Дипломная работа|Культурология

Диплом Представление о смерти и загробном мире в германской традиционной культуре

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2016 | Страниц: 91

Цена: 4 500
Купить работу

Введение

1 Представление о смерти в традиционной культуре

1.1 Отношение к смерти в традиционной культуре

1.2 Пространство смерти в традиционной культуре

2 Представление о смерти и загробном мире в германской традиционной культуре

2.1 Представление о смерти у германцев

2.2 Представление о пространстве смерти у германцев

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что народы современной Германии, Великобритании, Скандинавии своей культурой обязаны древнегерманским истокам.

Духовная культура древнегерманских племен отличалась многообразием форм. Их творчество существовало в разных стихотворно-песенных жанрах. Широко бытовали обрядовые песни, магические формулы и заклинания, загадки, сказания, а также песни, сопровождавшие трудовые процессы, наибольшее значение имел героический эпос.

Одним из актуальных вопросов в древнегерманской культуре является представление о смерти и загробном мире. Тема смерти, погребение, взаимоотношение живых и мертвых, похоронные ритуалы, мифология смерти у древних германцев имеют свое уникальное и своеобразное выражение. Особое место тема смерти занимает в древнегерманских эпических произведениях.

В целом нельзя не заметить, что вся германская традиционная культура насыщена мрачными и величественными представлениями, и это касается не только эпических произведений. Такие представления соответствовали воинственному быту варварских племен, непрерывно враждовавших между собой.

Однако, несмотря на данное обстоятельство, тема смерти, по нашему мнению, все еще остается недостаточно неразработанной и сравнительно неизученной в контексте традиционной культуры германцев. Об этом свидетельствует, например, сравнительно ограниченное количество имеющихся исследований и публикаций по этой теме.

Степень изученности проблемы исследования. Древние германские эпические произведения привлекали множество исследователей.

У истоков изучения германской традиционной культуры в нашей стране стояли такие исследователи, как М.И. Стеблин-Каменский, С.А. Смирницкая, Е.М. Мелетинский, А.Я. Гуревич. Перечисленные авторы внесли свой ценный вклад в разработку рассматриваемой нами темы. Так, М.И. Стеблин-Каменский издал и подробно прокомментировал основные памятники древнегерманской культуры в своих работах «Исландские саги» , «Старшая Эдда» . Е.М. Мелетинский в работе «Эдда» и ранние формы эпоса» занимался изучением «Старшей Эдды» как памятника мифологического и героического эпоса. Благодаря вкладу этого ученого удалось выявить устные основы составляющих германский эпос текстов. Также можно выделить работы С.А. Смирницкой, которая переводила и комментировала «Младшую Эдду» . Работа А.Я. Гуревича «Эдда» и сага» посвящена анализу эпических произведений, например, вопросам нравственной оценки поступков героев древнегерманской мифологии.

Проблематика смерти представлена работах: Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти» , М.Д. Алексеевского «Проблемы фиксации похоронно-поминальной плачевой традиции» , «Смерть как персонаж похоронных причитаний» , С.С. Воронцовой «Концепт «Смерть» в фольклорной лирике» , Е.Н. Елеонской «Представление «того света» в сказочной традиции» , и других.

Тему погребальных ритуалов и похоронных обрядов изучали следующие авторы: А.К. Байбурин «Ритуал в традиционной культуре» , Ю.Е. Березкин «Мифологические объяснения смертности человека и проблема происхождения на-дене» , А. Геннеп «Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов» , В.И. Еремина «Историко-этнографические истоки «общих мест» похоронных причитаний» , и другие.

Исследований, касающихся представлений о смерти и загробном мире в германской традиционной культуре, не так много. Из числа ранних работ стоит выделить работу Е.М. Мелетинского «Скандинавская мифология как система» и А.Я. Гуревича «Диалектика судьбы у германцев и древних скандинавов» . В этих трудах ученые анализируют общие вопросы места смерти в германской культуре, рассматривают привязку эпических текстов к обрядам и ритуалам германцев, анализируют существующие в науке точки зрения на специфику древнегерманских мортальных представлений. Из последних работ можно выделить исследование Т.А. Михайловой и Т.В. Топоровой «Представления о смерти и локализация Иного мира у древних кельтов и германцев» .

