Дипломная работа|Логопедия

Диплом Особенности работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с учетом механизмов речевого расстройства

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2012 | Страниц: 75

Цена: 1 900
Купить работу

Введение

Глава I. Психолого-педагогическое обоснование работы учителя логопеда по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
1.2. Психолингвистическая структура порождения речевого высказывания
1.3. Неречевая симптоматика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.4. Речевая симптоматика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.5. Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.6. Основные подходы к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы

Глава II. Изучение грамматического строя речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Организация и методы обследования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1.1. Исследование неречевых функций
2.1.2. Исследование грамматического строя речи
2.1.3. Результаты анализа обследования неречевых функций
2.1.4. Результаты анализа обследования грамматического строя речи
Выводы
Глава III. Организация коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.1 Общие подходы к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.2 Особенности организации коррекционно-логопедической работы с детьми с осложненным вариантом общего недоразвития речи

Заключение

Литература

Приложения

Литературные  данные по вопросу особенностей речевого развития детей с общим недоразвитием речи свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников, что отражается на формировании всей психической жизни ребенка. Речевой дефект препятствует  правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально – волевую сферу,  затрудняет общение с окружающими.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них грамматического строя речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении необходимо понимать  механизм нарушения формирования грамматического строя речи при  общем недоразвитии речи.

Все вышесказанное позволило считать данную проблему актуальной и определило цель исследования – выявить особенности нарушения грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи различного генеза и разработать комплекс мероприятий по формированию грамматического строя речи с учетом выявленных особенностей.

Объект исследования – процесс формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет  исследования – особенности коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с учетом механизмов речевого расстройства.

Гипотеза: Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи различного генеза могут характеризоваться сходными нарушениями грамматического строя речи, однако механизмы указанных нарушений будут иметь значительные различия. В одних случаях возможно изолированное нарушение лишь речевых механизмов, в других – нарушения грамматического строя речи могут рассматриваться в структуре недоразвития пространственного восприятия в целом. В связи с этим возникает необходимость в вариативных подходах к определению содержания и методов коррекционно-логопедической работы с детьми при разных клинических вариантах общего недоразвития речи у детей.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ специальной литературы по вопросу формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
  2. Провести анализ результатов обследования детей дошкольного возраста с ОНР, выявить ведущий механизм речевого расстройства и его влияние на формирование грамматического строя речи.
  3. Разработать комплекс мероприятий с учетом механизмов нарушения грамматического строя речи у детей с различными клиническими вариантами ОНР.

При написании данной работы были использованы следующие методы:

  1. Метод анализа и обобщения литературных данных.
  2. Методы эмпирические: обсервационный (наблюдение), биографический (сбор и анализ анамнестических данных), психодиагностический.

Обследование детей  проводилось на базе логопедической группы детского сада №37 г.  Новосибирска.

Данная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы из 38-ми  источников и  приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические вопросы развития и недоразвития грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Вторая глава посвящена выявлению специфики нарушений грамматического строя  речи,  детей  дошкольного возраста с ОНР  различного генеза.

В третьей главе  подбираются методы  коррекционной работы по формированию грамматического строя речи с учетом механизма нарушения речи.

1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии (к вопросу о механизмах построения связного грамматически оформленного высказывания). – М.: Издательство Московского университета 1975 г. 143с.
2. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ механизмов синтаксической организации высказывания. Автореферат. Диссертация на соискание ученой степени доктора психолог. наук. – М.: Московский ордена Ленина госуд. Универ. Им. М.В. Ломоносова 1989 г.
3. Бадалян А.О. Невропатология: Учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г. – 384с.
4. Бин. Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр/ Пер. с англ. О.Ю. Поповой. – М.: Теоевинф, 2000. – 112с. – (Особый ребенок).
5. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика 1990 г. – 184с.
6. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. Издательство Академии педагогических наук РСФСР. М. : 1961г., 471с.
7. Гальперин П. Формирование умственных действий Хрестоматия по общей психологии. М.: Издательство Московского университета, 1981. с.78 – 87.
8. Грабенко Т.М., Зинкевич –Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – Спб: «Детство – Пресс», - 2002. – 64с.
9. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176с.
10. Доман Г. и Д. Как развивать ителлект ребенка/ Пер. с англ. – М.:, Аквариум, ООО «Фирма Издательство АСТ», 2000. – 320 с.
11. Жукова Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: «Просвещение» 1973г. 222с.
12. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер и др. М.: Просвещение, 1989. – 127 с.: ил.
13. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. Учебник для вузов. СПб: С. Петербург, 2003. – 384 с.
14. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Метод. Пособие для учителей – логопедов. М.: Гуман. Издат. Центр. ВЛАДОС, 2001. – 224с.
15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «Союз» 2001г. – 224с.
16. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно – развивающая программа. – М.: Школьная пресса, 2004. – 32 с. («Дошкольное воспитание и обучение» - приложение к журналу «Воспитание школьников»).
17. Левина Р.Е. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) Изд-во Академии пед. наук РСФСР М.: 1961г. 238 с.
18. Леонтьев А.А. Психология грамматики. Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова. Научно – методический центр русского языка. Сектор психологии и методики обучения. Изд-во Московского университета. 259с.
19. Лопатина Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. Учеб. Пособие к спец. Курсу. С.п. образование 1994г. – 92с.
20. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции – СПб: Из-во С. Петербург. Университета 2000. – 168с.
21. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с ОНР. Дефектология №2 2001 г.
22. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. – М.: ООО «ИКТЦ Лада», ООО «Этрол», ООО «Гамма Пресс 2000», 2005. – 160 с.
23. Неретина Т.Г. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. – 240с.
24. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольника средствами арттерапии. – М.: «Издательство «Гном и Д», 2004., 79с.
25. Пасынкова Н. «Влияние музыкальног движения на эмоциональную сферу личности// Психологический журнал 1993. Т.14 №4 с. 142-146.
26. Психолингвистические проблемы грамматики. Академия Наук СССР. Институт языкознания. М.: 1979г. 99 с. стр. /Н.В. Уфимцева «Психолингвистические характеристики функционирования категории падежа существительного в русском языке/.
27. Поддъякова Н. Игровая позиция – важнейшее качество личности дошкольника «Дошкольное воспитание» 1997 №8 с. 66-77
28. Савчук Е.В. «Обучение детей с ОНР согласованию слов-признаков с существительными» Дефектология №4 2000г.
29. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексный подход): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 114с.
30. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.
31. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003г. – 112 с.
32. Торшилова Е.М. «Шалун или Мир дому твоему»: программа и методика эстетического развития дошкольников. – М.: 1998. – 220 с.
33. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи. Дефектология №4 2001 г.
34. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творчекое музицирование, импровизация и законы бытия. – М.: Едиториал УРСС, 2003. - 264 c
35. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста. Дефектология №4 1985 г.
36. Цветкова Л.С. «К теории восстановительного обучения» Дефектология №2 1986 г.
37. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 148 с.
38. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет (сформировании предложений в речи) Издательство «Просвещение» М.: 1966 г. 94 стр.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское