преподавания алгебраических материалов в начальной школе
1.1. Развитие детей в младшем школьном возрасте
1.2. Методология применения элементов алгебры в начальной школе в концепциях В.В. Давыдова и Л.В. Занкова
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей преподавания алгебраических материалов в начальной школе
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Обучение математике в начальной школе - это важнейшее средство формирования мышления и интеллектуальных умений и навыков младших школьников, но в тоже время – это одна из самых сложных форм, требующая от ребенка максимального внимания и концентрации. Психолого-дидактический анализ новых технологий обучения ребенка младшего школьного возраста подтверждает, что правильно организованный процесс использования алгебраических элементов при обучении математики может быть действенным средством общего развития младшего школьника. Все это и составляет социальную значимость изучения выбранной нами темы исследования.
В настоящее время педагогическая литература начальных классов включает в себя различные концепции развития ребенка младшего школьного возраста посредством использования алгебраических материалов при изучении математики. К таким концепциям следует, прежде всего, отнести теории Н.Б. Истоминой, Л.В. Занкова, М.И. Моро, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и др. Практика использования учебных пособий этих авторов показывает, что преподавателям начальных классов порой трудно выбрать какое-либо одно из них и опираться, при построении процесса обучения, только на него. При этом многими специалистами иногда отмечается факт трудности освоения алгебраических материалов в начальной школе, особенно в первом классе. Изучение этого факта объясняет научную значимость данной работы.
Исследование особенностей применения методики преподавания алгебраических материалов в начальной школе может помочь педагогам в процессе обучения детей математике.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему исследования.
На современном этапе развития научной педагогической мысли, констатируется достаточно большое количество учебных пособий по математике различных авторов, содержащих в себе различные теории наиболее эффективного освоения младшим школьником умения решать математические задачи различной степени сложности. Ряд из этих пособий включают в себя применение алгебраических материалов. Этот факт обусловлен тем, что современное образование не опирается на какую-либо конкретную теорию развития и воспитания ребенка в начальной школе. В то же время на сегодняшний день остается не известным, оказывает ли преподавание алгебраического материала негативное влияние на развитие и успеваемость младшего школьника.
Цель исследования – изучение эффективности методики преподавания алгебраических материалов в начальной школе.
Объект исследования - методы преподавания математики в начальной школе.
Предмет исследования - алгебраические материалы, используемые при преподавании математики в начальной школе.
Гипотеза исследования – применение алгебраических элементов в обучении математике не оказывает негативного влияния на общую успеваемость, уровень тревожности и мотивацию ребенка к обучению.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого–педагогической литературы рассмотреть особенности развития ребенка в младший школьный период.
2. Проанализировать концепции применения алгебраических материалов при обучении математики в начальной школе.
3. Эмпирически изучить особенности влияния алгебраических материалов на успеваемость и психологические паттерны поведения младших школьников.
Эмпирическая база исследования. Эмпирической базой исследования явилась МОУ «Лицей» №2341 и №2446 г. Москвы. В эксперименте приняли участие ученики двух 1 классов в количестве 40 человек (по 20 человек из каждого класса). В одном классе были применены алгебраические материалы (вторая группа – экспериментальная) при подаче нового материала, а в другом нет (первая группа - контрольная).
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
1. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы. // Психологическое обозрение. 1996. № 2 (3), с. 47-52.
2. Бантова М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 3 класс»: Пособие для учителя/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степенова. – М.: Просвещение, 2010.
3. Белошистая А.В. Решение задач в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 160 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998.
5. Волкова С.И., Ордынкина И.С. Контрольные работы в начальной школе по математике. – М.: Дрофа, 2009.
6. Выготский Л.С.Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз,1997. – 224с.
7. Гончаров В.Л. Начальная алгебра. Изд. 2. — М.: АПН РСФСР, I990.
8. Давыдов В.В. Психологические особенности «дочислового» периода обучения математике. Основные понятия школьной математики и их генетическая связь (теоретический анализ). – М., 2014.
9. Давыдов В.В. Анализ строения счета как предпосылка построения программы по арифметике // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. — М.: АПН РСФСР, 1962.
10. Давыдов В.В. Опыт введения элементов алгебры в на¬чальной школе // Советская педагогика. — 1962. — № 8.
11. Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе. – М.: Педагогика, 1983.
12. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: "Академия развития", 1998.
13. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994.
14. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1999.
15. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2012.- 64 с.
16. Истомина Н.Б. Математика 1 класс. – Смоленск, 2012.
17. Истомина Н.Б. Математика 2 класс. – Смоленск, 2012.
18. Истомина Н.Б. Математика 3 класс. – Смоленск, 2012.
19. Истомина Н.Б. Математика 4 класс. – Смоленск, 2012.
20. Карты. Программы эксперимента. Эрудит. – М., 2012.
21. Концепция математического образования (в 12-летней школе) // Математика в школе. - 2009- № 2. - С.13-18.
22. Крайг Г. психология развития. – СПб.: Питер, 2009. – 992 с.
23. Кузнецов В.И. Задачник. – М.: Самоцвет, 2012.
24. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. – 1999. - № 8. С. 37-39.
25. Математика. Учебн. Для 3 класса нач. шк. В 2-х частях/ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
26. Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. 3 «А» класс. – М.: ВАКО, 2013. – 432 с.
27. Моро М.И., Пышкало А.И. Методика обучения математике в 1-3 кл. - М.: Просвещение, 1988.
28. Муранов А.А., Муранова Н.Ф. Игры с кругами – Минск, 1995.
29. Мухина В. С. Детская психология.- СПб., 1992.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России. -1999. -442с.
31. Петерсон Л.Г. Математика, 3 класс. - М.: С-ИНФО: БАЛЛАС, 1996. (в 4-х частях ).
32. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – СПб: Изд-во «Питер», 1999.
33. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997.
34. Сойер У. У. Прелюдия к математике. М.: Просвещение, 1972. - 192 с.
35. Теоретические и практические основы обучения решению математических задач в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. – М., 2013.
36. Формирование учебной деятельности школьников. / Под. ред. Давыдова В.В., Ломпшера Й., Марковой А.К. М.: Просвещение, 1982.
37. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2009.- 320с.
38. Эльконин Д.Б. Психологические исследования в начальной школе. // Советская педагогика. – 1961. - № 9. – С. 22-31.