Отдельно можно отметить и следующие работы по древнегерманской мортальной культуре, нашедшей свое отражение в мифах и эпосе. Это работы В.Я. Петрухина «Мифы древней Скандинавии» , Г. Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов» , Н.В. Будур «Повседневная жизнь викингов: IX–XI века» , Х. Гербер «Мифы Северной Европы» , Х.Э. Дэвидсон «Древние скандинавы. Сыны северных богов» , Л. Моррис «Загробная жизнь: Представления германцев» , и другие.

Рассматривая тему преподавания на уроках МХК, обратим внимание на основных авторов. Л.М Предтеченская представила метод художественно-педагогической драматургии как один из ведущих методов преподавания курса «Мировая художественная культура» . Вопросами разработки урока, внеклассного занятия как спектакля занимались Ю.А. Солодовников и Л.М. Предтеченская .

Источниками исследования выступили следующие произведения германской героической поэзии.

Англосаксонский текст «Беовульф» , VIII-X в., древнейшая эпическая поэма «варварской» (германской) Европы, сохранившаяся в полном объеме.

Исландские песни «Старшей Эдды» (XIII в.), «Эдда Младшая» («Снорриева Эдда», 1222-1225 гг.), и немецкая «Песнь о Нибелунгах» (конец XII – начало XIII в).

Также использовались исландские саги – «Сага о Греттире» , «Сага о Ньяле» (XI-XII вв.), и другие.

Самые объемные и наиболее полные мифологические повествования, описывающие загробную жизнь, включены в «Младшую Эдду» и «Старшую Эдду». В этих текстах четко и последовательно представлена картина мира германской традиционной культуры, религиозные представления древних германцев, а также феномен смерти и отношение к ней. Посредством данных текстов мы можем достаточно достоверно интерпретировать древнегерманскую культуру, отношение к загробному миру, изучить специфику ритуалов и особенности древнегерманской религии.

1. Алексеевский М.Д. Проблемы фиксации похоронно-поминальной плачевой традиции (К. В. Чистов и вопрос об аутентичности записей причитаний) // Фольклор и этнография: К девяностолетию со дня рождения К. В. Чистова: сб. науч. ст. – СПб., 2011. – С. 243–250.

2. Алексеевский М.Д. Смерть как персонаж похоронных причитаний Русского Севера // Сборник Мортальность в литературе и культуре, первое издание / Составители: А.Г. Степанов, В.Ю. Лебедев (редакторы). – М.: Новое литературное обозрение, 2015. – С. 153-158.

3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. / Общ. ред. Оболенской C.B.; Предисл. Гуревича А.Я. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Прогресс-Академия», 1992. – 528 с.

4. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. – СПб.: «Наука», 1993. – 242 с.

5. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этногр. очерки. – Л., 1990. – С. 129.

6. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.: Художественная литература, 1975. – 36 с.

7. Березкин Ю.Е. Мифологические объяснения смертности человека и проблема происхождения на-дене / Павлинская Л.Р., Березкин Ю.Е. // От бытия к инобытию: фольклор и погребальный ритуал в традиционных культурах Сибири и Америки. – Санкт-Петербург: МАЭ РАН: Кунсткамера, 2010. – 363 с.

8. Бессонов П.А. Калеки перехожие. – М., 1861-1863. Ч. 2. – С. 151.

9. Бондаренко Г. Повседневная жизнь древних кельтов. М.: Мол. гвардия, 2007. 396 с.

10. Будур Н.В. Повседневная жизнь викингов: IX–XI века. М.: Мол. гвардия, 2007. – 463 с.

11. Бутанаев В.Я. Погребально-поминальные обряды хакасов в XIX—начале XX в. // Историко-культурные связи народов Южной Сибири. Абакан, 1988.

12. Введенский А.И. Условия допустимости веры в смысл жизни / А.И. Введенский . – Пушкино (Моск.обл.) : Изд. Дом "ГРААЛЬ", 2001 . – 39 с.

