Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур системы управления персоналом
1.1. Анализ литературы по теме
1.2. Доказательство авторской позиции
1.3. Выбор модели структурирования службы персонала
Глава 2. Анализ организационной структуры системы управления персонала ОАО «НЗХК»
2.1. Краткая характеристика
2.2. Анализ организационной структуры системы управления персоналом
2.3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры системы управления персоналом
Заключение
Список литературы
Приложения
Персонал является одним из наиболее сложных объектов управления в организации, поскольку в отличие от материальных факторов производства персонал обладает возможностью принимать решения и критически оценивать предъявляемые к ним требования. Персонал также имеет субъективные интересы и чрезвычайно чувствителен к управленческим воздействиям, реакция на которые не определена.
Система управления персоналом – это совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом.
Существуют различные модели построения системы управления персоналом в организации. Применение той или иной модели для конкретной организации зависит от ее организационной структуры.
Актуальность темы обусловлена тем, что организационная структура определяет взаимоотношение (взаимоподчинение) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации, а также проявляется в таких формах, как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей и т.д.
Актуальность темы определяется так же необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры системы управления персоналом в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.
Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры системы управления персоналом, способствующей наиболее эффективному достижению целей.
Цель курсовой работы – выявить сущность, роль и главные закономерности организационных структур системы управления персоналом, систематизировать и классифицировать изученную информацию, разработать рекомендации.
Задачи курсовой работы:
Изучить литературу по выбранной теме;
Построить модель рассматриваемого процесса;
Проанализировать организационную структуру на предприятии;
Предложить комплекс рекомендаций по совершенствованию организационной структуры системы управления персоналом.
Объект исследования – ОАО НЗХК.
Предмет исследования – организационная структура системы управления персоналом.
Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур системы управления персоналом
1.1. Анализ литературы по теме
Служба управления персоналом является функциональным подразделением, непосредственно не участвуя в основной деятельности, обеспечивает нормальное функционирование организации.
Служба управления персоналом – совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики .
Работа служб персонала имеет два направления: тактическое и стратегическое.
В рамках тактического направления осуществляется текущая кадровая работа по формированию трудовых ресурсов. Суть кадровой работы в этом направлении состоит в определении того, что конкретно, кем, как и с помощью чего должно делаться на практике в данный момент в сфере управления персона¬лом. Решение этих повседневных задач основывается на административных методах.
Стратегическое направление работы служб персонала ориентировано на формирование кадровой политики организации, то есть системы теоретических взглядов, идей, требований, практических мероприятий в области работы с персоналом, ее основных форм и методов.
Функции управления персоналом – это конкретные виды управленческих работ, которые образуют циклический процесс управления персоналом.
Имеет место несколько подходов к классификации функций управления персоналом.
По направленности работы с персоналом:
1. Социальная функция. Отражается в обеспечении занятости, безопасных условий труда, охраны труда.
2. Нормативная или регулятивная. Выражается в установлении условий труда, соблюдении трудового законодательства, правил охраны труда, разрешении трудовых споров. Эта функция вытекает из положения службы персонала как системы урегулирования конфликта между интересами организации и интересами работников и иных субъектов управления персоналом.
3. Воспитательная. Отражается в способах мотивации работников.
4. Информационно-аналитическая. Заключается в информационном обеспечении деятельности организации.
5. Контрольная. Позволяет службе персонала отслеживать складывающуюся ситуацию как внутри организации, так и на рынке труда .
По характеру выполняемой работы:
- Функция делопроизводства (подготовка приказов по личному составу, ведение табельного учета и иные функции).
- Административная деятельность (принятие основных законодательных положений в области организации и оплаты труда, заключение коллективных договоров).
- Трудоустройство (прием на работу, ознакомление с рабочим местом, перевод).
- Функции развития персонала (подготовка, оценка кадров, управление карьерой сотрудников).
- Функции поддержания и стабилизации персонала (материальное вознаграждение, социальные вопросы) .
Группа разнородных функций – управление дисциплиной, условия труда и ТБ, контроль за трудовыми отношениями.
1. Акимова Т. А. Теория организации: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
2. Акофф Расселл Л. Идеализированное проектирование как предотвратить завтрашний кризис сегодня, создание будущего орг. / Расселл Л. Акофф, Джейсон Магидсон, Герберт Дж. Эддисон; пер. с англ. Ф. П. Тарасенко. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007.
3. Валуев, С. А., Игнатьева, А. В. Организационный менеджмент. – М.: Инфра-М, 2008.
4. Варьяс Ю.В. Конструирование организа¬ционной структуры управления. – М.: Знание, 1982.
5. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. – М.: Юрист, 2008.
6. Владимирова И. Г. Организационные структуры управления компаниями // Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. - № 3. – С. 115 – 125.
7. Герчикова И. Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2007.
8. Гpибoв B., Гpyзинoв B. Экономика предприятия: [Электронный ресурс] // http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0015/
9. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации и управления / под ред. Г. Э. Слезингера. – М.: Прогресс, 1971.
10. Евенко Л. И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. Теория и практика формирования. – М.: Наука, 1983.
11. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента учеб. пособие для вузов по экон. специальностям / Н. И. Кабушкин. – Минск: Новое знание, 2006.
12. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2011.
13. Коно Т. Стратегия и структуры японских предприятий: пер. с англ. / под. общ. ред. О. С. Виханского. – М.: Прогресс, 1987.
14. Крук Д. М. Управление общественным производством при социализме. – М.: Экономика, 1972.
15. Кукура С. П. Теория корпоративного управления. – М.: Экономика, 2004.
16. Лагоша Б. А. Методы и модели совершенствования организационных структур. – М.: Наука, 1988.
17. Лехциер Л. И. Структуры управления производственными организациями. – М.: МГУ, 1982.
18. Мильнер Б. З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2007.
19. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации: пер. с англ. / под. ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2003.
20. Овчинникова Т.И. Место службы управления персоналом в структуре организации // Кадры предприятия. – 2003. - №11. – С. 21.
Всего 30 источников литературы