Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблем развития речи детей дошкольного возраста с дизартрией (стертая форма)
1.1. Психолингвистические основы речи детей
1.2. Особенности психоречевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией (стертая форма)
Выводы по 1 главе
Глава II. Теоретико-методические основы коррекционно-педагогической работы по изучению и устранению проблем развития словаря детей с дизартрией
2.1. Методы и приемы обследования состояния словаря детей со стертой дизартрией
2.2. Методы и приемы устранения проблем развития словаря детей со стертой дизартрией
Выводы по 2 главе
Глава III. Коррекционно-педагогическая работа по обогащению и активизации словаря детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
3.1. Анализ результатов обследования
3.2. Комплекс занятий по обогащению и активизации словаря
3.3. Результативность коррекционно-педагогической работы
Выводы по 3 главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Диагностический материал
Приложение 2. Конспекты занятий
Приложение 3. Практический материал к занятиям
Актуальность исследования. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с психологией, физиологией, языкознанием, определяет речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие. Речь рассматривается как сложная система, состоящая из тесно взаимосвязанных компонентов: фонетики, фонематических процессов, лексики и грамматического строя. Исследования показали, что под общим недоразвитием речи понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
Вышеизложенное говорит о наличие противоречия: с одной стороны методики развития словаря не соответствуют современным требованиям, с другой стороны – возросло количество детей с нарушениями речи и, в частности, со стертой формой дизартрии.
Цель данной работы – на основе изучения особенностей словаря у дошкольников со стертой формой дизартрии разработать и реализовать комплекс занятий.
Объект исследования – словарь детей-дошкольников.
Предмет исследования – формирование словаря у дошкольников со стертой формой дизартрии.
Гипотеза: так как у детей со стертой формой дизартрии по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием выявляются особенности сформированности словаря, то учет данных факторов повысит эффективность коррекционной работы.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогические источники по проблеме психоречевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией.
- Выявить особенности развития словаря у дошкольников со стертой формой дизартрии.
- Разработать и реализовать комплекс занятий по формированию словаря дошкольников со стертой формой дизартрии.
- Выявить эффективность разработанного и реализованного комплекса занятий.
Теоретико-методологической основой исследования являлись: теория развития высших психических функций Л. С. Выготского; теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина; концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений, многоаспектные исследования и теоретическое обоснование стертой формы дизартрии.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической и логопедической литературы, сравнение; обобщение;
- эмпирический метод: психолого-педагогическое исследование; формирующий эксперимент;
- качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан и апробирован комплекс занятий по формированию словаря детей со стертой формой дизартрии, использование которого оптимизирует коррекционный процесс.
База исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 455» компенсирующего вида.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется цель и задачи, определяется объект и предмет. Первая глава посвящена анализу психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития речи детей дошкольного возраста с дизартрией. Во второй главе приведены характеристики методов исследования и развития словаря детей со стертой формой дизартрии. В третьей главе приводится описание организации, экспериментальных методик исследования, результаты констатирующего эксперимента, описание коррекционно-логопедической работы на формирующем этапе эксперимента, приводятся результаты повторной диагностики, для выявления эффективности проведенной логопедической работы. В заключении представлены выводы по проделанной работе.
- Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с.
- Архипова Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии. // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. – М., 1997. – С. 27-34.
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 343 с.
- Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: АСТ, 2006. – 141 с.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г. А. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 314 с.
- Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К.Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 153 с.
- Выготский Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2002. – 1008 с.
- Выготский Л. С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский // Детская речь. – 1996. – Ч.1. – С.51.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1961. – 365 с.
- Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология – №2 – 1994. – С.56-73.
- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
- Громова О. В. Методика формирования начального детского лексикона / О.В. Громова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 176 с.
- Громова О. Е. Формирование начального детского лексикона / О.Е. Громова // Логопед. 2004. – №1. – С.41-47.
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – 3-е изд., перераб. – М.: Проспект, 2007. – 114 с.
- Жукова Н. С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
- Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. – 1996. – № 5.
- Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 28 с.
- Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии / В.А. Киселева. – М.: Школьная пресса, 2007. – 48 с.
- Козырева Л. М. Развитие речи: Дети 5-7 лет / Л. М. Козырева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2007. – 160 с.
- Коноваленко В. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – 128 с.
- Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 104 с.
- Копытова С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи / С.В. Копытова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – М.: Академия, 2006. – №3. – 63 с.
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.
- Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2003. – 680 с.
- Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. – 2003. – №4.
- Лопатина Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Образование, 1994. – 219 с.
- Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / под ред. Е. А. Логиновой. – СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 192 с.
- Лопатина Л.В. Приемы обследования со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. – №2.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1994.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. (Коррекция стертой дизартрии). – СПб., 2001.
- Лурия Л. Р. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи / Л.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд., доп. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
- Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей: Для занятий с детьми от рождения до семи лет / А. И. Максаков. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 150 с.
- Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией / Р.И. Мартынова // Хрестоматия по логопедии: В 2 т. – Т.1. – М.: ВЛАДОС, 2007. – С.54-59.
- Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР) / Сост. В. П. Глухов, В. Б. Атрепьева, Т. И. Контрактова. – М.: АРКТИ, 2003. – 48 с.
- Организация коррекционно-логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. / Авт.-составители А. Ф. Леонова, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, А. И. Данилкович; Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 87 с.
- Смирнова И.А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии // Дошкольная педагогика. – 2003. – №5(14).
- Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. – М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.
- Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. – 1974. – №4.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 224 с.
- Спирова Л. Ф. Нарушения речи у детей / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова // Хрестоматия по логопедии. – Т.1. – М.: ВЛАДОС, 1997. – С.96-102.
- Тимонен Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы) / Е. И. Тимонен. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 64 с.
- Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет / Т. А. Ткаченко. – М: Гном и Д. – 2001. – 128 с.
- Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи / Т. А. Ткаченко. – СПб: Детство-пресс, 1999. – 76 с.
- Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками / Т. А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2003. – 52 с.
- Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка / Т.Н. Ушакова // Материалы Третьего симпозиума по психолингвистики. – M., 1970. – С. 125.
- Федосова О.Ю. Последовательность формирования звуков у детей с легкой степенью дизартрии. // Сб. Детская речь: норма и патология. – Самара, 2002
- Флоренская Ю. А. Избранные работы по логопедии / Ю. А. Флоренская. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 223 с.
- Фомичева Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Г.А. Фомичева, Л.П. Федоренко, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
- Ханьшева Г. В. Практикум по логопедии / Г. В. Ханьшина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 78 с.
- Худенко Е. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей / Е. Худенко, С. Шаховская, Т. А. Ткаченко. – М.: РУССИКО, 1995. – 112 с.
- Цейтлин С. Н. Ранние стадии усвоения морфологии / С.Н. Цейтлин // Проблемы детской речи – 1996: Материалы межвузовской конференции. / Под ред. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеевой, Т.А. Кругляковой. – СПб.: Российский государственный педагогический университет, 1996. – 318 с.
- Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ. – 240 с.