ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Аттестация персонала: сущность, значение и задачи
1.2 Методы проведения аттестации
1.3 Проблемы внедрения комплексной системы аттестации
Глава 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Краткая характеристика организации
2.2. Анализ системы аттестации на предприятии
2.3 Роль кадровой службы в процедуре аттестации
Глава 3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ДОМ КРЕПЕЖА»
3.1 Проектирование элементов оценки персонала
3.2 Совершенствование метода оценки (аттестации)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Всем известна формула «идеального персонала», когда расходы на персонал стремятся к минимуму, а отдача - к максимуму. Аттестация одновременно воздействует на оба вышеназванных компонента этого соотношения.
После проведения аттестации становится видна целостная картина компетентности персонала, исходя из которой составляются грамотные программы обучения и развития. В итоге средства тратятся только на развитие нужных компетенций у определенных категорий персонала. По результатам аттестации могут приниматься те или иные кадровые решения, направленные на повышение эффективности деятельности работников. Не менее важен и психологический фактор, как правило даже на этапе внедрения аттестации, одно упоминание о ней стимулирует персонал к более серьезному отношению к должностным обязанностям и повышению уровня собственной квалификации.
Согласно свежему исследованию MBF Educational Center и компании Begin Group (проект HRM), посвященному аттестации персонала в России, более половины организаций (54%) проводят аттестацию персонала, а еще 19% планируют ввести ее в ближайшем будущем. При этом в большинстве компаний аттестация проходит раз в год. Связано это с тем, что должности и зарплаты, как правило, пересматриваются по итогам года, а потому логичным действием в связи с этим является проведение кадрового аудита. По словам менеджеров по подбору персонала рекрутингового агентства Staff International, аттестация распространена на крупных предприятиях города, где трудовые отношения складываются в соответствии с Трудовым кодексом. В мелких же фирмах аттестация проводится крайне редко, так как руководитель вполне может собрать всю информацию о своих немногочисленных сотрудниках самостоятельно.
Цель курсовой работы - разработка методики оценки персонала при периодической аттестации.
Задачи курсовой:
- рассмотреть сущность, задачи и значение аттестации персонала в современных условиях, проанализировать методы аттестации персонала;
- проанализировать действующую систему аттестации персонала в ООО «Дом Крепежа»;
- разработать предложения по совершенствованию системы аттестации в рассматриваемой организации.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Аттестация персонала: сущность, значение и задачи
Аттестация персонала - один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории.
Аттестация персонала - процедура формализованной систематической оценки соответствия уровня труда, качеств и потенциала личности конкретного работника требованиям выполняемой работы на данном рабочем месте за определенный период времени.
Единого определения аттестации нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. По мнению М.Погодиной (2010) «Под аттестацией работников, как правило, понимают процедуру, представляющую собой комплексную проверку уровня деловых, личностных, а порой и моральных качеств работника по соответствующей должности в современных условиях». В нормативных актах наблюдаются различные подходы в определении аттестации, ее целей, задач и принципов. Неоднозначны решения вопросов формирования аттестационных комиссий, подготовки и проведения аттестации, оценки аттестуемого и правовых последствий аттестации. Это объясняется спецификой отраслей, принявших акты об аттестации, особенностями профессий и условиями труда аттестуемых работников.
Вместе с тем можно установить следующие характерные признаки, присущие аттестации работников в любой сфере. Во-первых, она, как правило, проводится в той организации, с которой у работника заключен трудовой договор. Во-вторых, объектом проверки является теоретическая и практическая подготовленность работника занимать определенную должность или выполнять определенную работу. В-третьих, аттестация проводится в специально создаваемых аттестационных комиссиях.
При этом важно помнить, что при проведении аттестации должно производиться сравнение сотрудников не между собою, а со стандартом данной работы.
В зарубежных организациях аттестация, или оценка персонала, является неотъемлемой составной частью процесса управления.
По мнению А.Я.Кибанова «Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижения по службе, награждения, определения размера заработной платы, а также понижения в должности и увольнения».
Основные цели аттестации персонала.
1. Информационная (информирование персонала компании).
2. Создание резерва на выдвижение (карьерный рост сотрудников).
3. Выявление потребности в обучении (в целях разработки плана обучения, подготовки и переподготовки персонала).
4. Административная (основание для принятия кадровых решений: повышение, понижение, перемещение, увольнение).
5. Улучшение коммуникационных связей (взаимопонимание, взаимодействие, производственные отношения между руководителем подразделения и сотрудником).
6. Дифференциация вознаграждения за труд
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)
2. Авдеев, В. Проверено - должности соответствует / В.Авдеев // Практическая бухгалтерия. – 2008. - N 11
3. Варенова, А.В. Правовое регулирование аттестации персонала организации / А.В.Варенова // Руководитель автономного учреждения. - 2010. - N 1. - С. 53 - 62.
4. Горловская, Т. Аттестация как метод оптимизации численности персонала. Рекомендации по применению / Т.Горловская // Трудовое право. – 2009. - N 9. – С. 24-26
5. Гущина, И.А. Как уволить нерадивого сотрудника? Проведите аттестацию / И.А.Гущина // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2008. - N 5. – С. 45-46.
6. Жалило, Б. Кому нужна аттестация или оценка исполнения [Электронный ресурс] // Журнал HR-Portal - URL: http://www.hr-portal.ru/article/komu-nuzhna-attestatsiya-ili-otsenka-ispolneniya
7. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Учебник / А.Я. Кибанов, Л.В. Ивановская, Е.А. Митрофанова. - М.: ПРИОР, 2008.
8. Коннова, А. Внедряем аттестацию / А.Коннова // Кадровик. Кадровое делопроизводство. - 2010. - N 2. - С. 32 - 39.
9. Кузнецова, Н. Аттестация персонала: прецедентная модель результативности [Электронный ресурс] / Н.Кузнецова // Журнал HR-Portal - URL: http://www.hr-portal.ru/print/37473
10. Литягин, А. Эффективная аттестация / А.Литягин // Кадровое дело. – 2010 - № 3 – С. 15-17.
11. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2006. – 312 с.
12. Менщиков, Л.И. Оценка персонала: «быть или не быть?» и «как это сказать по-русски?» / Л.И.Менщиков // Управление персоналом. – 2006. -N 21. – С. 16-21.
Всего 26 источников литературы