Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие мотивации и потенциала
1.2. Понятие мотивационного потенциала
1.3. Методы оценки мотивационного потенциала
2. Аналитическая часть
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ кадровых показателей
2.3. Оценка мотивационного потенциала персонала
3. Проектная часть
3.1.Предложения проекта
3.2. Мероприятия проекта
3.3. Социально-экономическая эффективность проекта
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность темы исследования определяется те, что степень использования потенциала персонала прямо связана с финансовыми результатами работы. Постоянная работа по совершенствованию мотивации и оценки является одним из важнейших факторов интенсивного роста организации. Исходя из этого, процесс оценки персонала должен опираться на максимально возможно широкую и достоверную информацию об организации труда, о психологических особенностях, профессиональной компетенции и результатах деятельности работников, которую невозможно получить без проведения комплексных исследований.
Потребности практики в области оценки известны - это, прежде всего, потребности руководителя в оценке профессиональных качеств вновь принимаемого работника либо исполнительской деятельности уже принятого. Это так же и потребность в оценке управленческой компетентности самого руководителя.
Проблемам оценки мотивационного потенциала персонала в зарубежной и отечественной литературе уделяется много внимания. Значительный вклад в изучение этих вопросов внесли отечественные ученые: В.Р. Веснин, О.С. Виханский, Н.А. Волгин, Б.М. Генкин, А.П. Егоршин, Н.П. Кибанов, Ю.Г. Олегов, В.В. Травин и др.
Целью работы является разработка методики оценки мотивационного потенциала персонала.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие мотивации, мотивационного потенциала, оценки мотивационного потенциала, определить методы оценки мотивационного потенциала; проанализировать кадровые показатели объекта исследования; определить уровень мотивационного потенциала объекта исследования; дать рекомендации по повышению уровня мотивационного потенциала.
Предмет исследования - оценка мотивационного потенциала персонала.
Объектом исследования является в ОАО «НЗХК».
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие мотивации и потенциала
В настоящее время ни в отечественной литературе, ни в зарубежных источниках нет сколько-нибудь детального разграничения понятий «стимул» и «мотивация», а также «мотив» и «мотивация».
Мотивация является базовым психологическим процессом. Это самое важное понятие в подходе к поведению человека на рабочем месте. Очень часто отождествляют мотивацию и причины поведения. Но причины поведения гораздо шире и намного сложнее одной толь¬ко мотивации. Однако не следует недооценивать мотивацию – один из важнейших процессов для понимания поведения наряду с такими понятиями, как восприятие, личность, установка, научение. И, тем не менее, надо помнить, что не следует понимать мотивацию как единственное объяснение поведения. Она взаимодействует или действует наравне с другими опосредующими процессами и окружающей средой. Надо также помнить, что, подобно другим когнитивным процессам, мотивацию нельзя наблюдать. Наблюдать можно только поведение. Мотивация же - это гипотетический конструкт, который используют, чтобы облегчить объяснение поведения, и который не следует отождествлять с поведением. Фактически, признавая цен¬тральную роль мотивации, современные теоретики организационно¬го поведения считают, что в этой области важно еще раз особо под¬черкнуть значение поведения .
Сегодня фактически все – и практики, и теоретики – имеют свое определение понятия «мотивация».
Как правило, в определение включают одно или несколько из приведенных далее слов: «страстное желание», «необходимость», «пожелание», «цели», «намерения», «потребности», «побуждения», «мотивы», «вознаграждение».
Мотивация – это процесс, начинающийся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует по¬ведение или создает побуждение, направленное на достижение определенной цели или вознаграждения.
Таким образом, ключ к пониманию процесса мотивации лежит в значении слов «потребности», «побуждение», «вознаграждение» и во взаимоотношении между ними.
Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения, в этом, собственно, и заключена суть мотивации. С позиции системного подхода мотивация складывается из трех взаимодействующих и взаимозависимых элементов: потребностей, побуждений и вознагражден .
Потребность выражается в ощущении потери или лишения, недостатка чего-то важного. Дефицит может быть физиологическим (пища) социальным (круг общения) или психологическим (самоуважение) .
Потребности можно назвать мотивами, поскольку они побуждают нас к определенным действиям. Мотивы – индивидуальные внутренние движущие силы, которые побуждают нас вести себя по-своему.
Довольно часто термины «стимул» и «мотивация», «мотив» и «мотивация» употребляют как синонимы.
Отсутствие четкого и объективного разграничения в содержании названных терминов связывается с тем, что каждый их них пришел из разных наук, имеющих различные объекты и предметы изучения (табл. 1.1).
1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами: учеб. для слушателей по прогр. "Мастер делового администрирования" / Майкл Армстронг ; пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2012. - 846 с.
2. Боковня, А. Е. Мотивация - основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании) / А. Е. Боковня. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 141 с.
3. Борисова Е. В. Оценка мотивационного потенциала работников общественного питания: автореф. дисс. / Е. В. Борисова. – М., 2005. – 20 с.
4. Бухалков, М. И. Управление персоналом: учебник / М. И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 398 с.
5. Ветлужских, Е. Н. Мотивация и оплата труда инструменты, методики, практика / Елена Ветлужских. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 148 с.
6. Герчиков, В. И. Управление персоналом работник - самый эффектив. ресурс компании : учеб. пособие для вузов по специальности "Менеджмент организации" / В. И. Герчиков. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 281 с.
7. Егоршин, А. П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие / А. П. Егоршин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 376 с.
8. Жданкин, Н. А. Мотивация персонала измерение и анализ : учеб.-практ. пособие / Н. А. Жданкин. - М.: Финпресс, 2010. - 269 с.
9. Ивахнов, А. Прогноз на "приживаемость", или Диагностика мотивации кандидата / Антон Ивахнов // Кадровик. Рекрутинг для кадровика .- 2011 .- № 12 .- С. 204-209
10. Калмыкова, О. Фактор времени и мотивационный потенциал персонала / Ольга Калмыкова, Александр Гагаринский // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом) .- 2012 .- № 3 .- С. 105-113
11. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учеб. для вузов по специальностям "Менеджмент организации", "Управление персоналом" / А. Я. Кибанов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. ун-т упр. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 446 с.
12. Кирхлер, Э. Мотивация в организациях [пер. с нем.] / Эрих Кирхлер, Криста Родлер. – Харьков: Гуманитар. Центр, 2008. - 166 с. ил.
13. Комаров, Е. И. Измерение мотивации и стимулирования "человека работающего": учеб. пособие / Е. И. Комаров ; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, Фак. инновационно-технол. Бизнеса. - М.: РИОР; ИНФРА-М, 2010. - 134 с.
14. Криворотов, В. В. Система показателей мотивации персонала, влияющих на конкурентоспособность предприятия / В. В. Криворотов, А. В. Калина, А. В. Пахтусов // Вестник УрФУ. Серия "Экономика и управление" .- 2012 .- № 4 .- С. 32-45
15. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Е. А. Митрофанова, М. В. Ловчева ; под ред. А. Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 522 с.
16. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие по специальности "Упр. персоналом" / [В. П. Пугачев и др.] ; под ред. В. П. Пугачева. - М.: Гардарики, 2008. - 413 с.
17. Рогожин, М. Ю. Управление персоналом 100 вопросов и ответов о самом насущном в современой кадровой работе : практ. пособие / М. Ю. Рогожин. - М.: Альфа-Пресс, 2009. – 174 с.
18. Управление персоналом: учеб. для бакалавров / [А. А. Литвинюк и др.] ; под ред. А. А. Литвинюка ; Рос. гос. торгово-эконом. ун-т. - М.: ЮРАЙТ, 2012. - 434 с.
19. Управление персоналом организации: практикум / [А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Д. К. Захаров и др.] ; под ред. А. Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 363 с.
20. Управление персоналом организации: учеб. пособие для вузов по специальности 080104 "Экономика труда" и др. экон. специальностям / [П. Э. Шлендер и др.] ; под ред. П. Э. Шлендера. - М.: Вуз. учеб.; ИНФРА-М, 2010. – 396 с.
21. Четыркина, Н. Мотивация, стимулирование и вовлечение персонала / Н. Четыркина // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция .- 2012 .- № 2 .- С. 422-424
22. Шелепов, В. Г. Влияние компетенций персонала на обеспечение надежности и конкурентоспособности коммерческого банка / Шелепов В. Г. // Банковские услуги .- 2012 .- № 7 .- С. 29-33
23. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда [подходы, методы, рекомендации] : пер. с англ. / под ред. Дороти Бергер, Ланса Бергера. - М.: Альпина; Бизнес Букс, 2008. - 760 с.