13. Воронцова С.С. Концепт «Смерть» в фольклорной лирике (на материале русского, английского и немецкого языков) // Теория языка и межкультурная коммуникация: межвуз. сб. науч. тр. – Курск, 2009. – Вып. 2 (6). – С. 21–25.

14. Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. – 198 с.

15. Гербер Х. Мифы Северной Европы. / перевод: Г.Г. Петрова. М.: Центрполиграф, 2008. – с. 346.

16. Гуревич А.Я. Диалектика судьбы у германцев и древних скандинавов // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М., 1994. - С. 155.

17. Гуревич А.Я. "Эдда" и сага / А. Я. Гуревич. - Москва : Наука, 1979. - 192 с.

18. Гоголева А.В. Феномен смерти в культурах разного типа : социально-философский анализ : дис. … канд. филос. наук / Гоголева Анна Викторовна. – М., 2005. – 141 с.

19. Грачев И.А. Похоронные обряды хакасов в XVIII – начале XX в. / Павлинская Л.Р., Березкин Ю.Е. // От бытия к инобытию: фольклор и погребальный ритуал в традиционных культурах Сибири и Америки. – Санкт-Петербург: МАЭ РАН: Кунсткамера, 2010. – 363 с.

20. Добровольская В.Е. Рассказы об обмираниях // Живая старина. – 1999. – № 2. – С. 23-24.

21. Дэвидсон Х.Э. Древние скандинавы. Сыны северных богов / перевод: А. Давыдова. М.: Центрполиграф, 2008. – с. 224.

22. Елеонская Е.Н. Представление «того света» в сказочной традиции // Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. – М., 1994. – 272 с.

23. Еремина В.И. Историко-этнографические истоки «общих мест» похоронных причитаний // Русский фольклор: [материалы и исслед.] – Л., 1981. Т. 21: Поэтика русского фольклора. – С. 73.

24. Ермолова Н.В. Представления о душе, смерти и загробной жизни в традиционном мировоззрении эвенков / Павлинская Л.Р., Березкин Ю.Е. // От бытия к инобытию: фольклор и погребальный ритуал в традиционных культурах Сибири и Америки. – Санкт-Петербург: МАЭ РАН: Кунсткамера, 2010. – 363 с.

25. Ивашова А. Смерть и образы природы в похоронных причитаниях // Фальклор і сучасная культура: матэрыялы ІІІ Міжнар. навук.‐практ. канф., 21–22 крас. 2011 г., Мінск: у 2 ч. Мінск, 2011. Ч. 2. – С. 65–67.

26. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 тт. / сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. – Москва: Русская Книга, 1993–1999. – Т. 1. – 400 с.

27. Истомин Ф.М. О причитаниях и плачах, записанных в Олонецкой и Архангельской губерниях // Живая старина. – 1892. – Вып. 3. – С. 141.

28. Картамышева Е.П. Между жизнью и смертью: к вопросу о структуре загробного мира у древних скандинавов // Восточная Европа в древности и средневековье. XIV Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. Москва, 17–19 апреля 2002 г. Материалы конференции. - Москва, 2002. - С. 96–101.

29. Категория родства в языке и культуре / отв. редактор С. М. Толстая. — М. : Индрик, 2009. — 312 с.

30. Колкова H.A. Концепт «смерть» в пословичных текстах // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2008. № 11 (93). – С. 8–15.

31. Лайсафт П., Михайлова Т. Банши: Фольклор и мифология Ирландии / Пер. с англ. Н. Чехонадская. – М.: ОГИ, 2007. – 184 с.

32. Левкиевская Е.Е. Нищий // Славянские древности: этнолингв. слов. - М., 2004. – Т. 3: К–П. – С. 408.

33. Левкиевская Е.Е. Православие глазами современного севернорусского крестьянина // Ученые записки Российского православного университета им. ап. Иоанна Богослова. М., 1998. Вып. 4. – С. 105.

34. Лисицына Т.А. Образы смерти в русской культуре: лингвистика, поэтика, философия // Фигуры Танатоса: философ. альм. СПб., 1995. - Вып. 5 (специальный): Вторая междунар. конф. «Тема смерти в духовном опыте человечества». – С. 56–58.

