Эффективность деятельности компании в значимой мере определяется таковыми главными причинами, как производственные мощности, технологии, работники, его квалификация, возможность развития. Вместе с ними, к более весомым относится корпоративная культура компании, которая выступает в качестве относительной системы, состоящей из комплекта правил и стандартов, определяющих взаимосвязь и слаженность членов коллектива, управленческого звена, структурных отделов и главных причин развития компании.
С термином "культура" нередко связывают музыку, живопись, античные цивилизации, но в современной жизни этот термин употребляется еще просторнее. Анализ предприятий как сообществ, имеющих сплошное сознание собственных целей, смысла и места, собственных ценностей и поведения, вызвало к жизни мнение корпоративной культуры [58, с. 63].
Культура придает вес практически всем нашим поступкам. Поэтому поменять что-либо в жизни людей разрешено, только понимая это существенное явление. Культура создается годами и десятками лет, благодаря чему она инерционна и консервативна. И почти все нововведения не приживаются лишь поэтому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
Каждому, кто знаком с разными организациями, понятно, что они различаются по атмосфере, способам исполнения работы, степени энергичности, личным целям – и все эти причины зависят от летописи организации, ее традиции, ее реального расположения, технологии изготовления и т. п.
Вопрос корпоративной культуры в компаниях на нынешний день актуален и его злободневность станет вырастать по мере продвижения русских фирм на мировом рынке.
Сегодня ни одна крупная компания не обходится без помощи специалиста по связям с общественностью. В его обязанности входит мониторинг внешней среды организации, налаживание контактов с клиентами и партнерами, улучшение имиджа компании на рынке, выработка стратегии и тактики продвижения продукции, а также конструирование благоприятного климата внутри самой компании.
Создание корпоративной культуры входит в задачи внутреннего (корпоративного) PR. Для ее создания специалисты используют целый ряд различных инструментов: печатные внутрикорпоративные издания, вырабатывание определенных норм и правил поведения в компании, а также организация внутрикорпоративных мероприятий.
Корпоративное мероприятие – это часть внутреннего PR, внутрикорпоративная PR-технология, которая призвана объединять и мотивировать коллектив для дальнейшей работы. Существует множество видов корпоративных мероприятий, различных методик и подходов к их организации. Однако смысл и цель таких событий всегда одна – создать сплоченную команду, которая будет способна решать самые сложные задачи [29, с. 46].
Объект исследования – компания ООО «Открытый путь».
Предмет исследования – корпоративная культура компании ООО «Открытый путь».
Цель дипломной работы – исследовать роль и место связи с общественностью в формировании корпоративной культуры организации на примере ООО «Открытый путь».
Задачи работы:
1) рассмотреть теоретические основы изучения корпоративной культуры;
2) исследовать процесс формирования корпоративной культуры ООО «Открытый путь» методами связей с общественностью;
3) разработать программу построения корпоративной культуры для ООО «Открытый путь».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Абрамова, С.Г. О понятии «организационная культура» [Текст] : учеб. / С. Г. Абрамова, И. А. Костенчук // Кадры. - 2012. - № 8. - С.24-27.
2. Артюхина, Л. В. Культура общения в корпоративной среде - важная составляющая в процессе здоровьесбережения специалистов-менеджеров [Текст] : учеб. / Л. В.Артюхина // Актуал. пробл. совр. науки. - 2012. - № 6. - С.150-153.
3. Артюхина, Л. В. Организационная и корпоративная культура - трудности определения [Текст] : учеб. / Л. В.Артюхина // Аспирант и соискатель. - 2012. - № 5. - С.84-87.
4. Базылев, И. А. Анализ влияния составляющих организационной культуры малого предприятия на эффективность его работы [Текст] : учеб. / И. А. Базылев // Управление персоналом. - 2011. - № 10. - С.32-35.
5. Беляева, М.И. Корпоративная культура как ресурс организационного развития [Текст] : учеб. / М .И.Беляева // Alma mater = Вестн. высш. школы. - 2013. - № 4. - С.45-48.
6. Бердинская, И.В. Организационная культура: коммуникационные парадигмы [Текст]: учеб. / И. В.Бердинская// Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. - 2012. - № 4. - С.6-11.
7. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации [Текст]: учеб. / Т. Б. Базаров. – М. : ИПК Госслужбы, 2009. – 512 с.
8. Бочкарев, А.В. Механизм формирования организационной культуры [Текст]: учеб. / А. В. Бочкарев. – М. : 2010. – 312 с.
9. Бухалков, М.И. «Внутрифирменное планирование» - Учебник// Бухалков М.И. - М: ИНФРА-М, 2010.
10. Быков, В. Корпоративная культура в системе социально-трудовых отношений [Текст]: учеб. / В. Быков, Н. Пичко // Общество и экономика. - 2009. - N 3. - С.136-144.
11. Бузаева, Е.Г. Сущность и основные типы организационной культуры [Текст]: учеб./Е. Г. Бузаева//Экономическая политика: поиски и достижения. - 2012. - № 1. - С. 125-131.
