Дипломная работа|Культурология

Диплом Русские народные праздники

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Solnze

Год: 2012 | Страниц: 69

Введение

Глава 1. Семья как фактор социокультурного развития личности ребенка

1.1 Социокультурное развитие личности ребенка в семье

1.2 Значение семейных традиций в воспитании детей

Глава 2. Антропология праздника

2.1 Праздник как феномен культуры

2.2 Народные календарные праздники

2.3 Социодинамика праздничной культуры в России XX-XXI вв

Глава 3. Русские традиционные праздники как средство воспитания личности в семье

3.1 Значение русских традиционных праздников в современном семейном воспитании

3.2 Роль русских традиционных праздников в жизни семей ст. Кабинетная Чулымского района НСО

Заключение

Список литературы

Приложения

Актуальность исследования.

В начале XXI века русские традиционные праздники способствуют духовно-нравственному возрождению России, поскольку они сохраняют национальные традиции, развивают историческую память, воспитывают культуру народа, семьи и отдельного человека. Семья всегда была основным источником воспитания и развития личности. Приобщение к истокам родной культуры происходило всегда в семье. Основным средством социокультурного воспитания в семье являются русские народные праздники.

Феномен праздника исследован культурологами и социологами (М.Е. Марковым, Н.А. Дмитриевой, Ю.С. Рябцевым), фольклористами-филологами (Б.Н. Путиловым, В.Я. Проппом, В.Е. Гусевым, Б.В. Асофьевым, Ю.М. Лотманом), этнографами (В.П. Алексеевым, М.М. Громыко, А.Ф. Некрыловой и др.), философами (М.М. Бахтин).

Значимость русских традиционных праздников в семейном воспитании личности мало исследована. Все это определило тему нашего дипломного исследования: Русские традиционные праздники как средство семейного воспитания личности.

Цель исследования: выявление значимости русских традиционных праздников в семейном воспитании.

Объект исследования: процесс воспитания личности в семье и его основные средства.

Предмет исследования: русские традиционные праздники как средство воспитания личности в семье.

Гипотеза исследования: выдвигается предположение о том, что русские традиционные праздники приобретают значимость в семейном воспитании, поскольку они развивают нравственные и этические качества личности.

Задачи исследования:

1) на основе анализа литературы по проблеме, определить следующие понятия: «семейное воспитание», «русские традиционные праздники»;

2) провести анализ программы по воспитательной работе ст. Кабинетная Чулымского района НСО с целью выявления приобщения детей и родителей к участию в русских традиционных праздниках;

3) провести социологический опрос (анкету) с целью выявления значимости русских традиционных праздников в семейном воспитании;

4) провести обработку полученных данных;

5) написать и оформить текст дипломной работы.

Методы исследования:

1) изучение и анализ литературы по проблеме;

2) анализ документов;

3) социоопрос (анкета);

4) обобщение и систематизация материала.

База исследования: ст. Кабинетная Чулымского района НСО.

Характеристика выборки:

20 семей:

18 полных семей

2 неполные семьи.

Возраст семьи:

от 1 до 5 лет – 5 семей

5-10 лет – 3 семьи

10-15 лет – 6 семей

15-20 лет – 5 семей

20-25 лет - 0

25-30 лет - 1

Количество детей в семье:

1 ребенок - 9 семей

2 детей – 7 семей

3 детей – 3 семьи

Время исследования: 2007 год

Время исследования: 2006-2007 гг.

Структура исследования: дипломная работа состоит из ведения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений

Глава 1. Семья как фактор социокультурного развития личности ребенка

1.1 Социокультурное развитие личности ребенка в семье

Целостность и системность воспитательного процесса предполагает превращение родителей обучаемых в активных и сознательных участников воспитания подрастающего поколения.

Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом, институтом, различными обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений.

Дети в ходе жизни познают семью как важную ячейку общества, основанную на любви. Семья формируется как дружный коллектив, живущий богатой духовной жизнью, организующий быт, удовлетворение разумных потребностей. Общественность осознается благодаря взаимодействию семьи с различными общественными организациями.

Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка. В качестве мотивов деятельности детей на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи.

Педагогически грамотная организация жизни в семье формирует у ребенка полезные потребности [2, С. 73 ]:

1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1966—1969.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Изд-во "АиФ". - М., 1993.

3. Артамонов М.И. О славянских народах – М., 1998 – С. 121-129.

4. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге. М., 1985.

