ВКР|Психология

ВКР Особенности смысложизненных ориентаций студентов в зависимости от уровня самооценки

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2019 | Страниц: 79

Цена: 3 500
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретический анализ смысложизненных ориентаций и уровня самооценки

1.1. Научные методы и исследования смысложизненных ориентаций в психологии

1.2. Самооценка и ее формирование в период получения профессии

1.3. Специфика смысложизненных ориентаций во взаимосвязи с самооценкой

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей смысложизненных ориентаций студентов в зависимости от уровня самооценки

2.1. Организация и методики исследования

2.2. Результаты исследования

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что на данный момент молодежь является одной из таких групп, которая за последние десятилетия подверглась наибольшей деформации. Происходил ряд процессов, меняющих ценностные и смысложизненные ориентации молодежи. Необходимо при этом учитывать, что в силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затрагивают эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества. Недовольство человека своей собственной жизнью, его низкая способность ставить цели, полное чувство незащищенности и чувство «заложника» ситуации тесно связаны с проявлениями самооценки, которая влияет на смысл жизненной ориентации.

Проявление интереса к познанию и осмыслению таких понятий и социальных явлений как «ценности», «ценностные ориентации», «жизненные смыслы» знаменуют собой аксиологический, этап развития науки. В то же время проблема смысложизненных ориентаций современного человека и, в частности современной студенческой молодёжи, приобрела исключительную остроту и актуальность не только и не столько как проблема чисто теоретическая, сколько как проблема самой жизни.

В ситуации глобально меняющегося современного мира тот факт, что человек как субъект жизни все больше трансформирует окружающий мир и самого себя, бесспорен. Всестороннее обучение и воспитание студентов необходимо не только как специалисту, профессионалу своего дела, но и как личности, члену коллектива и общества. В связи с этим значительное количество последних психолого-педагогических исследований направлено на изучение особенностей формирования современного человека как личности, как субъекта жизни на разных возрастных этапах. Многие ученые детально анализируют законы, условия, механизмы созревания подростков и молодежи. Однако молодежь как один из своеобразных по своей психологической нагрузке период активного становления личности как субъекта жизнедеятельности недостаточно изучена. Между тем именно этот ответственный период жизни характеризуют выдающиеся психологи наиболее яркими проявлениями человека как развивающегося субъекта (А. В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская).

Молодые люди вступают во взрослую жизнь, строят для себя временную перспективу, иначе они ценят жизненную ценность и формирование своей личности. Представляется, что сегодня в условиях фундаментальных социальных преобразований, «ломая» ценностную основу деятельности, ища новые ориентиры, переопределяя содержание саморазвития личности как субъекта жизни, особое внимание следует уделять изучение жизненной стратегии. Особенно важно объективно определить, что понимается современным молодым человеком как эффективность самореализации, формирования его личности, которую он определяет как эффективность жизненной стратегии, которую он воспринимает как конкретные условия, позволяющие ему последовательно приспосабливаться к потребностям общества и реализовывать его наклонности, способности, намерения.

В настоящей работе мы исходим из представлений об особенностях перехода между поколениями как особого периода, развитие которого у индивида связано со стремлением к будущему путем выработки жизненных стратегий, перспективных для будущего. В возрасте от 18 до 21 года юноши и девушки начинают планировать свое будущее, разрабатывают собственные жизненные стратегии (К. А. Абульханова-Славская). И хотя каждая из этих стратегий индивидуальна, все же можно говорить о конкретной типологии жизненных стратегий – о нескольких способах построения перспективы самообразования, саморазвития и самореализации, общих для роста. Во многом выбор жизненной стратегии как типологического варианта реализации субъектом своего потенциала зависит от личностных качеств, индивидуального опыта, накопленного за последние годы, от влияния внешних условий (системы воспитания и обучения). Мы считаем, что развитие структуры «значение-ценность» как идеальной основы, глубина и масштаб которой существенно зависят от понимания мира и его места, имеет решающее значение для индивидуального определения человека, который растет для решения ближайших и более отдаленных задач, развития, самообразования, самореализации, видение отношений, важных для продуктивной жизни.

Одной из тенденций, характеризующих развитие психологической науки в настоящее время, является растущий интерес к изучению содержательных особенностей индивидуального сознания индивида как целостного и многомерного отражения действительности. Вопрос о необходимости изучения жизненных ориентаций все чаще обсуждается. В условиях разрушения социальных стереотипов и нарастания социальных и культурных тенденций особое значение приобретают проблемы неблагоприятного формирования структур индивидуального сознания. Неразвитость данной темы привела к проблеме исследования: каковы особенности смысложизненных ориентаций студентов в зависимости от уровня самооценки.

