Введение
Глава 1. Теоретические основы мотивации в управлении
1.1. Теории трудовой мотивации
1.2. Понятие и сущность мотивации
1.3. Стимулирование труда как внешняя побудительная причина
Глава 2. Анализ мотивационного потенциала персонала банка «Русский стандарт»
2.1. Общая характеристика банка
2.2. Анализ мотивации сотрудников
2.3. Рекомендации по повышению мотивации персонала банка
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования обусловлена осуществляемыми в стране политическими и экономическими реформами, которые не могут быть эффективно реализованы без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной.
Вместе с тем в последнее время наблюдается тенденция снижения интереса и внимания к проблемам труда – необходимое условие правильного выбора направления и методов реализации мероприятий по оздоровлению экономики. В основе причин, обусловивших необходимость перестройки, лежит кризис трудовой активности. Его суть – отчуждение труда, потеря абсолютным большинством работников его смыслообразующей функции. Радикальное изменение ситуации в стране невозможно без изменения отношения к труду. Для того чтобы распределить, надо, прежде всего, произвести. Именно поэтому реальная эффективность любых экономических мероприятий определяется их воздействием на отношение людей к труду. Изменить отношение людей к труду нельзя декретами и постановлениями, так как это длительный эволюционный процесс, который можно ускорить, трезво оценивая и сложность ситуации, и причины, ее породившие.
Кризис труда привел к тому, что деформированными стали конкретные варианты поведения людей в сфере производства. Позитивное поведение – повышение своего благосостояния и социального статуса посредством повышения уровня знаний и профессионализма в работе, добросовестного отношения к труду – оказывалось часто неэффективным, не приводило к желаемым результатам. Положение осложняется еще и тем, что большинство управленческих решений последних лет страдают тем, что носят сугубо экономический, а порой и чисто технократический подход к решению проблемы. В расчет редко принимаются социальные последствия принимаемых решений.
Стратегией и тактикой выхода из кризисной ситуации являются мотивация и стимулирование трудовой деятельности как целенаправленное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов, формирование соответствующего мотивационного ядра и развитие на этой основе трудового потенциала. Между тем мотивация персонала в любом обществе и экономической системе носит сущностный характер и в значительной степени предопределяет экономику в обществе и уровень его благосостояния.
Актуальность проблемы мотивации обусловлена тем, что от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретных работников, но и конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности.
Целью работы является разработка проекта организационных изменений, повышающих мотивацию персонала к выполнению стратегии развития банка.
Задачи исследования:
- Исследование системы мотивации: понятие, принципы формирования, содержание;
- Анализ кадровых показателей и удовлетворенности системой мотивации;
- Разработка проекта системы стимулирования и мотивации в ЗАО «Банк Русский Стандарт».
Объект исследования: ЗАО «Банк Русский Стандарт».
Предмет исследования: мотивация и стимулирование работников предприятия.
Методы исследования: экономико-статистический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический, социологический.
Исследование базировалось на трудах таких авторов, как: В.Р. Веснин, С.И. Иванова, В.В. Травин, В.А. Розанова, М.И. Магура, М. Леви, А.Н. Занковский и других.
Глава 1. Теоретические основы мотивации в управлении
1.1. Теории трудовой мотивации
Мотивация – это процесс побуждения работников к деятельности для достижения целей организации [27, c. 23]. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к работе, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами. Работник мотивирован - следовательно, он заинтересован, создана ситуация, при которой, решая общие цели организации, он тем самым удовлетворяет свои личные потребности.
Процесс мотивации сложен и неоднозначен, существует довольно значительное количество различных теорий, объясняющих заинтересованность сотрудников в своей работе разными потребностями индивидуума и условиями его существования. Многочисленные исследования трудовой мотивации продолжаются и сегодня, они способствуют появлению новых и развитию существующих концепций мотивации персонала.
До сих пор ни одна теория трудовой мотивации не может полностью охватить и объяснить трудовое поведение человека, но каждая из них дает возможность оценить и воздействовать на отдельные ситуации, рассматривая поведение работника с различных точек зрения. Поэтому знакомство с различными моделями и теориями дает возможность более полного понимания и управления человеческим поведением [3, c. 345].
Трудовая деятельность человека непосредственно связана с системой мотивационных сил. Мотивационные факторы, в свою очередь, находятся в сложном взаимодействии с другими факторами – ситуативными, индивидуальными. К ситуативным характеристикам относят организационные и социальные условия: количество работающего персонала, структура организации, психологический климат, отношение подчиненных к руководителю и т.п. [8, c. 87].
1. Аширов Д.А. Управление персоналом. – М., 2005. – 232 с.
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации: учебник для вузов / Т.Ю. Базаров. – М.: Юристъ, 1996. – 568 с.
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. – М.: Юристъ, 1998. – 495 с.
4. Виханский О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник для вузов / О. С. Виханский, А.И. Наумов – М.: Гардарика, 1998 . – 476 с.
5. Волгин Н. Новый подход к оплате труда госслужащих // Российский экономический журнал. – 1999. – №5-6. – С.52-57.
6. Врум В. Работа и мотивация. – М.: «Вершина», 2008. – 168 с.
7. Герберт А. Саймон, Дональд У. Смитсбург. Менеджмент в организации: учеб. пособие для вузов. – М.: Экономика, 1995. – 239 с.
8. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов / И.Н. Герчикова. – М.: Высшая школа, 1995. – 576 с.
9. Грачев А.П. Построение механизма мотивации персонала Принципы // Соискатель (Спец. вып. журн. "Труд и социальные отношения").
10. Дмитренко Г.А. Мотивация и оценка персонала. – Киев, 2002. – 246 с.
11. Дружинина Л. Профессиональные конкурсы в системе мотивации / Л. Дружинина // Справочник по управлению персоналом. – 2006. – N 9. – С. 54-59.
12. Егоршин Е.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное посоьбие.-2-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2006. – 464 с.
13. Егоршин А. П. Управление персоналом: учебник для вузов. – 3-е изд. / А. П. Егоршин. – Н.Новгород: НИМБ, 2001. – 653 с.
14. Иванова С.И. Мотивация на 100% : а где же у него кнопка? – М., 2005.
15. Катков В.М. Проблемы мотивации руководителей и специалистов на промышленных предприятиях. // Управление персоналом. –1998. – № 10.
16. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом на предприятии: учебник для вузов / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. – М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 2003. – 521 с.
17. Кочеткова А. И. Психологические основы современного управления персоналом: учеб. пособие для вузов / А. И. Кочеткова. – М.: Экзамен, 2004. – 210 с.
18. Ладанов И.Д. Мотивационный климат организации // Управление персоналом. – 1998. – № 9. – С.49
19. Магура М. Эффективное управление людьми невозможно без современных персонал-технологий / М. Магура // Человек и труд. – 2005. – № 11. – С. 23-30.
Всего 40 источников литературы