ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и признаки конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации
1.2. История развития конституционных обязанностей в России
2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ
2.1. Обязанность соблюдения Конституции Российской Федерации и законов
2.2. Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы
2.3. Обязанность защиты Отечества
2.4. Обязанность охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
2.5. Обязанность заботиться о сохранении культурного, исторического наследия, беречь памятники культуры и истории
3. КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Понятие конституционной ответственности граждан Российской Федерации
3.2. Особенности реализации конституционно-правовой ответственности органов государственной власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В Конституции Российской Федерации согласно части 2 статьи 6 предусмотрены равные права и свободы на территории государства для каждого гражданина РФ, при одновременном несении равных обязанностей. В ВКР рассмотрено, что относится к конституционным обязанностям гражданина РФ, ими являются:
1. Обязанность соблюдения Конституции Российской Федерации и законов
Обязанность соблюдения Конституции, законодательства Российской Федерации и подзаконных нормативных актов распространяется на всех людей, находящихся на территории нашей страны. Недопустимо несоблюдение действующего законодательства РФ для любого из проживающих в стране лиц. Соблюдение Конституции РФ и законов является всеобщим правилом без исключений.
2. Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы
Каждый гражданин обязан платить установленные налоги и сборы согласно статье 57 Конституции РФ. Законы, которые устанавливают новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы. Налоговый кодекс РФ является федеральным законом, определяющим систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов.
3. Обязанность защиты Отечества
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации Защита Отечества – это долг и обязанность гражданина РФ. Указанная конституционная норма осуществляется ФЗ № 53 от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающим прохождение военной службы по призыву и по контракту. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой согласно Конституции РФ и ФЗ № 113 от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе».
4. Обязанность охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
Статья 58 Конституции РФ определяет долг человека и гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху роста производства и потребления, увеличения населения страны и мира природа требует особых мер охраны государством и обществом и участия в защите окружающей среды каждого. Обязанность граждан на сохранение природы и окружающей среды обусловлено в первую очередь конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 № 7-ФЗ.
5. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры
В соответствии со статьей 44 Конституции РФ каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, должен бережно относиться к памятникам истории и культуры. Забота о сохранении наследия нашего народа означает конкретные действия, которые не допускают его утрату или бесхозяйственное содержание.
Конституционные обязанности – это установленные государством и закрепленные в Конституции РФ виды общественно необходимого поведения граждан. Основными признаки конституционных обязанностей являются: их верховенство, базовый характер, общий вид, всеобщность по территории и кругу лиц, равноправие, постоянно действующий непрерывный характер.
К конституционным обязанностям человека и гражданина РФ относятся: соблюдение Конституции и законов (основная обязанность), уважение прав и свобод других лиц, забота о детях и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования, забота о памятниках истории и культуры, уплата налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды, защита отечества и т.д.
Этот перечень не является исчерпывающим. Для отдельных категорий граждан, в зависимости от их статуса, могут дополнительно вводиться конституционные обязанности.
ВКР Конституционные обязанности граждан РФ написана на 63 страницах, в списке литературы – 68 источников литературы. Год написания – 2017.
Основной закон России, Конституция Российской Федерации 1993 года в первой своей главе декларирует следующее: человек, права и свободы которого – высшая ценность, признание, соблюдение и защита которых становится обязанностью государства. Данное положение – это фундаментальная основа конституционного строя Российской Федерации. Никакая другая основа конституционного строя не определяется понятием «высшая ценность». Человек – источник своей свободы, которая существует не по соизволению государства.
Однако правовое положение личности в Российской Федерации определяется не только правами и свободами гражданина РФ, но и обязанностями. Юридические обязанности получают правовое закрепление в разных отраслях права (в гражданском, трудовом, семейном, административном праве и т.д.). Но ведущая роль в общей системе юридических обязанностей принадлежит конституционным обязанностям человека и гражданина. Институт основных обязанностей человека и гражданина прошел длительный путь и всегда проблемным был вопрос, связанный с его реализацией. Сейчас, когда в России строится демократическое правовое государство, исполнение гражданами своих конституционных обязанностей приобретает особое значение. В обеспечении основных обязанностей человека и гражданина задействован весь механизм государства, в том числе и органы внутренних дел. Без признания конституционной ответственности как самостоятельного вида ответственности нормальное функционирование Основного закона и создание эффективного механизма его защиты в правовом государстве – невозможно. Конституционные обязанности на наш взгляд – это высшие правовые (конституционные) требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с охраной и защитой важнейших ценностей, осуществлением действий (бездействий), которые служат удовлетворению как личных, так и общественных интересов в правовом демократическом государстве. Все вышесказанное и обуславливает актуальность данной темы.
