Торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей и оказанием услуг покупателям. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату.
Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности, так как занята реализацией товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения. В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров, которые можно охарактеризовать как товарные операции.
Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной информацией и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета.
В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
Актуальность данной темы определена тем, что на современном этапе усиливается конкуренция, увеличивается поток товаров, ожесточаются условия между поставщиками и покупателями, поэтому приобретают особую значимость полнота, своевременность, достоверность отражения расчетов по товарным операциям является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы фирмы. Грамотное построение и управление процессом учета расчетов по товарным операциям имеет большое значение в успешной работе предприятия.
Выбор темы дипломной работы связан в первую очередь с тем, что основным видом деятельности ООО «Сириус» является розничная торговля, поэтому возникла необходимость изучения совокупности действий, связанных с приобретением товаров и их дальнейшей перепродажей по более высокой стоимости. Понятно, что основным отличием торговых операций от процесса производства является отсутствие самого производства, но любой товар, прошедший стадию производства, попадает к потребителю через торговую сеть. Поэтому значение торговли велико, так как она является последней стадией товарооборота.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы – изучить организацию и ведение бухгалтерского учета поступления и реализации товаров в розничной торговле на примере исследуемого предприятия.
Достижению заданной цели будет способствовать выполнение следующих задач:
- определить сущность правового регулирования бухгалтерского учета товарных операций;
- раскрыть основы бухгалтерского учета товарных операций;
- рассмотреть бухгалтерский учет поступления и продажи товаров в розничной торговле;
- проследить отражение информации о инвентаризации товарных операций в бухгалтерской отчетности;
- провести аудит товарных операций и обобщить результаты проверки.
Объектом исследования настоящей выпускной квалификационной работы является финансово – хозяйственная деятельность ООО «Сириус».
Предметом исследования настоящей выпускной квалификационной работы является учет поступления и реализации товаров на предприятиях розничной торговли.
Методологической и методической основой настоящей работы являются Федеральные законы Российской Федерации, Положение по бухгалтерскому учету, учебная и справочная литература.
Практической основой настоящей выпускной квалификационной работы является опыт функционирования одного из торговых предприятий города Н. Новгород ООО «Сириус».
1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета операций с товарами
1.1. Краткий анализ деятельности ООО «Сириус»
ООО «Сириус» создано в 2006 году создано в соответствии с Гражданским Кодексом, федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» и является коммерческой организацией.
Полное наименование общества: общество с ограниченной ответственностью «Сириус».
ООО «Сириус» является юридическим лицом, которое организует свою деятельность на основании законодательства РФ и устава.
ООО «Сириус» организует в установленном порядке бухгалтерский, налоговый, управленческий, статистический учет и отчетность, контролирует правильность и достоверность их ведения, обеспечивает проведение мероприятий по их автоматизации.
Права и обязанности предприятия в отношениях с юридическими и физическими лицами во всех сферах хозяйственной деятельности определяется договорами, заключаемыми обществом, регулируется законодательством РФ и внутренними документами ООО «Сириус».
Целью создания магазина «Сириус» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли и достижения устойчивого финансового результата. Основным предметом деятельности предприятия является:
- осуществление розничной торговли продовольственными товарами;
- организация посреднической и коммерческой деятельности;
- организация прямых связей с предприятиями-поставщиками продукции;
- участие в проведении выставок, аукционов и других мероприятий.
ООО «Сириус» самостоятельно планирует и осуществляет хозяйственную деятельность, исходя из реального спроса и в пределах направлений деятельности.
ООО «Сириус» преследует несколько целей:
- получение большей доли рынка и увеличение объема сбыта товаров;
- достижение стабильно высокого уровня прибыли;
- освоение новых сегментов рынка;
- осуществление торгового обслуживания населения товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю;
- обеспечение высокого качества обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на приобретение покупок.
Задачами магазина являются:
- закупка и продажа более качественных товаров;
- оптимизация ассортимента;
- обновление ассортимента;
- качественное обслуживание покупателей;
- предоставление покупателям различных дополнительных услуг.
Предприятие старается следовать своим целям и выполнять поставленные перед магазином задачи, учитывая при этом вкусы и потребности покупателей.
Стратегическая цель магазина «Сириус» - это реализация продовольственных товаров по доступным ценам в целях обеспечения роста прибыльности и устойчивости конкурентоспособности предприятия. Данное торговое предприятие – это продуктовый магазин, часы работы которого: с 09.00 до 22.00 часов, без перерыва на обед и без выходных дней.
Магазин «Сириус» реализует продукты питания и алкоголь. Их ассортимент достаточно широк и постоянно обновляется и расширяется.
ООО «Сириус» имеет линейно-функциональную структуру управления (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Организационная схема управления ООО «Сириус»
Как видно из приведенной схемы, руководитель, он же учредитель ООО «Сириус» осуществляет руководство предприятием, непосредственно ему подчиняются главный бухгалтер, зам. директора - товаровед, водитель-экспедитор. Они получают указания только от директора. Заместителю директора – товароведу подчиняются товаровед, продавцы-кассиры и тех. персонал. Главному бухгалтеру подчиняется бухгалтер.
Такая структура управления в магазине, имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества: более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение директора от глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов. К недостаткам подобной системы относят: отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между отделами; недостаточно четкая ответственность, так как принимающий решение, как правило, не участвует в его реализации; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации.
Вертикальные связи строятся по линии руководства от директора к подчиненным (например, информация передается по следующей цепочке: директор - заведующая - продавцы).
Товарный ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, предназначенных для продажи в торговой розничной сети. Формирование ассортимента это подбор групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения.
Правильная организация ассортиментной политики служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.
Ассортимент магазина «Сириус»:
- мясо и мясопродукты;
- молоко и молочные продукты;
- яйца;
- рыба, рыбо- и морепродукты;
- масло сливочное, растительные масла и жиры;
- овощи, фрукты;
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- крупы, крупяные изделия, макаронные изделия;
- кондитерские изделия;
- гастрономия;
- напитки безалкогольные;
- алкогольные напитки;
- табачные изделия.
Ассортимент товаров магазина на 90% состоит из продукции отечественного производства. Общее число товарных позиций в магазине поддерживается на уровне 2500 наименований, разбитых на 14 товарных групп. В таблице 1.1 приведен список товарных групп с указанием глубины каждой из них. Процент товарной группы в общем ассортименте позволяет сделать вывод о структуре ассортимента на начало 2011 года (Приложение 1).
Таблица 1.1
Основные товарные группы и их глубина, по данным на март 2011 года
№ Наименование товарных групп Глубина товарной группы, наименований (единиц) Доля в общем ассортименте, %
1 Алкогольные напитки 336 13,44
2 Мясо и мясопродукты 161 6,44
3 Рыба и морепродукты 63 2,52
4 Бакалея 297 11,88
5 Чай, кофе, какао 45 1,8
6 Хлеб и хлебобулочные изделия 74 2,96
7 Кондитерские изделия 596 23,84
8 Консервы 69 2,76
9 Молоко и молочные продукты 231 9,24
10 Мороженое и десерты 74 2,96
11 Овощи, фрукты, орехи 123 4,92
12 Готовые блюда и полуфабрикаты 201 8,04
13 Сигареты и табак 68 2,72
14 Безалкогольные напитки 162 6,48
ИТОГО 2500 100
Для того чтобы понять, происходили ли какие-либо изменения в ассортименте товаров можно провести анализ динамики ассортимента (Таблица 1.2). За основу можно взять ассортименты за 2010 и 2011 год.
Таблица 1.2
Динамика изменения структуры ассортимента
№ Наименование товарных групп 2010 год 2011 год Темп роста, % Отклонения (+-)
Кол-во единиц Уд. вес, % Кол-во единиц Уд. вес, % Абсолютное Относительное
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Алкогольные напитки 300 12,5 336 13,44 112,0 36 0,9
Продолжение табл. 1.2
1 2 3 4 5 6 7 8 9
2 Мясо и мясопродукты 170 7,1 161 6,44 94,7 -9 -0,6
3 Рыба и морепродукты 65 2,7 63 2,52 96,9 -2 -0,2
4 Бакалея 300 12,5 297 11,88 99,0 -3 -0,6
5 Чай, кофе, какао 40 1,7 45 1,8 112,5 5 0,1
6 Хлеб и хлебобулочные изделия 55 2,3 74 2,96 134,5 19 0,7
7 Кондитерские изделия 545 22,7 596 23,84 109,4 51 1,1
8 Консервы 70 2,9 69 2,76 98,6 -1 -0,2
9 Молоко и молочные продукты 200 8,3 231 9,24 115,5 31 0,9
10 Мороженое и десерты 110 4,6 74 2,96 67,3 -36 -1,6
11 Овощи, фрукты, орехи 123 5,1 123 4,92 100,0 0 -0,2
12 Готовые блюда и полуфабрикаты 210 8,8 201 8,04 95,7 -9 -0,7
13 Сигареты и табак 60 2,5 68 2,72 113,3 8 0,2
14 Безалкогольные напитки 152 6,3 162 6,48 106,6 10 0,1
ИТОГО 2400 100 2500 100 104,2 100 0,0
Из таблицы 1.2 видно, что в целом ассортимент за анализируемый период расширился на 100 наименований. Темп роста составил 104,2%. Больше всего разновидностей товаров появилось в группах «Кондитерские изделия», «Алкогольные напитки», «Молоко и молочные продукты». Товары сократились в группах «Мороженное и десерты» (с 110 наименований до 74 в 2010 и 2011 годах соответственно), «Мясо и мясопродукты» (на 9 разновидностей товаров), «Готовые блюда и полуфабрикаты» (на 9 разновидностей товаров), «Бакалея» (с 300 до 297 наименований в 2010 2011 гг. соответственно), «Рыба и морепродукты» (на 2 разновидности) и «Консервы» (на одну разновидность товара).
Возросла доля в общем ассортименте кондитерских изделий,
1. Конституция Российской Федерации. Основной закон. 1993 (с поправ. от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 20.11.94 №51-ФЗ ( в ред. от 17.07.09) // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.96 №14-ФЗ ( в ред. от 17.07.09) // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
4. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер.закон: [от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (часть первая) (с изм. и доп. от 26.02.2009 года)] // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
5. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер.закон: [от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (часть вторая) (с изм. и доп. от 01.03.2009 года)] // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
6. О бухгалтерском учете: федер.закон: [от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2009)] // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
7. Об аудиторской деятельности: федер.закон: [от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ (ред. от 03.11.2006)] // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002г. № 696 // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99»: приказ Минфина РФ: [от 06.07.1999 г. № 43н (ред. от 18.10.2007)] // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
10. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98»: приказ Минфина РФ: [от 09.12.1998 г. № 60н (ред. от 30.10.2007)] // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
11. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина РФ: [от 22.07.2003 г. № 67н (ред. от 18.10.2007)] // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
12. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: приказ Минфина РФ: [от 31.10.2000 г. № 94н (ред. от 18.10.2008)] // СПС «КонсультантПлюс». – 2009.
13. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина РФ: [от 29.07.1998 г. № 34н (ред. от 18.10.2008)] // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
14. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»: приказ Минфина РФ: [от 06.05.1999 г. № 33н (ред. от 27.10.2006)] // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
15. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»: приказ Минфина РФ: [от 06.05.1999 г. № 32н (ред. от 27.10.2007)] // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
16. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: приказ Минфина РФ: [от 09.06.2001 г. № 44н] // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
17. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина РФ № 49 от 13.07.1995 г. // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
18. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов : приказ Минфина РФ № 119н от 28.12.2001 г. // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
19. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (письмо Комитета торговли от 10.07.1996 № 1-794/32-5) // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
20. Приказ Минсельхозпрода РФ N 292, Роскомторга N 95 от 01.12.1994 «Об утверждении Примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке» // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
21. Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
22. Инструкция по бюджетному учету, утверждена приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. №25н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006. - №17
23. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (постановление Госстандарта России от 11.08.1999 № 242-ст) // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
24. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (приказ Минфина РФ от 21.12.1998 г. № 64н) // СПС «КонсультантПлюс». – 2009
25. Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет и документооборот в оптовой и розничной торговле: Практическое пособие. – М.: РОСБУХ, ГроссМедиа, 2008
26. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: Учебник. – М.: Дашков и К, 2009
27. Аудит: учебник для вузов / Под ред В.И. Подольского - М: ЮНИТИ-ДАНА: Аудит, 2008
28. Богатая И.Н., Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Н. Аудит: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
29. Дашков Л.П. Организация, технология, проектирование торговых предприятий: Учебник. – М.: Дашков и К, 2009
30. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Учебник. – М.: Дело и сервис, 2007
31. Климова М.А. Бухгалтерский учет: Пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров. – М.: «Бератор-пресс», 2007
32. Поленова С.Н., Юдина Л.Н. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2007
33. Суглобов, А.Е. Бухгалтерский учет и аудит: Учебник. – М.: Экономистъ, 2008
34. Хахонова, Н.Н. Бухгалтерское дело: Учебное пособие – М.: ИНФРА, 2008
35. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008