12. Валуев, С.А., Игнатьев А.В. Организационный менеджмент// Валуев С.А., Игнатьев А.В. - М., 2011 г. 385 с.
13. Виханский, О.С. «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс»// Виханский О.С. - Москва, фирма «Гардарика», 2010.
14. Волкова, К.А. «Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции»// Волкова К.А. - Москва, ОАО «Издательство Экономика»», 2011.
15. Вишнякова, М. Взаимодействие разных субкультур в российских компаниях [Текст]: учеб. / М. Вишнякова// Менеджмент сегодня. - 2012. - № 2. - С. 2-6.
16. Грошев, И.В. Организационная культура [Текст]: учеб. / И. В. Грошев, П. В. Емельянов, В. М. Юрьев. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 280 с.
17. Голубева, Е.А. Организационная культура: экология внутри компании [Текст]: учеб. / Е. А. Голубева // ELLE бизнес. - 2012. - № 5. - С.13-16.
18. Грива, Е.В. Социально – психологические условия формирования организационной культуры управления современным предприятием РФ [Текст]: учеб. / Е. В. Грива // Управление персоналом. - 2011. - № 8. - С.29-33.
19. Грошев, И. Культурное пространство организации: эмоциональная среда [Текст]: учеб. / И. Грошев, А. Мищенко // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 10. - С.100-107.
20. Гурков, И.Б. «Стратегический менеджмент организации» ЗАО «Бизнес – школа»// Гурков И.Б. - «Интел-Синтез», Москва 2012.
21. Дьякова, Д. Организационная культура: опыт формирования [Текст]: учеб./Д. Дьякова, Е. Журавлева. – М. : 2010. – 240 с.
22. Емельянов, Ю. Информационная и коммуникационная культура в компании [Текст]: учеб./Ю. Емельянов // Проблемы теории и практики управления - 2012. - № 10. - С.8-18.
23. Емельянов, Ю. Организационная культура как «формула успеха» бизнес-организации [Текст]: учеб. / Ю. Емельянов, А. Хачатурян // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 1. - С.23-33.
24. Ерастова, А.В. Управление формированием и развитием организационной культуры [Текст]: учеб. / А. В. Ерастова // Кадры. - 2012. - № 9. - С.10-14.
25. Жерихов, Е.С. Организационная культура как фактор социальной адаптации личности [Текст]: учеб. / Е. С. Жерихов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 2. - С.4-6.
26. Занковский, А.Н. Организационная психология [Текст]: / А. Н.Занковский. - М. : Флинта, 2009. – 414 с.
27. Иванова, С.В. Организационная культура: традиции и современность [Текст]: учеб. / С. В. Иванова // Управление персоналом. - 2012. - № 4. - С. 97.
28. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры [Текст]: / К. Камерон // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 4. - С.21-25.
29. Капитонов, А.Э. Организационная культура в организационно – управленческой сфере: Анализ и разработка модели [Текст]: учеб. / А. Э. Капитонов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 8. - С.43-46.
30. Келлер-Пфрундер, А. Индивидуализация экономики персонала//Проблемы теории и практики управления// Келлер-Пфрундер А. – 2012. – №2. – С. 95.
31. Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К. Организация управления персоналом на предприятии// Кибанов А.Я., Захаров Д.К. – М.: ГАУ, 2011.
32. Комарова, Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. // Человек и труд// Комарова Н. – 2012. – №10. – С 12–15.
33. Колос, А.Л. Место и роль организационной культуры в антикризисном управлении предприятием [Текст]: / А. Д. Колос, Д. А. Репка // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 2. - С.48-51.
34. Кондратьев, Э. Организационная культура: понятие, механизмы и методы управления [Текст]: учеб./Э.Кондратьев//Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 11. - С.56-64.
35. Кремнева, Н.Ю. Формирование организационной культуры: инновации и стереотипы [Текст]: учеб./ Н. Ю.Кремнева// Социологические исследования. - 2012. - № 7. - С.52-59.
36. Кристофер, Р. Выживание и процветание, или Как адаптировать к сосуществованию на рабочем месте людей разных поколений [Текст]: учеб. / Р. Кристофер // Business excellence = Деловое совершенство. - 2012. - № 5. - С.64-65.
37. Клещев, А.Г. Развитие организационной культуры фирмы [Текст]: учеб./ А. Г. Клещев, О. Ю.Бороздина, З. В. Брагина. - Кострома, 2009. - 135 с.
38. Кузнецов, И. А. Организационная культура [Текст]: учеб. / И. А. Кузнецов. - М. : Книжный дом, 2009. – 459 с.
39. Кузьмин, А.И. Организационная культура и управление фирмой. Организационное развитие [Текст]: учеб. / А. И. Кузьмин. – М.: Март, 2009. – 332 с.
40. Лапина, Т.А. Корпоративная культура [Текст]: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Т.А. Лапина. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – № 4. – 67 с.
41. Лавизина, О.В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система [Текст]: учеб. / О. В. Лавизина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 5. - С.40-44.
42. Ляпина, С.Ю. Организационная культура и инновации в компании [Текст]: учеб. / С. Ю. Ляпина, Е. Е.Первакова, Е .В.Снесарева // Инновации. - 2012. - № 12. - С.102-106.
43. Лютенс, Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. [Текст]: учеб./ Ф.Лютенс. - М. : Изд-во, ИНФРА-М, 2010. - 692 с.
44. Магура, М. И. Культура организации. Секреты мотивации: или мотивация без секретов [Текст]: учеб./ М. И. Магура, М. Б. Курбатова. - М. : Изд-во, ИНФРА-М, 2009. – 350 с.
45. Максименко, А.А. Организационная культура: системно-психологические описания [Текст]: учеб./А. А. Максименко.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.- 168с.
46. Магура, М. И. Патриотизм по отношению к своей организации. Миф или реальность? [Текст]: учеб. / М.И. Магура // Директор. - 2012. - № 7. - С.39-42.
47. Макеев, В. Организационная культура в организации [Текст]: учеб. / В. Макеев // Власть. - 2013. - № 4. - C.70-73.
48. Макеев, В. Национальные особенности корпоративных культур [Текст]: учеб / В. Макеев // Власть. - 2012. - № 8. - С.74-77.
49. Макеев, В. Этика и мораль в организационных отношениях [Текст] / В.Макеев // Власть. - 2013. - № 1. - С.59-62.
50. Матвеев, А.Б. О понятии «организационная культура» и условиях ее развития в России [Текст]: учеб. / А. Б.Матвеев // Философские науки. - 2012. - № 12. - С.66-85.
51. Марча, В. О подходах к анализу «организационной культуры» в рамках практики процессного консультирования (постановка проблемы) [Текст]: учеб. / В. Марча // Системы управления - проблемы и решения. - 2011. - № 10. - С. 116-131.
52. Минуберг, Г., Лэмпел, Д., Альстренд, Б., Школа стратегий// Минуберг Г. - «Питер» - Санкт-Петербург 2012.
53. Мотивация персонала. // Вопросы экономики, – 2012, – №2. стр. 76–91.
54. Михайленко, М.А. Развитие организационной культуры персонала организации [Текст]: учеб. / М. А.Михайленков // Управление персоналом. - 2011. - № 7. - С.18-22.
55. Мурашов, М. Организационная культура: западная практика [Текст]: учеб. / М. Мурашов // Кадровый менеджмент. - 2012. - № 9. - С. 29-32.
56. Пригожин, А.И. Организационная культура и ее преобразование [Текст]: учеб. / А. И. Пригожин // Общественные науки и современность. - 2012. - № 5. - С. 12-23.
57. Реклама и связи с общественностью: проблемы, тенденции, перспективы развития [Текст]: Статьи по результатам защит выпускных квалификационных работ студентов специальностей «030602 – Связи с общественностью» и «032401 - Реклама» / Под общ. ред. Отрадновой Е.В. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. – В 2-х частях. : Ч. 1. - 2011- 175 c.
58. Резник, Ю.М. Сущность организационной культуры в современной организации [Текст]: учеб. / Ю. М. Резник, К. А. Кравченко // Управление персоналом. - 2012. - № 8. - С. 63-69.
59. Родин, О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность [Текст]: учеб. / О. Родин // Менеджмент. - 2012. - № 7. - С.47-48.
60. Сайченко, О.А. Организационная культура как эффективный механизм управления человеческими ресурсами предприятий [Текст]: учеб. / О. А. Сайченко // Кадры. - 2012. - № 6. - С.17-21.
61. Скляр, Е.Н. Повышение эффективности управления промышленным предприятием на основе развития организационной культуры [Текст]: учеб. / Е. Н.Скляр // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 8. - С.45-46.
62. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: учебное пособие 2-е издание, перераб. и доп.// Сергеев И.В. – М.: Финансы и статистика, 2012 – 304 с.
63. Семенов, Ю.Г. Организационная культура [Текст]: учеб. / Ю. Г.Семенов. – М. : Логос, 2012. – 256 с.
64. Соломанидина, Т.О. Организационная культура компании [Текст]: учеб. / Т. О.Соломандина. – М. : Изд-во, ИНФРА-М, 2011. – 624 с.
65. Спивак, В.А. Организационная культура: теория и практика [Текст]: учеб. / В. А. Спивак. - М. : Питер, 2009. – 416 с.
66. Смолкин, А.М. Менеджмент: основы организации// Смолкин А.М. – М.: «Инфра-М», 2011.
67. Тарасова, Н.О. Управление социальными изменениями в организационной культуре компании в условиях проведения организационных изменений [Текст]: учеб. / Н. О. Тарасова // Кадровик. - 2012. - № 6. - С.7-8.
68. Томилов, В.В. Организационная культура и предпринимательство [Текст]; учеб. / В. В. Томилов. - СПб.: СПбУЭФ, 2008. – 222 с.
69. Чудинов, С.Б. Повышение инновационной активности промышленных организаций на основе развития организационной культуры [Текст] : учеб. / С. Б. Чудинов // Кадры предприятия. - 2012. - № 4. - С.29-33.
70. Шейн, Э., Организационная культура и лидерство// Шейн Э. – С-Пб.: «Питер», 2012.