ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЗОР КРИТИКИ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ ДЕТСТВА/СИРОТСТВА
2. ТЕМА ДЕТСТВА/СИРОТСТВА В ФОЛЬКЛОРЕ
3. АНАЛИЗ ТЕМЫ ДЕТСТВА/СИРОТСТВА В СКАЗКАХ ПУШКИНА, ФОНВИЗИНА, КОРОЛЕНКО
4. ТЕМА ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО, ДИККЕНСА И ЧЕХОВА И ЕЕ СОПРЯЖЕНИЕ С ИХ СОБСТВЕННОЙ СУДЬБОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Одним из важнейших образов русской и зарубежной литературы является образ ребёнка и детства как особой жизненной поры, а также сиротства Именно в детстве закладывается фундамент человеческой личности, корни многих проблем взрослого человека можно найти в его детских и подростковых годах. Поэтому тема детства всегда волновала исследователей. Социальный статус и положение ребёнка в обществе, его значимость для семьи и общества в целом, представление о взаимоотношениях ребёнка со взрослыми, проблема социализации детей - всё это составляет предмет изучения во многих областях: педагогика, психология, социология. Проблема детства волновала также и многих писателей.
Детство зачастую рассматривается как нечто должное, то, через что проходит каждый, и то, что каждый обязан получить в результате воспитания и развития. При этом теряется понимание детства как ценного явления самого по себе. Обращается внимание на различные направления к изучению детства в психологии, литературе и истории. Приводится соотношение концепций детства в области психологии, истории и культурологи. Рассматривается концепция детства Ф. Арьеса в соотношении с образом детства в романах Ч. Диккенса. Данный выбор обусловлен специфическими периодизациями детства в истории и культуре, который ставит специфику развития мира детства в зависимость от эволюции мира взрослых и его культуры, а также рассматривает эволюцию в сознании человека в отношении перемен в понимании детства.
Степень научной разработанности проблемы. Среди работ, посвященных изучению детских образов в произведениях русских писателей, можно выделить работы М.Н. Эпштейна, Т.В. Юкиной «Образы детства», И.Н. Арзамасцевой «Детская литература», Н.А. Дворяшиной «Лики детства в литературе Серебряного века» и многие другие.
Объектом исследования являются произведения зарубежной и русской литературы
Предметом исследования являются образы сиротства и детства в зарубежной и русской литературе
Целью данной работы является исследование темы детства и сиротства в зарубежной и русской литературе
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выполнить обзор критики и провести анализ произведений русской и зарубежной литературы на тему детства/сиротства
2. Рассмотреть тему детства/сиротства в фольклоре
3. Проанализировать темы детства/сиротства в сказках А.С. Пушкина.
4. Исследовать тему детства в творчестве Достоевского, Диккенса и Чехова и ее сопряжение с их собственной судьбой
Методологической основой исследования являются:
• метод изучения учебной и научной литературы;
• метод анализа и обобщения полученных фактов;
• описательный метод;
• сопоставительный метод;
• биографический метод;
• культурно-исторический метод;
• психологический метод;
• метод контекстного анализа;
• социологический метод;
• метод интертекстуального анализа.