Объект исследования – смысложизненные ориентация.

Предмет исследования – специфика смысложизненных ориентаций во взаимосвязи с самооценкой.

Цель исследования – выявление особенностей смысложизненных ориентаций студентов в зависимости от уровня самооценки.

Задачи исследования:

1. Изучить научные методы и исследования смысложизненных ориентаций в психологии.

2. Провести анализ самооценки и ее формирование в период получения профессии.

3. Организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей смысложизненных ориентаций студентов в зависимости от уровня самооценки.

Гипотеза исследования: предполагается, что смысложизненные ориентации студентов зависят от уровня самооценки.

Теоретическую основу исследования составили: представления о формировании, функционировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности М. Рокича, Д.А. Леонтьева, М.С. Яницкого и др.

Методологической основой исследования являются: принципы единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и др.); субъектный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).

Для решения поставленных задач был применен комплекс различных методов исследования:

1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; сравнение; систематизация.

2. Эмпирические методы: психодиагностический метод, количественный и качественный анализ результатов.

3. Методы математической статистики.

Методики исследования: с целью исследования смысложизненных ориентаций, была использована методика СЖО (смысложизненных ориентаций) Д.А. Леонтьева. Для изучения самооценки применялась методика «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).

База и выборка исследования: Исследование проводилось на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский электромеханический колледж» (г. Новосибирск, ул. Первомайская, 202). Объем выборки составил 50 студентов 3-го курса в возрасте от 18 до 20 лет.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в коррекционной работе со студентами.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

2. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. – 1984. – Т. 5. – № 5. – С. 63-70.

3. Алишев Б.С. О психологической сущности ценностей // Психология человека в современном мире. – Т. 1. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – С. 7-14.

4. Барсукова А. Д. Гендерные особенности формирования профессионального самосознания студентов вуза: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ставрополь, 2006. – 17 с.

5. Белугина М.А. Структура и динамика формирования жизненной стратегии в юношеском возрасте // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – № 4. – С. 109-111.

6. Бочкарева Л.С. Как стать уверенным. – СПб.: Издательство Политехнического университета, 2010. – 196 с.

7. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.

8. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. – М.: Смысл, 1999. – С. 285–298.

9. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2012. – 1008 с.

10. Галкина Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т.В. Галкина. – М.: Институт психологии РАН, 2017. – 401 с.

11. Гиоева Е.П. Отношение студентов-первокурсников к психологической зрелости // Успехи современного естествознания. – 2014. – 672 с.

12. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 256-269.

13. Горская Н.Е., Глызина В.Е. К вопросу о личностном росте студентов в процессе обучения в вузе // Письма в Эмиссия.Оффлайн. – 2018. – № 3. – С. 2596.

14. Горская Н.Е., Глызина В.Е. О связи между структурными компонентами самосознания у студентов // Письма в Эмиссия.Оффлайн. – 2018. – № 4. – С. 2613.

15. Горская Н.Е., Глызина В.Е. О связи самооценки студента с уровнем его субъективного контроля в профессиональной сфере // Письма в Эмиссия.Оффлайн. – 2018. – № 1. – С. 2567.

16. Гринёва Е.А., Кружилина Т.В., Царёва О.Ю. К вопросу об исследовании смысложизненных ориентаций современной студенческой молодежи // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-1. – С. 97-100.

17. Егорова Л. С. Жизненные стратегии: гендерный аспект. – Иваново: Юнона, 1999. – 60 с.

18. Ельникова Г. А., Алиев Ш. М. Жизненные стратегии молодежи: теоретический и методологический анализ. – Белгород: Кооперативное образование, 2008. – 245 с.

19. Зарубко Е.Ю. Смысложизненные ориентации у студентов разных направлений подготовки // Мир науки. – 2018. – Т. 6. – № 4. – С. 41.

20. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/zim/ZIM-001-.HTM

21. Иванченко Г. В. Самоопределение личности как открытый проект// Человек. – 2015. – № 3. – С. 45-55.

22. Капиренкова О.Н., Калинина А.И. Социально-психологические факторы развития профессиональной самооценки студентов // Аллея науки. – 2018. – Т. 3. – № 7 (23). – С. 914-918.

23. Климов Е. А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд) – М. : МПСИ, 2006. – 198 с.

24. Коваленко В.А. Генезис самооценки личности как психологической категории / В.А. Коваленко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2017. – № 3. – С. 168-172.

25. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/index.php

Всего 65 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское