Введение
1 Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Понятие «многодетная семья» в научной литературе
1.2 Содержание социальной работы с многодетными семьями
1.3 Технологии и критерии эффективности социальной работы с многодетными семьями
2 Практическая работа по изучению опыта работы с многодетными семьями в Ханты-Мансийском центре социальной помощи семье и детям
2.1 Характеристика деятельности Ханты-Мансийского центра социальной помощи семье и детям
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Выводы, обобщение результатов исследования
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Общественно-политические и социально-экономические кризисные явления, происходящие в последние десятилетия в России, стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших большинство семей. Безработица, потеря кормильца, снижение уровня жизни людей, бесконечные реформы в образовательной системе всех уровней – это только некоторые из причин, выбивших из привычного ритма десятилетиями складывавшийся семейный уклад российской семьи. В наиболее сложном положении оказались многодетные семьи.
Возрастающее внимание к многодетным семьям в современной педагогической науке объясняется тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса, духовно-психологического шока и общей криминализации многодетная семья начинает занимать одно из лидирующих мест среди других травмированных категорий (Т. В. Шеляг, Н.В. Панкратьева, Г.П. Добрунова, А.В. Полудницын и др.).
Социально-педагогическим проблемам многодетной семьи посвящены исследования В. Вершининой, А.Г. Курзеневой, И.О. Шевченко, П.В. Шевченко, З.А. Янковой, Антонова и др.
В последние годы появились психологические исследования многодетных семей, которыми занимались Т.Н. Андреева, Н.В. Гаврин, П.А. Думитрашку, Ж.С. Джандосова, B.C. Торохтий и др.
Особое значение имеет научный анализ вопросов профессиональной социальной работы в многодетных семьях в трудах отечественных ученых Л.Г. Гусляковой, Т.Б. Ивановой, В.И. Жукова, Е.А. Зимней, А.А. Козлова, В.И. Курбатова, В.П. Мельникова, Е.Г. Студеновой, Т.В. Шеляг, Е.И. Холостовой и др.
Семья очень важна для развития ребенка. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка. Однако в последние годы специалисты различных ведомств проявляют тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания, что приводит к увеличению количества неблагополучных семей, семей, которые не способны самостоятельно справиться с проблемами. Причины неблагополучия разные, но наиболее часто встречаемыми являются трудное материальное положение, бедность; жилищные проблемы; потеря членами семьи связи с рынком труда; конфликтная ситуация в семье; безответственное родительство, жестокое обращение с детьми; алкоголизм, наркомания и т.д. [23, c. 18]. Причины неспособности родителей в многодетных семьях самостоятельно решать возникающие проблемы тоже различны:
- не знают и не умеют быть родителями из-за собственного негативного детского семейного опыта. Как правило, в таких семьях родители проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный. Члены таких семей оказываются погруженными в постоянные циклы отрицания, агрессивного или деструктивного поведения. Все это в свою очередь, ведет к непрерывным конфликтам, кризисам, создает уязвимость семьи;
- недостаточность педагогических знаний для воспитания подросших детей, последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.;
- развод родителей. В такой неполной многодетной семье все заботы о доме, воспитании детей, обеспечении семьи ложатся на плечи одного родителя;
- другие причины.
Все это актуализирует необходимость оказания помощи семье и детям в таких семьях и создания специализированных центров со специалистами, способными сопровождать семьи, которые не способны самостоятельно решать возникающие проблемы и сложности и справляться с ними.
На основании актуальности темы и степени её изученности можно отметить сложившиеся противоречия:
- между необходимостью осуществления социального сопровождения многодетных семей в условиях КЦСОН с одной стороны и отсутствием методик и технологий, отвечающих потребностям каждой конкретной семьи;
- между стандартизированным подходом к сопровождению, представленным в нормативных и отчетных документах деятельности КЦСОН и вариативностью проблем каждой многодетной семьи.
Выделенные противоречия и актуальность позволили сформулировать проблему: при каких условиях технология социальной работы с многодетными семьями будет результативной?
Объект исследования: социальная работа с многодетными семьями.
Предмет исследования: особенности технологии социальной работы с многодетными семьями.
Цель исследования: выявить и обосновать особенности, при которых технология социальной работы с многодетными семьями будет результативной.
Задачи:
- охарактеризовать понятие «многодетная семья» в научной литературе;
- определить содержание социальной работы с многодетными семьями;
- выявить критерии эффективности социальной работы с многодетными семьями;
- провести эмпирическое исследование опыта работы с многодетными семьями в Ханты-Мансийском центре социальной помощи семье и детям.
