Дипломная работа|Торговое дело

Дипломная Конкурентоспособность торгового предприятия: проблемы и пути их решения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2011 | Страниц: 80

Введение

Глава 1. Конкурентоспособность торговых организаций в условиях современной экономики

1.1. Конкурентоспособность: сущность, виды и значение

1.2. Современное состояние конкуренции в торговле

1.3. Показатели конкурентоспособности организаций торговли

Глава 2. оценка конкурентоспособности ООО «Топ-книга»

2.1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Топ-книга»

2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Топ-книга»

Глава 3. Повышение конкурентоспособности ООО «ТОП-КНИГА»

3.1. Необходимость повышения конкурентоспособности организации в современных экономических условиях

3.2. Пути повышения конкурентоспособности ООО «Топ-книга»

Заключение

Список литературных источников

ПРИЛОЖЕНИЯ

В современных условиях торговля как отрасль экономики приобретает все большее значение, соединяя производство, распределение, обмен и потребление, она формирует единый хозяйственный комплекс и обеспечивает соответствие между общественными потребностями и производственными ресурсами.

В своем развитии торговля претерпела серьезные структурные изменения и, благодаря своим масштабам и влиянию на уровень жизни населения, стала играть важную роль в экономике страны.

Особенностью современной розничной торговли в России является переход к интенсивному типу ее развития, выражающийся в сокращении стихийно организованных рынков, укрупнении и интенсификации розничных сетей, экспансии глобальных зарубежных субъектов торговли, обострении конкуренции между крупными розничными сетями.

Розничная торговля неизбежно превращается в один из основных факторов, отражающих уровень жизни населения, определяющих эффективность функционирования экономики города. В настоящее время перед розничной торговлей стоят большие задачи, включая требование развития, необходимость структурной перестройки розничной торговой сети, решение проблем, связанных с увеличением численности предприятий и их размещением.

В условиях усиления конкуренции предприятия розничной торговли предлагают потребителю новые товары и услуги. Состояние потребительского рынка на сегодняшний день характеризуется жесткой структуризацией и определяется вводом в действие новых форматов и подформатов организации торговли.

В современной рыночной среде, характеризующейся наличием конкуренции среди ее участников, хорошо информированных и требовательных потребителей, завоевание конкурентоспособности в бизнесе приобретает все большее значение и становится важнейшим фактором успеха.

К числу причин усиления конкуренции, обострения конкурентной борьбы, ее интенсификации, наблюдаемой за последние десятилетия во всем мире, традиционно относятся такие, как глобализация компаний; доступность капитала для образования новых предприятий и расширения существующих; изменения в регулирующем законодательстве многих стран; реструктуризация отраслей; снижение торговых ограничений; применение новых технологий и т.п.

Сравнительно недавно (до 1990 г.) российский рынок был защищен и позиции действующих субъектов были четко определены. Переход к рыночной экономике, предстоящее вхождение в ВТО определили понимание, что ни одна страна, ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективный характер конкуренции. В связи с этим необходимо изучение механизма конкуренции, тактики конкурентной борьбы, что определит умение формировать конкурентоспособность рыночных субъектов.

В связи с вышесказанным изучение конкурентоспособности торговых предприятий представляется актуальным в условиях активного развития рыночных отношений в нашей стране.

Значительный вклад в исследование конкуренции и конкурентоспособности внесен российскими и зарубежными учеными-экономистами, такими как: М. Портер, Ф. Котлер, П. Дойль, Дж. О’Шонесси, В.Г. Костенкова, И.М. Лифиц, Р.А. Фатхутдинов и некоторыми другими. В многочисленных работах по данной проблематике приводятся различные подходы к определению и оценке конкурентоспособности предприятия и продукции.

Целью данной дипломной работы выявление проблем конкурентоспособности торговых предприятий и формирование путей их решения.

В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:

1) Изучение сущность, видов и значения конкурентоспособности торговых организаций в условиях современной экономики.

2) Исследование современного состояния конкуренции в торговле, а также показателей конкурентоспособности торговых организаций.

3) Осуществление оценки конкурентоспособности на примере конкретного торгового предприятия.

4) Выявление необходимости повышения конкурентоспособности организации в современных экономических условиях.

5) Разработка путей повышения конкурентоспособности исследуемой торговой организации.

Объектом наблюдения в данной дипломной работе выступает реальная торговая организация – ООО «Топ-книга».

Объект исследования – конкуренция и конкурентоспособность.

Предмет исследования – конкурентоспособность торгового предприятия.

В качестве исходной информации использованы данные бухгалтерской финансовой отчетности организации ООО «Топ-книга» за 2008 – 2009 годы.

Используемые методы исследования выбраны в соответствии с целью и задачами дипломной работы: сравнение, анализ и синтез.

Выполненная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. Конкурентоспособность: сущность, виды и значение

Термин «конкуренция» происходит от латинского «concurrentia» и означает соперничество, соревнование, состязание [3, с. 168].

В экономике конкуренция – это общественная форма взаимодействия субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов [37, с. 86].

Наибольший вклад в фундаментальное исследование конкуренции внесли такие известные ученые в области экономики, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс – теория совершенной конкуренции, Дж. Робинсон и Э. Чемберлин – теория несовершенной конкуренции [3, с. 168].

В свою очередь современные экономисты также рассматривают конкуренцию с различных точек зрения. Так, М. Портер рассматривает конкуренцию как динамичный, развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты [25]. Р.А. Фатхутдинов отмечает, что конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории) для удержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях [34, с.153].

Без конкуренции нет рыночной системы, без нее рынок не может выполнить свои новаторские функции, не может выявить творческие начала субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует все то, благодаря чему рынок является движущей силой человеческого прогресса. Конкуренция – необходимое и достаточное условие, обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала [14, с. 202]. Именно поэтому в странах с рыночной экономикой конкуренция поддерживается государством посредством принятия нормативно-правовых актов, предполагающих создание таких условий функционирования хозяйствующих субъектов, которые стимулировали бы конкуренцию в отдельных отраслях экономики и ограничивали возможности образования монополий. В России такие законодательные акты приняты на федеральном уровне. К ним относятся Федеральные законы «О защите конкуренции» [1], «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [2]. В соответствии с Законом «О защите конкуренции» конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1, ст. 4].

Конкуренция характеризуется двумя особенностями [3, c. 170 – 171]:

- наличием на рынке достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей любого конкретного товара, означающим, что ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество товаров и услуг, чтобы это заметно повлияло на равновесную цену;

- свободой для продавцов и покупателей вступать на рынок или покидать его, предполагающей, что никаких ограничений организационного и юридического характера не должно быть для увеличения или сокращения производства и реализации товара данного типа.

Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и четче проявляется в ее функциях. Важнейшей из них является первая, которая в той или иной степени объединяет и остальные пять [3 с. 172 – 180]:

1. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (ред. от 29.11.2010) // КонсультантПлюс.

2. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 281-ФЗ (ред. от 23.12.2010) // КонсультантПлюс.

3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: Омега-Л, 2011. – 684 с.

4. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Дашков и К, 2005. – 737 с.

5. Виханский О.С., Наймов А.М. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.

6. Гавриленко Н.И. Основы маркетинга. – М.: Академия, 2007. – 320 с.

7. Гленн М., Келли Д. и Келли Р.Э. Руководство по оценке бизнеса. – М: Российское Общество Оценщиков. Академия оценки, 2006. – 423 с.

8. Григан А.М., Кандул К.И. Роль организационной культуры в формировании конкурентоспособности торгового предприятия // http://www.management61.ru/griganstat2.html.

9. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг-менеджмент и стратегии / Пер. с англ.; Под. ред. Ю.Н. Катуревского. – СПб.: Питер, 2007. – 544 с.

10. Забелин П.В., Моисеева Н.П. Основы стратегического управления. – М.: Маркетинг, 2007. – 195 с.

11. Качество торгового обслуживания — основной показатель конкурентоспособности торгового предприятия // http://www.sostav.ru/blogs/33501/2418.

12. Костенкова В.Г. Особенности конкурентной борьбы в розничной торговле // Вестник удмуртского университета. Экономика. – 2007. - № 2. – С. 111 – 116.

13. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. Т. Виноградова. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

14. Курс экономической теории: Учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.

15. Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 608 с.

16. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 460 с.

17. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. Н.А. Нагапетьянца. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 272 с.

18. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2007. – 362 с. 

19. Международный маркетинг / Н.И. Перцовский, И.А. Спиридонов, С.В. Барсукова. – М.: Высшая школа, 2001. – 239 с.

20. Минько Э.В. Качество и конкурентоспособность / Э.В. Минько, М.Л. Кричевский. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.

21. Никишкин В.В. Маркетинг розничной торговли. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 210 с.

22. Официальный сайт ИГ «АСТ» // http://ast.ru.

23. Официальный сайт ООО «Издательство «Эксмо» // http://www.eksmo.ru.

24. Официальный сайт ООО «ТОП-КНИГА» // http://www.top-kniga.ru.

25. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2005. – 608 с.

26. Продажи книг // http://expert-rating.ru/expert/index.php?option=com_content&task=view&id=287&Itemid=116.

27. Российский книжный рынок: основные проблемы и тенденции // http://old.e-xecutive.ru/print/publications/specialization/article_4269.

28. Российский статистический ежегодник. 2009: Статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. – М.: Росстат, 2009. – 847 с.

29. Рынок книг и розничные сети по продаже книжной продукции в России. – М.: РосБизнесКонсалтинг, 2010. – 90 с.

30. Садертдинова Э.Ф. Современное состояние организации торговли // http://nbene.narod.ru/comm/fcomm3.htm.

31. Сребник Б.В. Маркетинг. – М.: Высшая школа, 2005. – 360 с.

32. Сухова Д.К. Формирование стратегии развития предприятий розничной торговли крупного города // Проблемы современной экономики. – 2009. - № 4(24). – С. 20 – 26.

33. Уровень конкуренции в книжной отрасли // http://expert-rating.ru/expert/index.php?option=com_content&task=view&id=244&Itemid=116.

34. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. – СПб.: Питер, 2006. – 362 с.

35. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru.

36. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 271 с.

37. Экономическая теория / Под ред. Н.Г. Кузнецова – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 496 с.

38. Этапы оценки конкурентоспособности торгового предприятия и методы ее оценки // http://www.arhitrade.com/education.php?Id=64.

39. Юдникова Е.С. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике // Проблемы современной экономики. – 2009. - № 3 (23). – С. 14 – 22.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Торговое дело
2014 год 89 стр.
Диплом Формирование оптимального торгового ассортимента
Telesammit
Дипломная работа Торговое дело
2010 год 69 стр.
Товарное обеспечение предприятия
antiplagiatpro
Дипломная работа Торговое дело
2005 год 69 стр.
Управление закупками
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское