ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность и структура торгового ассортимента
1.2. Пути формирования оптимального торгового ассортимента
1.3. Стратегическое и оперативное управление ассортиментом
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА (НА ПРИМЕРЕ АВТОМАГАЗИНА ИП)
2.1. Характеристика коммерческой деятельности розничной торговой организации
2.2. Анализ формирования торгового ассортимента розничной торговой организации
2.3. Анализ торгового ассортимента розничной торговой организации
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА АВТОМАГАЗИНА
3.1 Анализ конкурентоспособности автомагазина как основа формирования оптимального ассортимента
3.2. Совершенствование формирования оптимального торгового ассортимента автомагазина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Розничная торговля является индикатором развития экономики, она не только характеризует состояние отечественного производства, экономическую безопасность страны, но и имеет огромное социальное значение, влияя на уровень и качество жизни населения. Несмотря на высокие темпы развития розничной торговли в России, она еще далека от мировых стандартов эффективности функционирования.
Розничная торговля сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся секторов сферы услуг. Это развитие, с одной стороны, обусловлено укрупнением отечественных розничных предприятий, проходящим преимущественно в форме их сетизации, с другой стороны, внедрением на российском рынке транснациональных торговых сетей. Следствие этого – усиление конкуренции в сфере розничной торговли.
Особенностью такой конкуренции является то, что зарубежные торговые сети обладают не только значительно большим финансовым потенциалом, но и проверенными современными управленческими и маркетинговыми технологиями, в том числе и в области разработки и реализации конкурентной стратегии, чего нельзя сказать об отечественных розничных операторах. Одной из причин такого положения является слабая методологическая проработанность вопросов разработки и реализации конкурентной стратегии в секторе розничной торговли. Причинами такого положения, по нашему мнению, являются трансформация представлений о структуре и сущности отдельных элементов конкурентной стратегии, происходящая в результате эволюции теорий конкуренции и подходов к обеспечению конкурентоспособности организаций; разнообразие секторов розничной торговли и связанное с этим многообразие возможных инструментов воздействия на рынок, количество и содержание которых далеко выходит за рамки известных концепций маркетинга-микс; растущее количество услуг, оказываемых розничной торговлей своим потребителям, которые также отличаются разнообразием в различных ее секторах. Эти причины обусловливают то, что сформировать универсальную структуру конкурентной стратегии для розничной торговли не представляется возможным. В такой ситуации организации ретейла вынуждены либо применять самые общие известные методологические подходы (например, разрабатывать конкурентную стратегию в рамках своего стратегического маркетинга), либо копировать конкурентные стратегии известных зарубежных сетей. Все это не позволяет принимать в полной мере обоснованные решения ни по поиску перспективных направлений достижения конкурентных преимуществ, ни по поиску адекватных способов их реализации для конкретной российской торговой организации. Поэтому развитие методологии в области разработки и реализации конкурентной стратегии как в целом, так и в отношении ее основных элементов и уровней в последние годы становится весьма актуальным.
Несмотря на большое разнообразие инструментов воздействия на рынок, рассматриваемых в рамках конкурентной стратегии, в розничной торговле есть один главный и сложный по структуре инструмент. Это торговый ассортимент. Основанием для поиска подходов к формированию внешних и внутренних конкурентных преимуществ, связанных с торговым ассортиментом, является его структуризация, различные виды которой применяются на разных уровнях принятия решений и действий по управлению ассортиментом. Здесь под внешними конкурентными преимуществами понимается превосходство над конкурентами в области воспринимаемой ценности товаров и (или) услуг, получаемых покупателями. Под внутренними конкурентными преимуществами понимается превосходство в области затрат и издержек.
Проблема поиска конкурентных преимуществ в рамках такого элемента конкурентной стратегии, как торговый ассортимент, заключается в том, что далеко не все подходы к его структуризации имеют универсальный характер. Непонимание этого приводит к тому, что их повсеместное применение не всегда позволяет обеспечить точное представление о реальном положении вещей с ассортиментом и, соответственно, с конкурентными преимуществами торговой организации, зависящими от этого элемента конкурентной стратегии.
Основное внимание при оптимизации ассортимента уделялось маркетинговым инструментам. Лишь немногие авторы данного направления исследований связывали оптимизацию товарного ассортимента с эффективностью деятельности торговой компании.
Цель исследования – на основе анализа сформулировать рекомендации по совершенствованию формирования оптимального торгового ассортимента (на примере автомагазина).
Объект исследования – ассортимент розничной торговой организации.
Предмет исследования – формирование оптимального торгового ассортимента как основа эффективной коммерческой деятельности розничной торговой деятельности.
Объект наблюдения – ИП
Задачи:
- Рассмотреть сущность и структуру торгового ассортимента.
- Изучить пути формирования оптимального торгового ассортимента.
- Выявить стратегическое и оперативное управление ассортиментом.
- Проанализировать торговый ассортимент и пути его формирования в розничной торговой организации – автомагазина.
- Сформулировать рекомендации по совершенствованию формирования оптимального торгового ассортимента автомагазина.
- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О рекламе» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О защите конкуренции» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс
- Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 79 с.
- Балакирев С.В. Маркетинговые классификации ролей товарных категорий // Практический маркетинг. – 2011. – № 3. – С. 21-27.
- Башлачева Т.А., Ильченко А.Н. Оперативное управление запасами в розничной торговле // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2011. – №4(28). – С. 10-17.
- Беленов О.Н., Бугаева Т.М. Типология методов управления ассортиментом продукции// Современная экономика: проблемы и решения. – 2010. – №1. – С. 69-76.
- Бодряков Р.Е. ABС и XYZ: составление и анализ итоговой матрицы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rombcons.ru/logistik2.htm.
- Бузукова Е.А. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC-анализа и XYZ-анализа. [Электронный ресурс] Режим доступа. -URL: http://zakup.vl.ru/files/avs_i_huz_analizi.pdf.
- Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы / Е.А. Бузукова. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.
- Валевич Р.В., Давыдова Г.А. Экономика торговой организации. – Минск, 2008. – 371 с.
- Васильев Г. А. Маркетинг розничного торгового предприятия: Учебное пособие / Г.А. Васильев, А.А. Романов, В.А. Поляков. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 159 с.
- Гаджинский А.М. Логистика. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 484 с.
- Губернаторов А.М. Оптимизация ассортиментной политики в многопродуктовых производствах (на примере предприятий стекольной промышленности Владимирской области) // Экономика и бизнес. – 2011. – №1(5). – С. 22-27.
- Долгов А.П. Логистический менеджмент фирмы: концепции, методы и модели / А.П. Долгов, В.К. Козлов, С.А. Уваров. – СПб.: Бизнес-пресса, 2005. – 384 с.
- Дулова Е.М., Сагдеева Т.Б. Особенности внедрения системы категорийного менеджмента // Известия Института систем управления СГЭУ. – 2012. – № 3 (6). – С. 243-246.
- Жигун Л. А. Менеджмент оптовых организаций: Учебное пособие / Л.А. Жигун. – М.: НИЦ Инфра-М, 2012. – 107 с.
- Кандсыинцев В. Финансовый вес категории // Новости торговли. – 2003. – № 12.
- Киселев В.М. Категорийный менеджмент: Учебное пособие / В.М. Киселев, М.А. Николаева. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 208 с.
- Комкова Е. Товарный портфель и управление закупками в рознице / Е. Комкова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
- Костина О.В. Подходы к управлению товарным ассортиментом в условиях нарастающей конкуренции // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2009. – №12. – С. 58-60.
- Ксенофонтова О.Л., Новосельская Н.А. АВС-XYZ –анализ как средство управления товарным ассортиментом торгового предприятия // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2013. – № 2 (34). – С. 70-76.
- Куликова Н. Р. Управление ассортиментом товаров: Учебное пособие / Н.Р. Куликова, Т.А. Трыкова, Н.С. Борзунова. – М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 240 с.
- Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.Ж. Ламбен. – СПб.: Питер, 2005. – 800 с.
- Либо А.М. Анализ факторов формирования товарного портфеля // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2012. – №32. – С. 159-162.
- Ляпина И.Р., Потапова Е.В. Формирование товарного ассортимента по результатам маркетинговых исследований // Научные записки ОрелГИЭТ. – 2010. – №2 (ноябрь). – С. 282-285.
- Мадюкова А.В. Совершенствование управления ассортиментом на торговом предприятии // Школа университетской науки: парадигма развития. – 2012. – Т. II. – № 6. – С. 134-137.
- Марченко И.С. Категорийный менеджмент в коммерции: инструмент управления ассортиментом товаров в розничной торговле // Вестник Мурманского государственного технического университета. – 2011. – Т. 14. – № 1. – С. 25-29.
- Николаева М.А. Маркетинг потребительских товаров. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – 398 с.
- Новикова Н.Г. Логистический подход к управлению торговым сортиментом и конкурентная стратегия розничной торговой организации // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). – 2011. – № 5. – С. 40.
- Новикова Н.Г. Современные проблемы маркетинг-менеджмента: методологический аспект / Н.Г. Новикова. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. – 248 с.
- Пикалова М.Б. Технология управления ассортиментом с использованием товарных категорий // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2013. – № 2 (47). – С. 37-41.
- Просвиркин Б.Л., Бекетов А.Н. Управление товарным ассортиментом как важнейший элемент маркетинга торгового предприятия: некоторые аспекты зарубежного опыта и теории // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2013. – № 2 (56). – С. 72-80.
- Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. – СПб.: Питер, 2007. – 196 с.
- Теплов В. И. Коммерческое товароведение: Учебник / под общ. ред. д. э. н., проф. В. И. Теплова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 696 с.
- Толубеева Е.М. Формирование торгового ассортимента розничного предприятия на основе социокультурного с сегментирования // Сборник научных трудов Sworld. – 2011. – Т. 11. – № 2. – С. 44-46.
- Якушов Д.И. Стратегическая роль товарного ассортимента в конкурентоспособности коммерческой организации // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2013. – №4. – С. 245-247.