35. Лурье М.Л., Тарабукина А.В. Странствия души по тому свету в русских обмираниях // Живая старина. – 1994. – № 2. – С. 22-26.

36. Майногашев С.Д. Загробная жизнь по представлениям турецких племен Минусинского края // Живая старина. 1915. Пг., 1916.

37. Матющенко В.И. Выводы по археологическим материалам // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 2: Мир реальный и потусторонний. – Томск, 1994. - С. 322–333.

38. Мелетинский Е.М. Скандинавская мифология как система // Труды по знаковым системам. - Т. 7. - Тарту, 1975. - С. 178–222.

39. Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса / Е. М. Мелетинский. - М. : Наука, 1968. - 365 с.

40. Мириманов В.Б. Четвертый всадник апокалипсиса. Эстетика смерти : смерть, вечность в ритуальном искусстве от палеолита до Возрождения / В.Б. Мириманов. – М. : РГГУ, 2002. – 132 с.

41. Михайлова Т.А. Плач Банши с точки зрения модальности // Слово как действие. Диалог. МГУ Москва, 1998. – С. 1-9.

42. Мишуткина И.И. Образы смерти в немецком и русском языковом сознании // Иностранные языки и межкультурная коммуникация: роль и место в современном образовании. – Абакан, 2011. – С. 241–246.

43. Младшая Эдда : [сборник древнеисландских песен о богах и героях] / изд. подгот. С. А. Смирницкая и М. И. Стеблин-Каменский. - Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1970. - 137 с.

44. Моррис Л. Загробная жизнь: Представления германцев / Пер. Веры Курской // Энциклопедии религий. М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2008.

45. Мухамедьянов С.А. Образ смерти в зеркале народного сознания. – Уфа: ТиД, 1998. – 50 с.

46. Песни, собранные П. Н. Рыбниковым: в 3 т. / под ред. Б. Н. Путилова. – Петрозаводск, 1991. Т. 3: Песни, причитания, сказки и другие жанры. – С. 108.

47. Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии [Текст] : сборник / В. Я. Петрухин. – М. : АСТ; Астрель, 2011. – 463 с.

48. Представления о смерти и локализация Иного мира у древних кельтов и германцев [Текст] / ред. Т.А. Михайлова, Т.В. Топоров [и др.].; авт.предисл. В.П. Калыгин ; сост. указ. Н.А. Николаева. – Москва : Яз. славян. культуры, 2002. – 458 с.

49. Причитания Северного края, собранные Е.В. Барсовым / изд. подгот. Б. Е. Чистова, К. В. Чистов; отв. ред. А. М. Астахова. – СПб., 1997. – Т. 1. – С. 26.

50. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

51. Разова И.И. Похоронный обряд Белозерского района Вологодской области // Белозерье: ист.‐лит. альм. - Вологда, 1994. [Вып. 1]. – С. 173.

52. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). – Сургут, 1993. – С. 112–113.

53. Росс Э. Кельты-язычники. Быт, религия, культура / Э. Росс, Н. Ю. Чехонадская – М.: Центрполиграф, 2005. – 255 c.

54. Рубинштейн P.M. Гора // Мифы народов мира. - М., 1997. - Т. 1. - С. 311–315.

55. Русские плачи Карелии [Текст] / Подгот. текста, примеч. М.М. Михайлова; Науч.-исслед. ин-т культуры Карело-Финской ССР; Под ред. М.К. Азадовского. - Петрозаводск : Гос.изд-во Карело-Финской ССР, 1940. - 321 с.

56. Рыкин П.О. Концепция смерти и погребальная обрядность у средневековых монголов (по данным письменных источников) / Павлинская Л.Р., Березкин Ю.Е. // От бытия к инобытию: фольклор и погребальный ритуал в традиционных культурах Сибири и Америки. - Санкт-Петербург: МАЭ РАН: Кунсткамера, 2010. – 363 с.

57. Сага о Греттире. Перевод М.И.Стеблин-Каменского. М., 1976 – 170 с.

58. Сага о Ньяле / Перевод С. Д. Кацнельсона (гл. I–XXXVIII), В. П. Беркова (гл. XXXIX–CXXIV и CXXXI–CLIX), М. И. Стеблин-Каменского (гл. CXXV–CXXX) // Исландские саги [Текст]. Ирландский эпос / пер. с древн. яз. О. А. Смирницкой и [др.] ; сост., авт. вступ. ст. М. И. Стеблина-Каменского, ил. Р. Кент. - М. : Художественная литература, 1973. - 863 с.

59. Саенко А.В. Раннеисландские погребальные практики: попытка комплексной реконструкции // Проблемы современной науки и образования / Problems of modern science and education. - 2015. - № 11 (41). - С. 103-108.

60. Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. – М., 2004. – С. 64–65.

61. Славянские древности. Этнолингвистический словарь. – М., 1999. Т. 2. – С. 422-423.

62. Смирнов A.M. Сборник великорусских сказок Архива Русского Географического общества // Записки Имп. Русского Географического общества. Пг., 1917. Вып. 1. – с. 320.

63. Снорри Стурлусон. Младшая Эдда / Перевод О.А. Смирницкой. - М.: "Ладомир". - 1994. - 253 с.

64. Стеблин-Каменский М.И. Примечания к книге «Старшая Эдда» // Старшая Эдда. М.: Художественная литература, 1975. – С. 181-213.

65. Сулейманов А. Особенности интерпретации международного эпического мотива «поиск секре-та вечной жизни» в башкирском народном эпо-се «Урал-батыр» // Ortaq Türk Keçmişindən Ortaq Türk Gələcəyinə Uluslararası Folklor Konfransının Materialları. II kitab. – Bakı, 2004. – S. 35–41.

66. Тареев М.М. Цель и смысл жизни / М.М. Тареев // Смысл жизни: антология. – М., 1994. – 592 с.

67. Толстая С.М. Полесские «обмирания» // Живая старина. – 1999. – № 2. – С. 22-23.

68. Топорова Т.В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. М.: Радикс, 1994. – 190 с.

69. Федорова Е.Г. Погребальный культ северных манси в этноисторическом аспекте / Павлинская Л.Р., Березкин Ю.Е. // От бытия к инобытию: фольклор и погребальный ритуал в традиционных культурах Сибири и Америки. - Санкт-Петербург: МАЭ РАН: Кунсткамера, 2010. – 363 с.

70. Федорова Е.Г. Материалы к погребальной обрядности верхнесосьвинских манси: действия после погребения // Радловские чтения 2006: тезисы докладов. – СПб., 2006. – С. 208–213.

71. Федорова М.М. Образ смерти в западноевропейской культуре / М.М. Федорова // Журнал «Человек». – 1991. – № 5.

72. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., – М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1998. – 800 с.

73. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. – СПб.: Алетейя, 1994. – 448 с.

74. Чередникова М.П. Письменная традиция обмираний // Сны и видения в народной культуре. – М., 2002. – С. 227-246.

75. Шкунаев С.В. Кельтская мифология // Мифы народов мира / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1: А–К. — С. 633–637.

76. Linzie B. Germanic Spirituality [Электронный ресурс] // URL: http://heathengods.com/library/bil_linzie/ (дата обращения: 18.03.2016).

77. Rhys J. Celtic Folkore, Welsh and Manx. Volume 1. Oxford : Clarendon Press. - 464 p.

78. Simek R. Lexikon der germanischen Mythologie. - Stuttgart, 1984. - S. 455–456.

79. Steinsland G., Sørensen М.Р. Manniskor och makter i vikingarnas värld. - Stockholm, 1998. - S. 91.

80. Turville-Petre E. O. G. Myth and Religion of the North: The Religion of Ancient Scandinavia. University of Illinois Press on behalf of the Society for the Advancement of Scandinavian Study. 1964. — p. 194.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Культурология
2013 год 61 стр.
Диплом Теоретические основы изучения корпоративной культуры
Дипломная работа Культурология
2012 год 73 стр.
Дипломная работа на тему: «Организационная культура»
Дипломная работа Культурология
2012 год 69 стр.
Диплом Русские народные праздники

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское