Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ
1.1 Мотивация труда: основные понятия, определения
1.2 Теория мотивации труда
2 АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика компании ЗАО «РИСС-Телеком»
2.2 Анализ мотивационных установок в сфере труда в компании
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНИЮ И РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное) Тест Розановой В.А. «Формирование положительной групповой мотивации»
В настоящее время общепризнанна возрастающая роль мотивации в управлении социально-экономическими процессами и организациями. Она является, с одной стороны, одной из ведущих и специфичных функций управления, с другой – органически вплетена в ткань всего управленческого процесса от стадии выработки целей и принятия решения до получения конечного результата.
Исследование столь важной, многоаспектной и актуальной научной и прикладной категории, каковой является мотивация, требует углубленного понимания ее сути, внутренней динамики, специфических признаков и выяснения на этой основе современных проблем и путей ее практического использования.
Переход к рыночной экономике в нашей стране является процессом нелегким. В этих условиях формирования новых механизмов хозяйствования ставится задача работать по-новому, в соответствии с законами и требованиями рынка, овладевать новым типом рыночного поведения. Поэтому возрастает роль каждого работника в конечных результатах деятельности предприятия. В связи с этим одной из главных задач современного предприятия является поиск эффективных способов управления мотивацией труда, которые обеспечивают активизацию человеческих ресурсов.
Главным решающим фактором эффективной деятельности персонала является их мотивация. Актуальность проблем мотивации признается сегодня и наукой, и практикой. От четко разработанных систем управления трудовой мотивацией работников зависит не только повышение творческой и социальной активности конкретного работника, но и эффективность работы предприятий различных форм собственности.
Признание ведущей роли человека в системе производственных отношений не требует сегодня доказательств. Очевидно и то, что не любой персонал становится залогом успеха компании, а лишь развитый, способный решать не только рутинные, традиционные, но и новые задачи, высоко мотивированный.
Целью курсовой работы является исследование в теории и практике системы мотивации персонала предприятия, оценка имеющихся в ней проблем и разработка путей их решения.
В соответствии с этим мною были определены следующие задачи курсовой работы:
- исследование актуальных вопросов управления мотивацией;
- выявление проблем системы мотивации на предприятии;
- разработка мероприятий по совершенствованию системы трудовой мотивации на предприятии.
Предметом исследования в курсовой работе выступает система трудовой мотивации персонала предприятия. В качестве объекта исследований выбрано предприятие ЗАО «РИСС - Телеком».
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении дается оценка современного состояния решаемой проблемы, обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи работы, формулируются теоретические основы и методология исследования.
В первой главе работы проводится исследование теоретических основ мотивационного механизма. Анализируется сущность и экономическое значение мотивации, изучаются теории мотивации.
Во второй главе курсовой работы представлен анализ системы мотивации в филиале компании ЗАО «РИСС – Телеком». В частности, в данной главе проводится общее исследование предприятия.
В третьей главе курсовой работы на основе изученной специальной литературы и проведенного анализа системы мотивации разрабатываются мероприятия по решению проблем системы мотивации труда и совершенствованию процесса управления мотивацией на предприятии.
В заключении представлены основные выводы работы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ
1.1 Мотивация труда: основные понятия, определения
Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями [1]. Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности посредством трудовой деятельности. В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник: благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена – издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия. Мотивы труда формируются, если: в распоряжении общества имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека; для получения этих благ необходимы личные трудовые усилия работника; трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с наименьшими материальными издержками.
Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага [2].
Стимулирование труда предполагает создание условий, при которых активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения потребностей работника, формирование у него мотивов труда.
Мотивация труда – важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала работника влияющей на производственную деятельность [3].
1. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала [Текст] / В. Верхоглазенко // Консультант директора. – 2002. - №4.
2. Демченко Р.Л. Управление персоналом. Современные подходы [Текст] / Р.Л. Демченко// Человек и труд. – 2003. – №8. – С. 32-34
3. Иванов М.С. Мотивация поведения и иные факторы, влияющие на эффективность управления персоналом фирмы [Текст] / М.С. Иванов // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - №6.
4. Кулиев Т.А., Мамедов В.Б. Руководитель и коллектив: взаимодейст-вие [Текст]: учеб. пособие для вузов / Т.А. Кулиев, В.Б. Мамедов. - М.: Знание, 2003.
5. Лукасевич И., Израйлит А. Основные подходы к разработке систем мотивации менеджеров [Электронный ресурс] / И. Лукасевич, А. Израйлит // Проблемы теории и практики управления. – 2003. - №6 // www.ptpu.ru
6. Пастухов Б. Управление деловой активностью персонала [Электронный ресурс]/ Б. Пастухов // Проблемы теории и практики управления. – 2002. – №2. // www.ptpu.ru
7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - №8.
8. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала [Текст]: учебно-методическое пособие / В.В. Гончаров. - М.: МНИИПУ, 1997.
9. Захаров Н.И. Мотивационное управление в социально-экономических системах [Текст] / Н.И. Захаров. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 249с.
10. Линчевский Э.Э. Мотивация – основа деятельности [Текст] / Э.Э. Линчевский. – М.: Инфра-М, 2000. – 97с.
11. Лукичева Л.И. Управление организацией [Текст]: учебное пособие / Л.И. Лукичева. – М.: Омега-Л, 2004.
12. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия [Текст] : учеб. пособ. для вузов / Е.В. Маслов – Новосибирск: ИНФРА – М – Изд-во НГАЭ и У, 1998. – 312 с.
13. Маслоу А.Г. Мотивация и личность [Текст]: учебное пособие / А.Г. Маслоу. – М.: Инфра-М, 2001. – 218 с.
14. Мельникова М.Н. Мотивационный менеджмент [Текст]: учебное пособие / М.Н. Мельникова. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2001. – 81 с.
15. Михальский А. Люди уходят…[Электронный ресурс] / А. Михальский // Проблемы теории и практики управления. – 2000. – №12 // www.ptpu.ru
16. Наминач А. Ищите нематериальные стимулы [Текст]/ А. Наминач // Капитал. – 1999. – 14-20 окт.
17. Тонышева Л.Л. Мотивационный механизм управления организацией [Текст]: учебное пособие/ Л. Л. Тонышева – Тюмень: ТюмТНГУ, 2001. – 122 с.
18. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента [Текст]: учебное пособие/ В.В Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело, 1998. – 312 с.
19. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом [Текст]: учеб. для вузов / Ю.А. Цыпкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 223 с.
20. www.riss-telecom.ru [Электронный ресурс].