Введение
Глава 1. Теоретические основы рассмотрения гуманно-личностного подхода в образовании
1. Общие представления о гуманно-личностном подходе в педагогике
2. История развития гуманно-личностного подхода в образовании
3. Гуманно-личностный подход в образовании в педагогической концепции Ш.А. Амонашвили
Глава 2. Эмпирическое изучение основ гуманно-личностного подхода в образовании
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Литература
XX век обозначил глобальную проблему в мировом общественном сознании, где гуманизм выступает как основной принцип и критерий общественного прогресса.
В национальной доктрине образования Российской Федерации обозначены перспективные цели и конкретные задачи образования, определены такие качества выпускников образовательных учреждений, как нравственность, предприимчивость, готовность оперативно принимать ответственное решение в ситуации выбора, способность к сотрудничеству и взаимопониманию, динамизм и конструктивность мышления, чувство ответственности перед обществом, семьей и собой. Здесь обозначены стратегические намерения и ожидания общества от системы образования. В тактическом, приземленном и практическом аспекте эти задачи реализуются через учебно-воспитательный процесс в школе. На современном этапе развития и активного реформирования отечественного образования проблема гуманизации становится явной доминантой педагогического процесса. Все эти аспекты определяют социальную значимость изучаемой нами проблемы.
Гуманистические традиции в отечественной педагогике заложили и развивали такие отечественные ученые как: К.Д.Ушинский, В.И.Водовозов, П.Ф.Каптерев П.Ф.Лесгафт, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильина, И.П.Волкова, Л Н.Толстой, К Н.Вентцель и др.
Сегодня проблемами гуманно-личностного образования и воспитания занимаются Ш.А. Амонашвили, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и другие исследователи. Научная значимость данной работы объясняется общим рассмотрением представлений о гуманно-личностном образовании в трудах этих и других ученых.
Практическая значимость работы объясняется необходимостью и востребованностью использования гуманно-личностных представлений в образовании в практике педагогической деятельности.
Цель исследования – рассмотрение гуманно-личностного подхода в образовании.
Объект исследования – гуманно-личностный подход в образовании.
Предмет исследования – влияние гуманно-личностной позиции педагога в процессе обучения на школьную мотивацию ребенка начальной школы.
Гипотеза исследования - гуманно-личностная позиция педагога в образовании (выраженная в демократическом стиле общения с детьми) влияет на мотивацию обучения ребенка в школе.
Задачи исследования:
1. Дать общее представление о гуманно-личностном подходе в педагогике.
2. Рассмотреть историю развития гуманно-личностного подхода в образовании.
3. Изучить гуманно-личностный подход в образовании в педагогической концепции Ш.А. Амонашвили.
4. Изучить влияние гуманно-личностной позиции педагога в образовании на мотивацию обучения школьников в возрасте 7-11 лет.
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Педагогика, 2013.
2. Амоношвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.- М.,1994
3. Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. - М., 2011.
4. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Академия, 2010. – 176 с.
5. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СПб, 2011. – 258 с.
6. Вентцель К.Н. Как создать свободную школу. 2-е изд. М., 1908. 149 с.
7. Воспитательные системы школы: история и современность / Редкол.: Г.Д. Аверьянова и др. - Владимир, 1990. 89 с.
8. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М, 1997.
9. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.:Просвещение, 1996. – 433 с.
11. Джуринский А. Н. История педагогики. – М.: Владос, 2010. – 343 с.
12. Дидактика средней школы / Под ред. Скаткина М. Н. – М., 2012.
13. Егоров С. Ф. История педагогики в России. Хрестоматия. – М.:Академия, 2011. – 400 с.
14. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М., 1994.
15. Ильина Т. А. Педагогика. – М.: Просвещение, 2013. – 522 с.
16. История педагогики / Под ред. А. И. Пискунова. – М.: Сфера, 1997. – 252.
17. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под. ред. А.Н.Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. 704 с.
18. Колесникова И.А. Гуманитаризация непрерывного образования – одно из направлений модернизации российского общества // Социально-гуманитарные знания. – 2013. - №1. – С. 86 – 107.
19. Колесникова И. А. Педагогическая цивилизация и их парадигмы // Педагогика. – 1995. - № 6.
20. Куликова С.В. Гуманистическая направленность педагогической мысли и учебных заведений нового типа в России конца XIX ― начала XX в. - Волгоград, 1996. 199 с.
21. Лесгафт П.Ф. Изб. пед.соч.: В 2-х т. - М.: Педагогика, 2012. Т. 1. 335 с.
22. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2010. – 523 с.
23. Макаренко А.С. О воспитании молодежи - М.: Педагогика, 1991. 400 с.
24. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. - М., 2010.
25. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Просвещение, 2010.
26. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4–е изд. – М.: Школьная пресса, 2012. – 512 с.
27. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: РПА, 1996. – 97 с.
28. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 400 с.
29. Психология: словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-М., 1990.-С.21
30. Рачинский С.А. Сельская школа: Сборник статей. 3-е изд., доп. - СПб.: Союз, 2009. 371 с.
31. Савченко А. Я. Дидактика начальной школы. – Киев, 1997. –122 с.
32. Селевко Г.С. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2009. – 256 с.
33. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Ю.В. Сенько. – М.: Академия, 2011. – 240 с.
34. Сластенин В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. – Барнаул, 1996. - №1.
35. Теория и практика школьных воспитательных систем / Редкол: Л.И. Новикова и др. - М.: Новая школа, 1996. 160 с.
36. Толстой Л.Н. Сборник статей. - М.: Педагогика, 2014.470 с.
37. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М., 1994. Т.2. 365 с.
38. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.
39. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2011. – 519 с.
40. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М., 2010.