ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность и основные подходы к конкурентоспособности
1.2 Основные методики анализа конкурентоспособности услуг
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность банковских услуг
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
2.1 Характеристика основной деятельности ПАО «Сбербанк России»
2.2 Стратегический анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность услуг банка
2.3 Оценка финансовых показателей, характеризующих конкурентоспособность продукции (услуг) ПАО «Сбербанк России»
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности услуг ПАО «Сбербанк России»
3.2 Оценка показателей, характеризующих повышение конкурентоспособности услуг банка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Конкурентоспособность коммерческих банков и их услуг – одна из ключевых категорий в условиях современного развития финансового рынка РФ, ведь она, как было доказано выше, есть отражение финансовых, экономических, организационно-управленческих, инновационных и иных возможностей и процессов не только конкретного коммерческого банка, но банковского сектора государства и мира. Банковская конкурентоспособность представляет собой процесс взаимодействия и соперничества коммерческих банков и других кредитных организаций за потенциальных клиентов и удовлетворения их различных потребностей, а также прочного положения на рынке кредитных операций и банковских услуг, обретение наибольшей прибыли.
Современная банковская система России функционирует в сложных условиях воздействия внешних и внутренних факторов, что влияет на конкурентоспособность отечественных банков. Актуальность исследования также обосновывается тем, что санкционная политика государства и постоянное снижение количества кредитных организаций привело к ужесточению конкуренции среди коммерческих банков. Многие экономисты и политологи прогнозируют дальнейшее сокращение числа кредитных организаций в стране. Согласно данным официального сайта ЦБ РФ на 01.09.2018 в РФ, действуют 512 кредитных организаций.
Таким образом, чтобы выдержать конкуренцию кредитные организации должны постоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг. Расширение спектра банковских услуг и повышение качества обслуживания клиентов дает возможность повысить их конкурентоспособность в привлечении ресурсов и новых клиентов. Основные проблемы сферы банковских услуг необходимо решать путем разработки программ, направленных на улучшение качества банковских услуг, оказываемых населению; расширения полномочий местных органов власти по взаимодействию с банковским сектором.
Цель ВКР – на основании теоретических и методических подходов к анализу конкурентоспособности услуг банка разработать рекомендации по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и методические аспекты конкурентоспособности услуг организации;
- провести анализ конкурентоспособности услуг коммерческого банка на примере ПАО «Сбербанк России»;
- выявить практические подходы к повышению конкурентоспособности услуг ПАО «Сбербанк России».
Объектом исследования является конкурентоспособность услуг коммерческого банка.
Предметом исследования является процесс стратегического анализа конкурентоспособности услуг кредитной организации.
В качестве инструментов исследования были использованы стратегический, сравнительный и системный анализ, качественное и количественное изучение реальности, экономико-статистические методы.
Информационной базой исследования послужили научная литература, статьи из периодических изданий, статистические и аналитические материалы по теме исследования, а также статистическая и финансовая отчетность ПАО «Сбербанк России».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Абашева О.Ю. Оценка конкурентоспособности организации на основе стратегического анализа рынка // О.Ю. Абашева, С.А. Лопатина, С.А. Доронина И.Л. Иванов, О.А. Тарасова, Н.Б. Пименова // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №2 (ч.1) (67-1). – С. 911-920.
2. Абдулгужина Г.А. Конкурентоспособность банков в условиях глобализации экономики // Инновационная наука. –2017. – №03-1. – С. 112-116.
3. Банковские операции: учеб. пособие для сред. проф. образования / Ю.И. Коробов [и др.]; под ред. Ю.И. Коробова. – М.: Магистр, 2016. – 446 с.
4. Баташева М. А., Баташева Э. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее эффективного повышения // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 355-358.
5. Батракова Л. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2018. – 364 c.
6. Березина В.Ю. Оценка конкурентоспособности предприятия // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 6-2 (25). – С. 75-77.
7. Буздалин А.В. Рейтинги значимости банков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.buzdalin.ru/rating1.html
8. Величко Н. Ю., Березниченко Е. И. Исследование методов оценки конкурентоспособности коммерческого банка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 281-285.