Теоретико-методологической базой исследования явились законодательные документы о государственной поддержке семьи; теоретические положения отечественных и зарубежных педагогов о проблемах семьи и семейного воспитания; нормативно-правовые документы социального педагога.
Методы исследования:
- теоретические методы: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, системный анализ; сравнение; обобщение; систематизация;
- эмпирические методы: изучение и обобщение опыта социально-педагогической работы с многодетной семьей; опрос экспертов.
Структура работы. Исследование включает введение, две главы, заключение и список литературы.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 52 (часть I). – Ст. 7007.
3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон Рос. Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. –Ст. 3177.
4. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 (ред. от 25.02.2003) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 19. – Ст. 1044.
5. Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.11.2014 № 93-оз // СПС КонсультантПлюс.
6. Антонова, Н.С. Эффективные меры государственной социальной поддержки многодетных семей в современных условиях / Н.С. Антонова, Е.Ф. Ангаева // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 4-8.
7. Базанова, А.А. Актуальные технологии социальной работы с многодетными семьями в современных условиях / А.А. Базанова // Альманах студенческих и аспирантских работ по социально-гуманитарным наукам: Сборник научных работ. – Тверь, 2018. – С. 135-138.
8. Балахонова, А.А. Возможности социальной работы с многодетными семьями / А.А. Балахонова // Научные горизонты. – 2019. – № 5-1 (21). – С. 58-61.
9. Банных, Г.А. Феномен многодетности в России: социологический анализ изменений / Г.А. Банных, Е.В. Зайцева, С.Н. Костина, А.И. Кузьмин // Вопросы управления. – 2019. – № 1 (56). – С. 22-36.
10. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы / Н.Ф. Басов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
11. Великжанина, К.А. Эффективность форм социальной работы с многодетными семьями: субъективный аспект. / К.А. Великжанина, И.В. Антонович // Труды молодых ученых алтайского государственного университета. – 2013. – №10. – С. 255-257.
12. Гулина, М.А. Психология социальной работы / М.А. Гулина. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
13. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита / Н.Ф. Дивицына. – М.: МГУ, 2006. – 127 с.
14. Козлова, Е.Ю. Социальное сопровождение многодетной семьи в комплексном центре социального обслуживания населения / Ю.Е. Козлова // Альманах студенческих и аспирантских работ по социально-гуманитарным наукам: Сборник научных работ. – Тверь, 2018. – С. 142-144.
15. Комарова, В.В. Эффективность реализации технологий социальной работы с малообеспеченной семьей / В.В. Комарова // Альманах студенческих и аспирантских работ по социально-гуманитарным наукам: Сборник научных работ. – Тверь, 2018. – С. 144-146.
16. Лукина, А.К. Социально-педагогическое сопровождение многодетных семей / А.К. Лукина, Б.Б. Хомушку // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: Материалы I Всероссийской научно- практической конференции. Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. – 2018. – С. 42-48.
17. Мартынова, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение многодетных семей / Н.В. Мартынова, Л.П. Панова, Н.А. Плугина // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 145-149.
18. Матвеева, Т.П. Актуальные вопросы социальной поддержки многодетных семей / Т.П. Матвеева, Ю.В. Павловская, Н.А. Кузнецова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2019. – № 2. – С. 110-113.
19. Мусина, Г.А. Проблемы многодетных семей в Российской Федерации и меры по их поддержке и социальной защите / Г.А. Мусина // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2019. – № 1 (42). – С. 102-106.
20. Нарыкова, И.Н. Групповые формы работы с семьей и детьми как одно из направлений деятельности центра / И.Н. Нарыкова, А.Е. Волохова // Работник социальной службы. – 2001. – № 1. – С 78-82.
21. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с.
22. Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 127 с.
23. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков из соц. неблагополучных семей: материалы межрегиональной научно-практической интернет-конференции 25 ноября – 16 декабря 2013 г. – Уфа, 2013. – С. 18-20.
24. Соловьева, Т. В. Социально-демографический портрет многодетной семьи в СССР и Российской Федерации / Т.В. Соловьева, Д. А. Бистяйкина, Е. Г. Панькова // Наука без границ. – 2017. – №2. – С. 57-63.
25. Социальная служба: семья, материнство и детство. Методическое руководство / под ред. А.Ю. Смирновой. – Томск, 2016. – 104 с.
26. Фирсов, М.В. Технология социальной работы / М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007. – 432 с.
27. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей / Е.И. Холостова. – М.: ИД «Дашков и К», 2013. – 244 с.
28. Холостова, Е.И. Теория социальной работы / Е.И. Холостова. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. – 334 с.
29. Ханты-Мансийский центр социальной помощи семье и детям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vegahm.ru/ (дата обращения: 09.11.2019).