Введение
Глава 1. Конкурентоспособность торговых организаций в условиях современной экономики
1.1. Конкурентоспособность: сущность, виды и значение
1.2. Современное состояние конкуренции в торговле
1.3. Показатели конкурентоспособности организаций торговли
Глава 2. оценка конкурентоспособности ООО «Топ-книга»
2.1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Топ-книга»
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Топ-книга»
Глава 3. Повышение конкурентоспособности ООО «ТОП-КНИГА»
3.1. Необходимость повышения конкурентоспособности организации в современных экономических условиях
3.2. Пути повышения конкурентоспособности ООО «Топ-книга»
Заключение
Список литературных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях торговля как отрасль экономики приобретает все большее значение, соединяя производство, распределение, обмен и потребление, она формирует единый хозяйственный комплекс и обеспечивает соответствие между общественными потребностями и производственными ресурсами.
В своем развитии торговля претерпела серьезные структурные изменения и, благодаря своим масштабам и влиянию на уровень жизни населения, стала играть важную роль в экономике страны.
Особенностью современной розничной торговли в России является переход к интенсивному типу ее развития, выражающийся в сокращении стихийно организованных рынков, укрупнении и интенсификации розничных сетей, экспансии глобальных зарубежных субъектов торговли, обострении конкуренции между крупными розничными сетями.
Розничная торговля неизбежно превращается в один из основных факторов, отражающих уровень жизни населения, определяющих эффективность функционирования экономики города. В настоящее время перед розничной торговлей стоят большие задачи, включая требование развития, необходимость структурной перестройки розничной торговой сети, решение проблем, связанных с увеличением численности предприятий и их размещением.
В условиях усиления конкуренции предприятия розничной торговли предлагают потребителю новые товары и услуги. Состояние потребительского рынка на сегодняшний день характеризуется жесткой структуризацией и определяется вводом в действие новых форматов и подформатов организации торговли.
В современной рыночной среде, характеризующейся наличием конкуренции среди ее участников, хорошо информированных и требовательных потребителей, завоевание конкурентоспособности в бизнесе приобретает все большее значение и становится важнейшим фактором успеха.
К числу причин усиления конкуренции, обострения конкурентной борьбы, ее интенсификации, наблюдаемой за последние десятилетия во всем мире, традиционно относятся такие, как глобализация компаний; доступность капитала для образования новых предприятий и расширения существующих; изменения в регулирующем законодательстве многих стран; реструктуризация отраслей; снижение торговых ограничений; применение новых технологий и т.п.
Сравнительно недавно (до 1990 г.) российский рынок был защищен и позиции действующих субъектов были четко определены. Переход к рыночной экономике, предстоящее вхождение в ВТО определили понимание, что ни одна страна, ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективный характер конкуренции. В связи с этим необходимо изучение механизма конкуренции, тактики конкурентной борьбы, что определит умение формировать конкурентоспособность рыночных субъектов.
В связи с вышесказанным изучение конкурентоспособности торговых предприятий представляется актуальным в условиях активного развития рыночных отношений в нашей стране.
Значительный вклад в исследование конкуренции и конкурентоспособности внесен российскими и зарубежными учеными-экономистами, такими как: М. Портер, Ф. Котлер, П. Дойль, Дж. О’Шонесси, В.Г. Костенкова, И.М. Лифиц, Р.А. Фатхутдинов и некоторыми другими. В многочисленных работах по данной проблематике приводятся различные подходы к определению и оценке конкурентоспособности предприятия и продукции.
Целью данной дипломной работы выявление проблем конкурентоспособности торговых предприятий и формирование путей их решения.
В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:
1) Изучение сущность, видов и значения конкурентоспособности торговых организаций в условиях современной экономики.
2) Исследование современного состояния конкуренции в торговле, а также показателей конкурентоспособности торговых организаций.
3) Осуществление оценки конкурентоспособности на примере конкретного торгового предприятия.
4) Выявление необходимости повышения конкурентоспособности организации в современных экономических условиях.
5) Разработка путей повышения конкурентоспособности исследуемой торговой организации.
Объектом наблюдения в данной дипломной работе выступает реальная торговая организация – ООО «Топ-книга».
Объект исследования – конкуренция и конкурентоспособность.
Предмет исследования – конкурентоспособность торгового предприятия.
В качестве исходной информации использованы данные бухгалтерской финансовой отчетности организации ООО «Топ-книга» за 2008 – 2009 годы.
Используемые методы исследования выбраны в соответствии с целью и задачами дипломной работы: сравнение, анализ и синтез.
Выполненная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Конкурентоспособность: сущность, виды и значение
Термин «конкуренция» происходит от латинского «concurrentia» и означает соперничество, соревнование, состязание [3, с. 168].
В экономике конкуренция – это общественная форма взаимодействия субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов [37, с. 86].
Наибольший вклад в фундаментальное исследование конкуренции внесли такие известные ученые в области экономики, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс – теория совершенной конкуренции, Дж. Робинсон и Э. Чемберлин – теория несовершенной конкуренции [3, с. 168].
В свою очередь современные экономисты также рассматривают конкуренцию с различных точек зрения. Так, М. Портер рассматривает конкуренцию как динамичный, развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты [25]. Р.А. Фатхутдинов отмечает, что конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории) для удержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях [34, с.153].
Без конкуренции нет рыночной системы, без нее рынок не может выполнить свои новаторские функции, не может выявить творческие начала субъектов рынка, их инициативу и поиск, не реализует все то, благодаря чему рынок является движущей силой человеческого прогресса. Конкуренция – необходимое и достаточное условие, обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала [14, с. 202]. Именно поэтому в странах с рыночной экономикой конкуренция поддерживается государством посредством принятия нормативно-правовых актов, предполагающих создание таких условий функционирования хозяйствующих субъектов, которые стимулировали бы конкуренцию в отдельных отраслях экономики и ограничивали возможности образования монополий. В России такие законодательные акты приняты на федеральном уровне. К ним относятся Федеральные законы «О защите конкуренции» [1], «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [2]. В соответствии с Законом «О защите конкуренции» конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1, ст. 4].
Конкуренция характеризуется двумя особенностями [3, c. 170 – 171]:
- наличием на рынке достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей любого конкретного товара, означающим, что ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество товаров и услуг, чтобы это заметно повлияло на равновесную цену;
- свободой для продавцов и покупателей вступать на рынок или покидать его, предполагающей, что никаких ограничений организационного и юридического характера не должно быть для увеличения или сокращения производства и реализации товара данного типа.
Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и четче проявляется в ее функциях. Важнейшей из них является первая, которая в той или иной степени объединяет и остальные пять [3 с. 172 – 180]:
1. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (ред. от 29.11.2010) // КонсультантПлюс.
2. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 281-ФЗ (ред. от 23.12.2010) // КонсультантПлюс.
3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М.: Омега-Л, 2011. – 684 с.
4. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Дашков и К, 2005. – 737 с.
5. Виханский О.С., Наймов А.М. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.
6. Гавриленко Н.И. Основы маркетинга. – М.: Академия, 2007. – 320 с.
7. Гленн М., Келли Д. и Келли Р.Э. Руководство по оценке бизнеса. – М: Российское Общество Оценщиков. Академия оценки, 2006. – 423 с.
8. Григан А.М., Кандул К.И. Роль организационной культуры в формировании конкурентоспособности торгового предприятия // http://www.management61.ru/griganstat2.html.
9. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг-менеджмент и стратегии / Пер. с англ.; Под. ред. Ю.Н. Катуревского. – СПб.: Питер, 2007. – 544 с.
10. Забелин П.В., Моисеева Н.П. Основы стратегического управления. – М.: Маркетинг, 2007. – 195 с.
11. Качество торгового обслуживания — основной показатель конкурентоспособности торгового предприятия // http://www.sostav.ru/blogs/33501/2418.
12. Костенкова В.Г. Особенности конкурентной борьбы в розничной торговле // Вестник удмуртского университета. Экономика. – 2007. - № 2. – С. 111 – 116.
13. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. Т. Виноградова. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
14. Курс экономической теории: Учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.
15. Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 608 с.
16. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 460 с.
17. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. Н.А. Нагапетьянца. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 272 с.
18. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2007. – 362 с.
19. Международный маркетинг / Н.И. Перцовский, И.А. Спиридонов, С.В. Барсукова. – М.: Высшая школа, 2001. – 239 с.
20. Минько Э.В. Качество и конкурентоспособность / Э.В. Минько, М.Л. Кричевский. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.
21. Никишкин В.В. Маркетинг розничной торговли. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 210 с.
22. Официальный сайт ИГ «АСТ» // http://ast.ru.
23. Официальный сайт ООО «Издательство «Эксмо» // http://www.eksmo.ru.
24. Официальный сайт ООО «ТОП-КНИГА» // http://www.top-kniga.ru.
25. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2005. – 608 с.
26. Продажи книг // http://expert-rating.ru/expert/index.php?option=com_content&task=view&id=287&Itemid=116.
27. Российский книжный рынок: основные проблемы и тенденции // http://old.e-xecutive.ru/print/publications/specialization/article_4269.
28. Российский статистический ежегодник. 2009: Статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. – М.: Росстат, 2009. – 847 с.
29. Рынок книг и розничные сети по продаже книжной продукции в России. – М.: РосБизнесКонсалтинг, 2010. – 90 с.
30. Садертдинова Э.Ф. Современное состояние организации торговли // http://nbene.narod.ru/comm/fcomm3.htm.
31. Сребник Б.В. Маркетинг. – М.: Высшая школа, 2005. – 360 с.
32. Сухова Д.К. Формирование стратегии развития предприятий розничной торговли крупного города // Проблемы современной экономики. – 2009. - № 4(24). – С. 20 – 26.
33. Уровень конкуренции в книжной отрасли // http://expert-rating.ru/expert/index.php?option=com_content&task=view&id=244&Itemid=116.
34. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. – СПб.: Питер, 2006. – 362 с.
35. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru.
36. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 271 с.
37. Экономическая теория / Под ред. Н.Г. Кузнецова – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 496 с.
38. Этапы оценки конкурентоспособности торгового предприятия и методы ее оценки // http://www.arhitrade.com/education.php?Id=64.
39. Юдникова Е.С. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике // Проблемы современной экономики. – 2009. - № 3 (23). – С. 14 – 22.