9. Величко Н.Ю., Калинушкин В.С. Проблемы и основные направления совершенствования деятельности ПАО «Сбербанк России» // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 5 (10). – С. 14-20.
10. Величко Н.Ю., Бердышев О.К. Приоритетные направления и пути совершенствования ресурсной политики банка // Science Time. – 2015. – № 10(22). – С. 48-54.
11. Воронов Д. С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции // Современная конкуренция. – 2015. – №1. – С. 39-53.
12. Глебов А.А. О продуктовой политике коммерческого банка // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 76-78.
13. Гойко К. В. Матрица БКГ: понятие, построение и анализ // Академия педагогических идей новация. – 2016. – №10. – С. 147-155.
14. Горшков Р.К. Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2014. – № 2. – С. 114-117.
15. Головачев А.С. Конкурентоспособность организации. – М.: Высшая школа, 2017. – 320 c.
16. Гордон Я. Целевая конкуренция / пер. с англ. – М.: Вершина, 2015. – 368 с.
17. Гришина С. А. SPACE - анализ как метод оценки действующей стратегии в организации // Вестник современных исследований. –2018. – № 9.4 (24). – С. 76-79.
18. Дарбаева А.Е. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий сферы сервиса // Актуальные вопросы экономических наук: сборник материалов XLVII Международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2015 – С. 244-248.
19. Долженкова О. Н. Конкуренция на российском рынке банковских услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 18. – С. 98-103.
20. Дорофеева В.В. Анализ теоретико-методических подходов к трактовке понятия «конкурентоспособность» и ее оценке / В.В. Дорофеева // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). – 2014. – № 3. – С. 18.
21. Ефимова А. М. Банковская конкуренция в российских реалиях // Финансы и кредит. – 2016. – № 5. – С. 54-60.
22. Жарова И. И. Особенности банковской конкуренции в современных условиях // Финансы и кредит, 2016. - №2. – С. 180-192.
23. Завальнюк А.В. Конкурентоспособность организации и пути ее повышения // В сборнике: Актуальные проблемы агропромышленного комплекса. Новосибирский государственный аграрный университет. – 2016. – №4. – С. 100-102.
24. Иванов А. Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 173 с.
25. Квасов М.Ю. Конкурентоспособность предприятий в России // В сборнике: Научный поиск: теория и практика альманах. – Уфа, 2017. – С. 97-99.
26. Квасникова В.В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. – М.: Инфра-М, Новое знание, 2016. - 192 c.
27. Клименко Т.В. Качество и конкурентоспособность в системе управления предприятием. – М.: Изд-во РЗИТЛП, 2013. – 149 с.
28. Князев И.М. Соперничество между банками в соответствии с характерами участвующих субъектов // И. М. Князев/ Экономические науки. – 2017. - №2. – С. 80 – 90.
29. Комарницкая Е.В. Конкурентоспособность предприятия как категория в системе национального хозяйствования / Е.В. Комарницкая // В сборнике: Маркетинг и маркетинговые исследования: современные научные подходы: научные исследования сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». – 2016. – С. 11-17.
30. Краюшкин В.С. Управление конкурентоспособностью коммерческого банка: автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.10 / Краюшкин Владислав Сергеевич. − Ставрополь, 2013. – 26 с.
31. Кузубов А.А. Методические подходы и критерии оценки конкурентоспособности предприятий // Фундаментальные исследования. – 2015. – №12. – С. 801-805.
32. Лазаренко А.А. Методы оценки конкурентоспособности // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 374-377.
33. Никулина О.В. Анализ конкурентоспособности коммерческих банков в России и США // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 12. – С. 256-262.
34. Петров М. А. Банковское дело: учебное пособие – Москва: Рид Групп, 2018. – 240 с.
35. Портер М. Международная конкуренция: Пер с англ. / Под ред. и с предисловием Протас В.Ф. – М.: Издательство: ЮНИТИ, 2015. – 424 с.
Всего 53 источника