Целью исследования настоящей темы является всестороннее изучение конституционных обязанностей гражданина РФ как базовых институтов конституционного права, закрепленных как в Основном законе Российской Федерации, федеральном законодательстве и подзаконных нормативных актах, и вытекающей в случае их нарушения конституционной ответственности.
В целях достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие и историю развития института конституционной обязанности в российском законодательстве;
• выделить на основе Конституции Российской Федерации основные конституционные обязанности человека и гражданина;
• рассмотреть содержание конституционных обязанностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве и подзаконных нормативных актах;
• исследовать институт конституционной ответственности в России.
Объект работы – общественные отношения, формирующиеся в сфере конституционно-правового регулирования обязанностей гражданина Российской Федерации.
Предметом работы являются нормы Конституции Российской Федерации, которые определяют обязанности человека и гражданина, нормы российского законодательства, конкретизирующие настоящие положения Конституции.
Как основной метод исследования определен анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также специальной и учебной литературы. Основу нормативной базы составляют положения Конституции РФ, а также федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты. Также сравнивались точки зрения авторов монографий, статей, учебного материала.
По мнению автора, подробное исследование настоящей проблемы путем анализа нормативно-правовой документации и юридической литературы еще не проводилось. Автор рассматривает проблему формирования и развития конституционных обязанностей в законодательстве РФ через призму взглядов авторов юридической научной литературы, а также предлагает механизмы совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере.
В научной литературе понятие конституционных обязанностей имеет широкую огласку, при этом в мире учёных до сих пор не существует единого устоявшегося мнения понятий «конституционная ответственность» и «конституционная обязанность». Особенно, на наш взгляд, следует остановиться на понятии конституционная ответственность как наборе санкций за нарушение исполнения конституционных обязанностей человека и гражданина. В данной работе автор обобщает существующие точки зрения следующих авторов: Несмеяновой С.Э., Сергеева А.С., Мартиросяна А.Г., Ли-пинского Д.А., Зиновьева А.В., Лучина О.В., Лейста О.Э., Абдулаева М.И., Комарова С.А., Колосовой Н.М., Витрука Н.В. и других.
Положения, выносимые на защиту:
1. принятие Федерального конституционного закона «О конституционной ответственности человека и гражданина в Российской Федерации» как основного нормативного правового акта, регулирующего конституционную ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, физических и юридических лиц, как резидентов Российской Федерации, так и нерезидентов;
2. принятие Федерального конституционного закона «О разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации» как нормативно-правового акта, конкретизирующего положения Конституции РФ, способствующего устранению и недопущению дублирования полномочий и фактического сращивания органов государственной власти. Указанный закон должен содержать общие понятия и принципы разграничения полномочий органов всех ветвей власти, сферы ведения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
3. на наш взгляд, меры ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 243 Уголовного кодекса Российской Федерации, является слишком мягким, учитывая значение объектов преступления – памятников истории и культуры. При этом в качестве одной из форм вины следует рассматривать не только активные действия со стороны физических и юридических лиц, но и виновное бездействие должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, ответственных за мониторинг состояния памятников истории и культуры России.
4. в соответствии с частью 1 статьи 93 Конституции РФ президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, которое подтверждается посредством заключения Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Тем не менее, согласно нормам уголовного законодательства государственная измена как преступление относится к особо тяжким. В целях устранения подобного рода противоречия между Конституцией РФ и Уголовным кодексом РФ предполагается уточнить норму части 1 статьи 93 Конституции и определить, что основанием для отрешения Президента РФ от занимаемой должности является совершение им особо тяжкого преступления.
1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие, признаки конституционных обязанностей человека – гражданина в Российской Федерации
Положение, согласно которому каждый гражданин Российской Феде-рации обладает на территории государства всеми правами и свободами, а также несёт равные обязанности, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации , свидетельствует об устойчивой правовой связи человека с государством. Последняя определена международным Пактом «О гражданских и политических правах», который принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Часть 1 статьи 2 указанного документа определяет следующее: каждое участвующее в Пакте государство принимает обязанность уважения и обеспечения всем находящимся в пределах его территории под его юрисдикцией лицам права, которые признаны в настоящем Пакте, без различия .
Согласно части 2 статьи 6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на территории государства всеми правами и свободами, при одновременном несении равных обязанностей, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации.
Обязанности граждан России различны. При этом одни исходят из принадлежности лица к гражданству, а другие при этом не имеют связи с данным статусом, они возложены на каждого человека в отдельности.
В правовом государстве обязанности – комплекс морально-правовых требований, предъявляемых к личности и вытекающих из объективных потребностей развития и совершенствования как общества в целом, так и самой личности .
Российские ученые-юристы всегда уделяли большое внимание правам и свободам гражданина. Тем не менее, большинство из них делают вывод, что предоставление одних только прав без каких-либо обязанностей означает ликвидацию любой демократии и свободы. Свобода одного приводит к неизбежности ограничения свободы другого, и как следствие их обязанностей. Помня о правах и свободах, раскрывают вторую сторону неразрывного диалектического единства, которая включает: обязанности, ответственность, общественный долг, дисциплину и организованность граждан. Достаточные права и свободы граждан реализуются успешно при безоговорочном выполнении ими своих обязанностей. Таким образом, следует согласиться с точкой зрения О.Г. Румянцева о том, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Единство прав и обязанностей является принципом, сочетающим в себе личные и общественные интересы, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и правового государства. Таким образом, тезис «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» воплощается в реальности. Обязанности, также как и права, при-обретают реальный характер.
Конституция РФ закрепляет основные обязанности человека и гражданина. Поскольку обязанности приобретают характер всеобщности, то они становятся независимыми от конкретного правового статуса лица, а также закрепляемыми на высшем, конституционном уровне.
В основных обязанностях, конституционно закрепленных, выражают-ся наиболее важные требования, к которым относят: ответственность личности перед обществом, гражданина – перед государством, а также надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам и активного его включения в охрану таких интересов.
Таким образом, следует сделать вывод, что основные обязанности человека и гражданина – это конституционно закрепленные, охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляемые человеку и граждани-ну. Они обусловлены необходимостью участия человека-гражданина в обеспечении интересов общества, государства, а также других граждан.
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 1-ФКЗ) // Собрание Законодательства Российской Федерации. -2019. - №51.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51 – ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. -1994. - №32.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146 – ФЗ (ред. От 27.11.2018) // Собрание Законодательства Российской Федерации. -1998. - №31.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - №1 (ч. I).
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63–ФЗ (ред. От 12.11.2018) // Собрание Законодательства Российской Федерации. -1996. - №25.
6. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
7. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
8. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
9. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
10. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
11. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
12. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
13. Федерального закона «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 25.12.2018 № 483-ФЗ [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
14. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
15. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
16. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
17. Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (признан утратившим силу в соответствии с п.2 ст.62 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» за исключением ст.ст. 20, 31, 34, 35, 40, 42);
18. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1999 - № 42 Ст. 5005;
19. Постановление Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. № 20-П и от 16 июля 2004 г. № 14-П;
20. Постановление Правительства РФ от 03 июня 2016 года № 505 (ред. от 15.09.2018) «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»;
21. Постановление Конституционного Суда от 20 июля 1999 г. № 12-П по делу о проверке конституционности ФЗ от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны, находящихся на территории Российской Федерации» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
23. Приказ Министра обороны РФ № 118, МВД РФ N 218 от 04.03.2000 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в работе по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.2000 № 2157);
24. Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 1764 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
25. Письмо ФАС РФ от 27 июля 2018 года № ВК/58887/18 «О направлении информации по вопросу особенностей регулирования пре-дельных единых тарифов регионального оператора по обращению с тверды-ми коммунальными отходами» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
26. Приказ Министра обороны РФ от 06.09.1999 № 400 (ред. от 28.02.2003) «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. № 587 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе», «Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.10.1999 № 1938) [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
27. Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 (ред. от 02.10.2019) «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
28. Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 (ред. от 15.09.2018) «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
29. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным С определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
30. Международный Пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru.
31. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство БЕК, 2000;
32. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федера-ции. Под общ. ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002;
33. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. – М., 1993;
34. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Юрист, 1998;
35. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. – М., 1999
36. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н Конституционное право Российской Федерации. – М., 1999;
37. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М.: НОРМА – ИН-ФРА М. 2002;
38. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., «БЕК», 2000;
39. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. – М.: Юрид. лит., 1976;
40. Сергеев А.С. Конституционная ответственность в Российской Федерации. // Конституционное и муниципальное права, №4, 2002;
41. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2003;
42. Проблемы теории государства и права. Под редакцией М.Н. Марченко. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999;
43. Артюхов Ю.С. Актуальная концепция конституционной ответственности / Ю.С. Артюхов // Мир науки и образования. – 2017 - № 11 - С. 8–13.;
44. Пискотин М.И. Политическая ответственность работника аппарат государственного управления в социалистических странах. / Доклад на Международной конференции по теме «Ответственность сотрудника государственной администрации», Варшава, 1975;
45. Несмеянова С.Э. К вопросу о конституционной ответственности. // Конституционное и муниципальное право, №4, 2002;
46. А.В. Зиновьев. Конституционная ответственность. // Правоведе-ние, №4, 2003;
47. Липинский Д.А. Регулятивная функция конституционной ответственности. // Конституционное и муниципальное право, №4, 2003;
48. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. – М.: Городец, 2000;
49. Мартиросян А.Г. Теоретическая конструкция юридической ответственности и институт конституционной ответственности: соотношение и взаимосвязь. // Конституционное и муниципальное право, №4, 2003;
50. Шон Д.Т. Конституционная ответственность.//Государство и право, №7, 1995;
51. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в России. – М.: Городец, 2000;
52. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002;
53. Несмеянова С.Э. К вопросу о конституционной ответственности. // Конституционное и муниципальное право, №4, 2002;
54. Липинский Д.А. Регулятивная функция конституционной ответственности. // Конституционное и муниципальное право, №4, 2003;
55. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в России. – М.: Городец, 2000;
56. Комментарий к федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе». Вып. 77 / Зорин А.С., Кудашкин А.В., Лобов Я.В., Тю-рин А.И., и др.. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: За права военнослужащих, 2007;
57. Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мо-билизации в Российской Федерации». – Система ГАРАНТ, 2007;
58. Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». – Система ГАРАНТ, 2008;
59. Миляков Н.В. Налоговое право. – М.: Инфра-М, 2008;
60. Рождествина А.А. Комментарий к Закону РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». – Система ГАРАНТ, 2007 г.;
61. Гаджиев Г.А. Конституционные основы юридической ответственности и конституционно-правовая ответственность // Наука и образование. – 2017 № 2 – С. 4-12.;
62. Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. Налоговое право. Конспект лекций. 3-е изд. – М.: Высшее образование, 2009;
63. Велиева Д.С.Субъекты конституционной обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам // Конституционное и муниципальное право, №18, 2010;
64. Черногор H.H. Правовое регулирование юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации/ Н.Н. Черногор // Конституционное и муниципальное право. – 2016 -№ 5 – С.9.
65. Овсепян Ж.И. Критерии конституционной ответственности / Ж.И. Овсепян // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016 - № 2 – С.11-12;
66. Комарова В.В. Конституционное право России: учебник / В.В. Комарова – М.: Директ-Медиа, 2018;
67. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в России / Н.М. Колосова – М.: Юрайт, 2017;
68. Крысанов А.В. Конституционно-правовая Правительства Российской Федерации и его должностных лиц: основания и порядок реализации /А.В. Крысанов // Конституционное и муниципальное право. – 2015 № 5 – С. 9 – 18