ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1. АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
1.2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.3. ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В РАМКАХ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
2.2. ВИДЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
2.3. ОЦЕНКА УЩЕРБА ГОСУДАРСТВУ ОТ КОРРУПЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3.1. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3.2. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ КОНКУРЕНЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Актуальность темы исследования. Государственные закупки играют важную роль как в странах с развитыми рыночными институтами, так и в переходных и развивающихся экономиках. Государственные закупки представляют собой деятельность государства по закупке товаров, работ и услуг, необходимых для выполнения государством своих функций. В то же время, государственные закупки сами по себе являются важной функцией государства, требующей правильного администрирования.
Двойственность природы государственных закупок объясняется тем, что государство выступает в качестве крупнейшего потребителя товаров целого ряда отраслей и создает спрос, в значительной степени способный оказывать регулирующее воздействие на экономику, ее структуру и динамику. Государственные закупки, как элемент экономической деятельности государства, затрагивают: ценовую динамику по определенным видам товаров, работ и услуг; совокупный спрос; инновационное развитие; социально-экономическую политику государства, а также непосредственно влияют на развитие или ограничение конкуренции.
В связи с этим каждая страна организовывает национальную систему закупок с учетом экономических, политических и социальных аспектов, законодательно закрепляя основные положения, требования, процедуры и порядок их проведения, а также возможные аспекты контроля. Для того, чтобы понять, насколько эффективна институциональная организация системы закупок, и насколько она адекватна существующим условиям, необходимо производить оценку эффективности закупочной деятельности.
Актуальность вопросов, связанных с эффективностью государственных и муниципальных закупок в первую очередь обуславливается ролью закупок в системе макроэкономических показателей страны. В большинстве стран мира расходы на государственные и муниципальные закупки составляют “10-20 % от ВВП и могут составлять 50% и больше от общих расходов государства”. В Российской Федерации объем государственных закупок на 2016 год, по словам главы Министерства экономического развития, составил 1/5 от объема внутреннего спроса.
На эффективность системы государственных и муниципальных заказов влияет множество факторов, среди которых ошибки или преднамеренные действия заказчиков, особенности рынков или особенности условий и структуры закупок, макроэкономические и политические процессы.
Одним из элементов процесса организации государственных и муниципальных закупок в мировой практике является процедура выбора типологии контрактов, заключаемых по результатам закупочных процедур. В данной работе произведен анализ эффективности применения контрактов, заключаемых по результатам проведения закупочных процедур, исходя из предположения о том, что:
- перечень типов контрактов, применяемых на сегодняшний день в рамках Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных» (далее – Федеральный закон №94-ФЗ), является недостаточным для эффективного функционирования системы государственных и муниципальных закупок
- при выборе типа контракта необходимо учитывать специфику объекта закупки
- каждый тип контракта содержит в себе определенные риски, которые возможно минимизировать при правильном подборе контракта для каждого конкретного объекта закупки.
На сегодняшний день тематика оценки эффективности государственных и муниципальных контрактов плохо освещена в отечественной литературе. В первую очередь, это связано с тем, что нынешнее российское законодательство о закупках делает основной акцент на формализации процедур размещения заказа и не предполагает проведения оценки эффективности действующей системы.
Действующая система государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации опирается на Федеральный Закон № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, Федеральный закон № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, Федеральный закон № 213-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, Гражданский и Бюджетный Кодексы РФ.
Данной законодательной базой предусмотрен сбор статистической информации по факту заключения и исполнения контракта, однако указанная информация не содержит описания этапа исполнения контрактов и приемки результатов контрактов, являющихся необходимым атрибутом для оценки эффективности государственных и муниципальных заказов и, в частности, оценки эффективности контрактов, так как для оценки эффективности контрактов необходимо, в том числе, получать сведения о качестве их исполнения.
Тем не менее, в последние два года ведется много дискуссий об эффективности существующей в России системы государственных и муниципальных закупок, которая в конечном итоге влияет на основную деятельность государственных и муниципальных заказчиков и на выполнение ими своих функций.
Поэтому выбранная тематика является актуальной для российской практики осуществления государственных и муниципальных закупок. В рамках данной работы представляется актуальным рассмотрение зарубежной практики применения различной типологии контрактов по итогам закупочных процедур и поиск наиболее оптимальных комбинаций контрактов в определенных условиях.
Объект исследования – система закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет исследования – развитие корпоративного управления в системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Целью магистерской диссертации является исследование процесса организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках развития корпоративного управления, а также разработка предложений по его совершенствованию.
Задачи:
- Провести анализ проблем организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
- Рассмотреть теоретические аспекты совершенствования организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках развития корпоративного управления
- Разработать методические положения и практические предложения по совершенствованию организации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.