ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА
1.1. Культурно-исторические ресурсы
1.2. Традиции и обычаи
1.3. Бытовая и хозяйственная деятельность
ГЛАВА II. ОЦЕНКА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Объекты религиозного туризма
2.2. Музеи различного статуса
2.3. Привлекательные объекты исторического наследия
2.4. Уникальные природные объекты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Туризм в современной России переживает сложный и противоречивый период. Особенно это относится к таким его направлениям, как исторический и культурный туризм.
С одной стороны, туристская отрасль в целом продолжает развиваться быстрыми темпами по сравнению с другими направлениями хозяйствования, а именно: в период с 2011 по 2014 год прирост объёмов туристических услуг составил 13%. На долю туризма приходится 10 процентов мирового валового национального продукта, 11 процентов международных инвестиций. Поэтому на протяжении многих лет туризм рассматривается как отрасль, стимулирующая местную экономику, повышающая благосостояние и влияющая на качество и уровень жизни населения страны. В городах России культурный, исторический туризм является источником постоянной прибыли и одним из главных факторов развития региона.
С другой стороны, финансовое положение историко-культурной сферы продолжает оставаться очень незавидным, не хватает средств на реставрацию многих памятников истории и культуры, на реализацию задуманных интересных проектов, на поддержание в нужном состоянии деятельности учреждений культуры. Не удалось реализовать и планы туристского развития многих территорий, которые были связаны с возрождением исторических городов, старинных усадеб, освоением исторических мест, восстановлением памятников культуры.
В такие исторические периоды, один из которых переживает современная Россия, важно развивать и расширять историко-культурный потенциал регионов, охранять и восстанавливать в большей мере культурное наследие исторических мест с целью увеличения туристских услуг для российских и иностранных граждан. Туризм в современной России переживает сложный и противоречивый период. Особенно это относится к таким его направлениям, как исторический и культурный туризм.
Вопросы повышения эффективности развития сферы рекреационных услуг рассматриваются в работах Баскакова А.С., Волкова Ю.Г., Воскресенского В.Ю., Квартальнова В.А., Кононенко Б.И. и пр..
Цель исследования – историко-культурный потенциал Тюменской области.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть теоретические основы анализа историко-культурного потенциала региона;
2) проанализировать историко-культурный потенциал Тюменской области;
3) показать перспективы развития историко-культурного потенциала региона.
Объект исследования – совокупность отношений, складывающихся в сфере туристических услуг.
Предмет исследования – туризм в Тюменской области.
Методологической основой исследования выступают анализ, синтез, индукция, дедукция, метод единства логического и исторического.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ). Российская газета. - №7. - 21.01.2009.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.
3. Баскаков А.С. Общая ситуация на российском туррынке. - М.: ОНЛАЙН, 2009.
4. Волков Ю.Г. и др. Регионоведение. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 448 с.
5. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Воскресенский. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 255 с.
6. Квартальнов В.А. Туризм. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 с.
7. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / Б.И. Кононенко. – М.: Вече 2000; АСТ, 2003– 512 с.
8. Курина В. Культурно-познавательные возможности этнического туризма [Электронный ресурс] // Все о туризме : сайт. – [Б. м.], 2002-2014. - URL: http://tourlib.net/statti_tourism/kurina.htm (дата обращения: 16.02.2015).
9. Савельев Ю.В., Толстогузов О.В. Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации стратегии Республики Карелия. Петрозаводск: Издательство Карельского научного центра РАН, 2008. - 141 с.
10. Сапожникова, Е.Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. / Е.Н. Сапожникова. – М.: Изд. центр «Академия». 2007. – 240 с.
11. Чумаков, К. Этно-экологический туризм в сохранении природного и культурного наследия [Текст] / К. Чумаков // Новая жизнь. – 2006.- № 5. – С.15-16.
12. Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области. URL: http://w-siberia.ru. (дата обращения: 16.02.2015).
13. Официальный сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризм). URL: http://www.russiatourism.ru. (дата обращения: 16.02.2015).
14. Гарант. Информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru/. (дата обращения: 16.02.2015).
15. КонсультантПлюс. Правовой сайт. URL: http://www.consultant.ru/. (дата обращения: 16.02.2015).
16. Интернет-портал Российской газеты. Режим доступа: http://www.rg.ru/. (дата обращения: 16.02.2015).
17. RBC. Крупнейший портал новостей и деловой информации. URL: http://www.rbc.ru/. (дата обращения: 16.02.2015).