5. Бондаренко Э.О. “Праздники христианской руси” Калининград; Кн. изд-во, 1993.

6. Болховитиков В.Н., Колтовой Б.И., Лаговский И.К. “Твоё свободное время” М. Дет. лит.,1975.

7. Боровский Я. Мифологический мир древних киевлян. Kиев, 1982 – С. 73.

8. Брудная Л. И. Энциклопедия обрядов и обычаев – М.: 1989 - С. 63.

9. Даниэль С.М. “Искуство видеть” Л.,Искуство, 1990.

10. “Живая вода” Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Сост. Аникин В.П. М.Дет. лит.,1986.

11. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

12. Земцовский И. И. Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970.

13. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1980.

14. Ивлева Л. М. Ряженые в русской традиционной культуре. СПб., 1994 – С. 86.

15. Измайлова Е.Н., Малютин И.П., Мубинова З.Ф. Развитие этнокультурного образования в Кировском районе г. Уфы: проблемы и задачи. – Уфа, 2005. – 44 с.

16. Извекова Н.А., Латов Н.В. “Праздник в семье” М.,Педагогика, 1986.

Ильин М. “Сто тысяч почему?” Л.,Дет. лит., 1989.

17. История Сибири с древнейших времен до наших дней. Л., 1968. Т. 2. С. 56

18. Калининский И.П. “Церковно-народный месяцеслов” М.Худ. лит., 1990.

19. Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. “Большая книга игр и развлечений” М.,Педагогика, 1992.

20. Капици Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник – М.; из-во «Флинта» - 2000 – С. 216.

21. Кобычев В.П. В поисках прародины славян – М., 1987 – С. 74-82.

22. Ковалёв В.М.,Могильный Н.П. “Русская кухня, традиции и обычаи” М. Сов. Россия, 1990.

23. “Круг светлых дней” Православный народный календарь Сост. Соколовский В.М., Радуга, 1992.

24. Куприна Н.Г. Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей // Воспитание школьников. 2005. № 4. С. 30 – 35.

25. Ключевский В.О. “Литературные портреты” М. Современник, 1991.

26. Леотьева Г.А.,Шорин П.А.,Кобрин В.Б. “Ключи к тайнам кино” М.Просвещение, 1994.

27. Люцидарская А. А. Старожилы Сибири: Ист.-этнограф. очерки. ХVII начало ХVIII в. Новосибирск, 1992. С. 56

28. Макаренко А.А. Сибирский народный календарь – М.: 2000 – С. 91.

29. Мубинова З.Ф. Нациология. Программа и методические рекомендации к спецкурсу / БГПИ. – Уфа, 1997. – 47 с.

30. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991.

31. Некрылова А. Ф. Русские народные праздники, увеселения, зрелища. Конец XVIII — начало XX в. Л., 1984.

32. Программа развития образования Республики Башкортостан на 1993 – 1998 гг. Уфа, 1993. – 64 с.

33. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. СПб., 1995.

34. Поляков В. Происхождение славян – М., 1988 – С. 38-44.

35. Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов – Л.: 1982 – С. 49.

36. Рерих Н.К. “О вечном” М. Изд-во полит. лит., 1991.

37. Рыбаков Б.А. Мир истории – М., 1990 – С. 578-61.

38. Сатлыкова Р.К. Хозяйственный уклад и семейный быт народов // Проблемы истории СССР. М., 1976. Вып. 5. С. 102-105.

39. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды и праздники русских, украинцев и белорусов. М., 1979 – С. 138.

40. Хисамитдинова Ф.Г., Шарипова З.Я., Нагаева Л.Г. Родной Башкортостан: Научно-популярное издание по курсу «История, литература и культура Башкортостана». – Уфа, 1992. – 295 с.

41. Цветаева М.И. Сочинения в 2-х томах Т.2 М.Худ. лит., 1988

Чкаников И. “Игры и развлечения” М.Детизд., 1957.

42. Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции – Мн., 2000 – С. 37.

43. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания: Учеб. Пособие – Мозырь: ООО «Белый ветер» - 2003, С. 292.

44. Шейн П. В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. д. СПб., 1900, Т. 1.- С. 163.

45. Энциклопедия российских праздников – М.: 1997 – С. 405.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Культурология
2013 год 61 стр.
Диплом Теоретические основы изучения корпоративной культуры
Дипломная работа Культурология
2012 год 73 стр.
Дипломная работа на тему: «Организационная культура»

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское