Введение
Глава 1. Теоретические основы употребления паронимов в русском языке
1.1 Сущность и виды паронимов в русском языке
1.2 Отношение паронимов к омонимам, синонимам и антонимам
1.3 Основные ошибки в употреблении паронимов
1.4 Словари паронимов
Глава 2. Анализ опытной работа над паронимией русского языка как средство совершенствования речевой культуры
2.1 Содержание опытной работы по употреблению паронимов в русском языке
2.2 Анализ полученных результатов
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность темы. Наблюдая над живым словом в повседневном обиходе, на собраниях, лекциях, над речью школьников, особенно в ее письменном выражении (творческие работы), наконец над языком периодической печати, радио и телевидения, можно сказать о том, что в речи встречается немало ошибок и отклонений от современных литературных норм.
Паронимы – это однокоренные слова, которые принадлежат одной части речи, имеют сходство в звучании (в связи с общим корнем или основой), но различаются своими значениями.
Основной причиной появления паронимов служило постоянное стремление человека углубить, расширить, ярче отразить существующие в мире явления. Называя по-новому дополнительный признак, явление или действие, человек использовал вновь образованное с помощью суффиксов или приставок слово. Появление паронимов относится к внутриязыковым процессам, что подтверждает постоянное развитие языка.
По сходству произношения слова-паронимы сближаются с омонимами, однако отличаются от последних следующими признаками. Во-первых, паронимы имеют разное написание. Во-вторых, слова-паронимы никогда не имеют полного совпадения в произношении.
При разграничении паронимов и синонимов следует иметь в виду, что расхождение в значениях паронимов обычно настолько значительно, что замена одного из них другим невозможна. Смешение паронимов приводит к грубым лексическим ошибкам.
Паронимы выполняют в речи различные стилистические функции, и перед каждым может возникнуть проблема выбора одного из паронимов. Умелое употребление паронимов помогает человеку правильно и точно выразить мысль, потому что именно паронимы раскрывают большие возможности русского языка в передаче тонких смысловых оттенков.
Степень изученности: в работе были использованы труды таких авторов как: Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С., Валгина Н.С., Введенская Л.А., Павлова Э.Г., Вишнякова О.В., Голуб И.Б., Розенталь Д.Э., Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. и др.
Объектом работы является процесс употребления паронимов.
Предметом работы является употребления паронимов на уроках русского языка в начальных классах.
Цель работы: выявить особенности употребления паронимов в русском языке.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и виды паронимов в русском языке.
2. Выявить отношение паронимов к омонимам, синонимам и антонимам.
3. Оценить основные ошибки в употреблении паронимов.
4. Рассмотреть словари паронимов.
5. Проанализировать содержание опытной работы по употреблению паронимов в русском языке.
6. Провести анализ полученных результатов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М., 2014. – 1823с.
2. Валгина Н.С. Современный русский язык. – М. Логос, 2014. – 480с.
3. Введенская Л.А., Павлова Э.Г. Культура и искусство речи. Культура речи. – М., 2012. – 450с.
4. Вишнякова О.В. Паронимы современного русского языка. – М.: Русский язык, 2011. – 282 c.
5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М. Международ. отношения, 2013. – 280с.
6. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: учебное пособие 3-е издание, испр. – М.: Высшая школа, 2011. – 430с.
7. Дунаев А.И., Дымарский М.Я. Кожевников А.Ю. Русский язык и культура речи. – СПБ: издательство РГПУши А.И. Герцина, 2012. – 509с.
8. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие. – М.: Наука, 2012. – 329с.
9. Кашина Н.В. Изучаем паронимы в средней школе // Филологический класс. – 2014. – №26 [Электронный ресурс]: http://journals.uspu.ru/ Филологический класс _2014_26_ст. 10 pdf.
10. Колесников Н. П. Словарь паронимов русского языка. – Тбилиси, 2011. – 1587с.
11. Красных В.И. Паронимы в русском языке. Самый полный толковый словарь. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 592 c.
12. Максимов М.Ю. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2013. – 198с.
13. Материалы и рекомендации к работе над паронимами// Вопросы методики русского языка в школе: Сб. статей. – Рязань: Изд – во РИГУ, 2013. – 722с.
14. Плещенко Т.П. Стилистика и культура речи: Учебное пособие. – Мн.: «ТетраСистемс», 2014. – 544с.
15. Самотик Л. Лексика современного русского языка. – М., 2012. – 345с.
16. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителя. – М., 2015. – 534с.
17. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 2011. – 477с.
18. Черняк В.Г. Русский язык и культура речи. – М.: Проспект, 2013. – 203с.
19. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. – М., 2010. – 366с.
20. Щерба Л.В. Языковые системы и речевая деятельность. – М., 2014. – 416с.