ВВЕДЕНИЕ
1 ВОСПИТАНИЯ САМУРАЕВ
1.1 Основные принципы воспитание самураев
1.2 Основные требования, предъявляемые к будущему самураю
1.3 Морально-нравственная сторона воспитания самураев
1.4 Значение меча для самураев
2 ИДЕОЛОГИЯ САМУРАЙСТВА
2.1 Кодекс самурайской чести
2.2 Значение харакири у самураев
2.3 Религиозные воззрения самураев
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На протяжении многих веков во всем мире велись войны для достижения определенных целей. Процесс подготовки, как войска, так и война в отдельности имело огромное значение для каждого государства.
В подготовки война в Японии предавалось огромное значение, воспитание война происходила с разных сторон. Самурай являлся воином-профессионалом, который искусно уничтожал любую цель. Мастерство владения самураев оружием, а также их способность вести бой голыми руками просто поражают. Стоит отметить также моральную подготовку и самоотверженность каждого самурая.
Тринадцать столетий прошло с тех пор, как появились первые из них и более ста лет – как последние официально перестали существовать.
Как и раньше, так и сейчас японское общество чтит средневековых воинов, выражая это в проведении многочисленных праздников, посвященных самурайской истории. Как и прежде, эти праздники, рассчитанные на воспитание молодежи в духе самурайских традиций, ежегодно напоминают о прошлом сословия воинов.
Именно поэтому данный аспект и сегодня интересует многих исследователей.
Тема является достаточно разработанной ей посвящено большое количество работ, среди которых можно отметить: Сила-Новицкой Т. Г., Спеваковского А. Б., Жукова Е. М., Мещерякова А. Н.
Целью же данной работы является максимально полное и точное рассмотрение принципы воспитания воина в Японии.
Для достижения ее необходимо осветить следующие вопросы: процесс воспитания воина, основные требования предъявляемые к самураю, кодекс самурайской чести Бусидо, харакири, религиозные воззрения самураев.
I ВОСПИТАНИЯ САМУРАЕВ
1.1 Основные принципы воспитание самураев
Звание самурая в средневековой Японии было наследственным. Сын, как правило, шёл по стопам отца, становясь воином-профессионалом, представителем сословия военно-служилого дворянства, и оставался в том феодальном клане, членом которого был его родитель. Поэтому в самурайских семьях особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения уже с раннего детства в духе бусидо. Основной задачей наставников молодого буси была выработка в нём того комплекса особенностей, которые считались необходимыми в профессии самурая, воспитание человека физически сильного, владеющего в полной мере военным искусством, вооружённого знанием моральных принципов господствующего класса.
Сын самурая с самого рождения окружался исключительной заботой. Он являлся продолжателем рода, хранителем и наследником его традиций. Он имел право совершать религиозные обряды по отправлению культа предков. С особым вниманием относились к первому сыну, так как он по закону уже с момента рождения считался наследником дома, всего состояния семьи и имени самурая. Кроме того, сын наследовал землю или рисовый паёк, за который служил у феодала его отец .
Впервые дни после появления ребёнка на свет в дом самурая приходили родственники, приносившие мальчику подарки, среди которых были два веера изогнутой формы, рассматривавшиеся как предвестники двух мечей воина и как символ храбрости.
Через несколько лет сын воина получал один или два (в зависимости от ранга отца) маленьких игрушечных меча, вырезанных из дерева. Это приучало юного самурая любить своё оружие – мечи, принадлежность
сословия воинов.
Развивать в детях самураев военный дух и почитание воинской доблести (сёбу) были призваны ежегодные праздники мальчиков – «танго-но сэкку», отмечаемые в пятый день пятого месяца по лунному календарю и получившие затем большое распространение в период Эдо. Во время праздника мальчиков выставляли в доме искусно изготовленные миниатюрные доспехи, надетые иногда на специально изготовленных для этой цели кукол, мечи, луки и стрелы, знамёна, стараясь тем самым воспитать в будущем самурае воинственность, уважение и благоговейное отношение к военному снаряжению и к самому ремеслу самурая. Играть такими мечами и доспехами детям запрещалось, на них можно было только смотреть, так как демонстрация игрушек приравнивалась к самурайской практике показа мечей и доспехов.
Самурайская молодежь приобщалась к профессии воина также во время праздников в честь побед над айнами и в других битвах эпохи средневековья, когда выставляли и носили по городу самурайское снаряжение, демонстрировали искусство буси и рассказывали повести о героизме (гундан). Значительное влияние оказывало конфуцианство. По одному из его принципов, дети должны были относиться к родителям с почтением и уважением, дорожить ими, любить их, не противодействовать их воле, не причинять им огорчения и беспокойства даже в том случае, если «родители по влечениям своим были дурными людьми и относились дурно к детям».
1. Горегляд В. Н. Философия Дзэн-буддизма //ААС. 1976. №10. – 60 с.
2. Иэнага Сабуро. История японской культуры / Иэнага Сабуро. – М. 1972. – 101 с.
3. Конрад Н.И. Новейшая истории Японии / Н.И. Конрад // Япония. Сб. ст. М. 1934. –320 с.
4. Конрад Н.И. Японский феодальный эпос 12-14 вв. Японская литература. От «Кодзики до Токутоми» / Н.И. Конрад. – М. 1974. – 340 с.
5. Конрад Н.И. Япония в период развитых феодальных отношений (10-15вв.). История стран Азии и Африки в средние века /Н.И. Конрад. – М. 1968. – 217 с.
6. Лаврентьев Б.П. Японско-русский словарь: Около 15000 слов/ Б.П.Лаврентьев – М.: Цитадель. 1996. - 566 с.
7. Спеваковский А. Б. Самураи – военное сословие Японии / А.Б. Спеваковский. – М. 1981. – 60 с.
8. Эндо Сюсаку . Самурай / Эндо Сюсаку - Азбука-классика. 2003. – 290 с.
9. Юдзан Д.Б., Ямамото Ц. Х., Юкио Мисима Х.Н. Книга самурая. Бусидо / пер. на рус. Р.В. Котенко, А.А. Мищенко – СПБ.: Евразия. 2000. – 320 с.