Введение
Глава 1. Теоретические основы конфликта интересов на муниципальной службе
1.1. Сущность и виды конфликта интересов на муниципальной службе
1.2. Нормативно-правовая база разрешения конфликта интересов на муниципальной службе
1.3. Способы урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе
Глава 2. Практика разрешения конфликта интересов на муниципальной службе
2.1. Характеристика деятельности конфликта Администрации Кудряшовского сельсовета
2.2. Анализ конфликта интересов на муниципальной службе и способ урегулирования в Администрации Кудряшовского сельсовета
2.3. Проблемы разрешения конфликта интересов на муниципальной службе на примере администрации Кудряшовского сельсовета
Глава 3. Пути и методы урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе
3.1. Основные направления совершенствования практики разрешения конфликта интересов на муниципальной службе
3.2. Рекомендации по дальнейшему урегулированию конфликта интересов в Администрации Кудряшовского сельсовета
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы
Приложение
Актуальность темы исследования. В российской системе государственного управления сохраняются системные противоречия, не позволяющие реализовать в полной мере потенциал, заложенный в основе функционирования государственной службы. Неблагоприятные тенденции в деятельности государственных органов проявляются, прежде всего, в неразвитости и низкой эффективности процедур, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих. Указанные проблемы приводят к возникновению конфликта интересов, который выражается в злоупотреблении государственными служащими должностным положением и использовании служебных полномочий для удовлетворения личных интересов или иных интересов, не связанных с исполнением должностных обязанностей.
Характерные признаки системы государственной службы современной России – закрытость, информационная асимметрия, направленность на реализацию установок политического руководства, отсутствие гибкости, раздутая штатная численность и нерациональное расходование бюджетных средств не позволяют адаптировать деятельность государственных органов к функционированию в условиях глобализации, конкуренции национальных экономик, наличия большого количества наднациональных организаций (деятельность последних направлена, в том числе, на повышение прозрачности и подотчетности государственного управления).
В условиях, когда обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ национальной экономики России определяется качеством государственного управления, доверием населения к государству, проблемы управления конфликтом интересов на государственной службе приобретают особое научно-практическое значение. Институциональная неустойчивость, неизбежная для трансформационных процессов в сфере государственного управления, предопределила направления и подходы к исследованию научной проблемы – формирование механизма управления конфликтами интересов на муниципальной службе.
Актуальность и значимость исследования проблемы управления конфликтом интересов обусловлены тем, что применяемые процедуры, направленные на противодействие злоупотреблениям должностным положением в целях удовлетворения личных интересов, носят фрагментарный характер. Они слабо связаны между собой и поэтому недостаточно эффективны; формированию комплексного механизма управления конфликтами интересов не уделяется должного внимания. Закрепленный законодательством Российской Федерации подход к управлению конфликтом интересов необоснованно сужает сферу действия, поскольку направлен на борьбу всего лишь с преследованием материальной выгоды при выполнении должностных обязанностей. При таком подходе нематериальная выгода, которая также может оказывать влияние на поведение муниципального служащего, остается за пределами правового регулирования.
Исследование теоретических и методических вопросов управления конфликтом интересов, выбор элементов механизма управления конфликтом интересов на базе упреждающего подхода соответствуют общемировым тенденциям смещения приоритетов в управлении муниципальной службой в направлении применения этических регуляторов и положений, что представляется актуальным как для теории, так и практики государственного управления России.
Внимание к изучению конфликта интересов нашло свое отражение в трудах российских ученых М.Л. Альпидовской, И.Ю. Беляевой, В.Д. Граждана, Д.И. Дедова, В.В. Евстифеева, И.А. Зимней, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, Я.Л. Коломинского, К.О. Магомедова, О.В. Паниной, А.А. Реана, С.Л. Рубинштейна, К.А. Стрельникова, А.И. Турчинова, А.М. Цирина, Т.В. Шороховой, Г.И. Щукиной, посвященных проблемам, связанным с конфликтом интересов на государственной службе. Проблема рассмотрения конфликта интересов с управленческой точки зрения отражена в научных работах не в полной мере. Так, недостаточно отражены проблемы создания комплексного механизма управления конфликтом интересов на муниципальной службе, а также организационной структуры управления конфликтом интересов.
Вместе с тем не все проблемы управления конфликтами интересов на муниципальной службе получили к настоящему времени всестороннее и углубленное рассмотрение. Несмотря на наличие значительного количества публикаций, посвященных исследованию теоретических и методологических проблем становления и функционирования муниципальной службы, многие вопросы остаются дискуссионными. В частности, требует изучения проблема соотношения морально-этических регуляторов, инструментов саморегулирования муниципальных служащих и инструментов принуждения.
В исследованиях указанных авторов недостаточно отражены вопросы, связанные с рассмотрением муниципальной службы с позиции организационного поведения. Недостаточно внимания уделяется вопросам развития этики на муниципальной службе. Необходимо дополнительно изучить вопросы, связанные с преследованием муниципальными служащими личной материальной и нематериальной выгоды при выполнении должностных обязанностей.
Недостаточная изученность институциональных основ управления конфликтом интересов приводит к необходимости разработки проблемы управления конфликтами интересов на муниципальной службе.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе выявления, предупреждения и урегулирования конфликта интересов в системе муниципальной службы.
Предметом исследования являются нормы административного права, которые определяют механизм выявления, предупреждения и урегулирования конфликта интересов в системе муниципальной службы, а также законодательство в указанной сфере и практика правоприменения.
Цель работы – проанализировать конфликты интересов на муниципальной службе в Администрации Кудряшовского Сельсовета и сформулировать рекомендации по их урегулированию.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующей группы задач, отражающих логическую последовательность предпринятого исследования:
- Изучить сущность и виды конфликта интересов на муниципальной службе.
- Проанализировать нормативно-правовое регулирование конфликта интересов на муниципальной службе.
- Определить способы урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе.
- Провести анализ конфликта интересов в Администрации Кудряшовского Сельсовета.
- Сформулировать рекомендации по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе в Кудряшовском Сельсовете.
Методологическая основа исследования. При написании выпускной квалификационной работы для достижения ее целей и решения поставленных задач использовались диалектический, системно-структурный, исторический, социологический, сравнительно-правовой и иные методы познания. Комплексное применение этих и ряда других методов позволило осмыслить и раскрыть предмет исследования.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-специалистов в области государственного и муниципального управления, общей теории права, гражданского, уголовного и административного права разных лет, посвященные исследованию различных аспектов категории «конфликт интересов».
Нормативно-правовую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие механизм выявления, предупреждения и пресечения конфликта интересов в сфере муниципальной службы.