Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения стиля управления в рабочем коллективе
1.1. Стиль руководства: понятие и сущность
1.2. Особенности формирования стилей руководства
1.3. Классификация стилей руководства
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей стиля руководства в трудовом коллективе
2.1. Организационно-методическая база исследования
2.2. Интерпретация и анализ результатов исследования
2.3. Разработка рекомендаций по использованию оптимального стиля руководства
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность темы исследования. В современном мире условия развития предприятий, особенно в нашей стране таковы, что им приходится работать в новой атмосфере, для которой характерна жесткая конкуренция во всех её проявлениях, в том числе в борьбе за качество и профессионализм рабочей силы. Условия деятельности любой фирмы все настойчивее диктуются рынком, а его конъюнктура предъявляет персоналу множество новых требований, среди которых быстрая реакция на спрос, борьба за потребителя, умение приспосабливаться к частым изменениям структуры производства и функциональных обязанностей, а также психологическая устойчивость. Набирающая обороты коммерческая деятельность заставляет каждого работника постоянно заботиться о повышении своей квалификации, своего мастерства. Значительно усложняется система мотивации и стимулирования работников в связи с жесткой увязкой материального поощрения с получаемой прибылью и другими факторами.
Организациям предстоит перейти на совершенно новые хозяйственные условия, поэтому нужны руководители, способные возглавить этот переход, познать законы рынка и творчески их использовать, в полной мере учесть влияние различных факторов на эффективность трудовой деятельности работников.
Анализ стилей руководства организации является важнейшей проблемой для руководителей предприятий и организаций, так как стиль руководства во многом определяет особенности социально-психологического климата коллектива данной организации. В свою очередь, создание благоприятной социально-психологического среды рабочего коллектива является приоритетным условием борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции, кроме того он, обуславливает перспективу возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий труда.
Руководители предпочитают использовать тот или иной стиль, чтобы опереться на сильные стороны своей индивидуальности и «обойти» слабые.
Лидерство, как и руководство, являются двумя основополагающими понятиями, с которыми связано эффективное управление организациями.
Основная часть работ по проблеме лидерства появилась в семиресятые годы. Свой вклад в данную проблему внесли такие психологи как: К. Левин, С.О. Доннел, P. M. Стогдилл, Ф. Фидлер; П. Херси и К. Бланшард, Г.Т. Митчeл и Р. Хаус.
Психология управления как прикладная наука пытается найти связь между управленческими способностями и продуктивностью процесса управления. Ведь только компетентный, авторитетный руководитель, имеющий отработанные навыки профессионального общения с членами группы создает в ней благоприятный психологический климат и сплачивает сотрудников для выполнения организационных целей. Опираясь на подобный вывод, учитывая формирующуюся в нашей стране культуру управления производством и трудовым коллективом отчетливо видна актуальность нашего исследования, так как основным вопросом является изучение этой проблемы на примере еще мало изученной сферы – управление в коммерческой организации.
Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью определенного стиля, включают многие компоненты, и их трудно свести к какой-то одной величине и сопоставить с результатами применения других стилей. Стили руководства обнаруживают свою эффективность лишь при достаточно узких и специфичных условиях, но и эти условия не остаются неизменными.
Цель нашего исследования заключается в исследовании стиля руководства организации.
Объект исследования: стиль руководства.
Предмет исследования: особенности стилей руководства трудовым коллективом.
Гипотеза исследования: по нашему мнению, тот или иной стиль руководства в организации будет по-разному сказываться на психологическом климате в коллективе.
Задачи исследования:
1. Исследовать различные теоретические подходы к изучению различных стилей руководства.
2. Проанализировать способы реализации стиля руководства в коллективе.
3. Экспериментально исследовать особенности проявления и влияния стилей руководства организации.
4. Разработать практические рекомендации по развитию стиля руководства, способствующего формированию благоприятного психологического климата в коллективе.
Методами исследования являются:
1. В теоретической части – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. В эмпирической части – исследование стилей руководства и климата в коллективе по методикам, использование методов количественного и качественного анализа данных. Для получения качественного анализа данных использовался метод математической статистики и метод сравнительного анализа полученных данных.
Психодиагностические методики исследования:
- Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В.П. Захарова
- Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру)
- Методика «Руководитель глазами подчиненных». (Я.В. Подоляк).
Эмпирическое исследование проводилось в период с … по … 2012 г. на базе мебельной фабрики «Нижегородец» г. Нижнего Новгорода.
В исследовании участвовали сотрудники отдела продаж 10 человек 5 мужчины и 5 женщин.
Теоретической базой исследования выступает комплексный подход к изучению проблемы с использованием: концепции лидерства К. Левина, труды P.M. Стогдилла, Ф. Фидлера; отечественных концепций о стилях руководства А.А. Русалиновой (1980), А.Л. Журавлев и В.Ф. Рубахин (1976); концепция психологического воздействия Л. Фестингера.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в разработке методических рекомендаций по развитию способностей к освоению стиля руководства способствующего формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе организации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературных источников и приложений.
1. Алиев В.Г. Организационное поведение: Учебник для вузов [Текст] / В.Г. Алиев С.В. Дохолян. – М.: Экономика, 2006. – 310 с.
2. Арутюнов В.В., Волковысский И.В., Кадария Ф.Д., Шепелев Е.М. Управление персоналом. Серия «Среднее профессиональное образование»: Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007. – 448с.
3. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.. Управление персоналом. М. Изд. «Юнити» – 2001г
4. Беляев А.А. – Системология организации / А.А. Беляев. – Инфра-М, 2003. 184 с.
5. Блинов А.О. Искусство управления персоналом – М, 2001. – 120 с.
6. Васильев Г.А. Организационное поведение: учеб. Пос [Текст] / Г.А. Васильев, Е.М. Деева. – М.: Юнити, 2008. – 579 с.
7. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента: учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2004. – 367с.
8. Гительмахер Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными. Учебное пособие. Иваново. 3-е изд. 2004. – 140 с.
9. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 5-е изд., доп. и перераб. – Н. Новгород: НИМБ, 2005. – 720с.
10. Жарикова, Е.С. – Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу / Е.С. Жарикова. – ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 527 с.
11. Журавлев П.В. Менеджмент персонала. – М.: Издательство Экзамен, 2004 г. – 448с
12. Максвелл Д.С. Шеф и его команда. – М., СПб.: Петер, 2008. – 172
13. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. / Под ред. Шеметова П.В. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2008. – 312 с.
14. Мильнер Б. З. – Теория организации : учебник / Б. З. Мильнер. 2-е изд. перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2002. – 480 с
15. Морозов А.В. Деловая психология. Учебник для ВУЗов. С-Пб.: изд-во “Союз” 2002. – 571 с.
16. Моргулис-Якушев С.В. Шесть эффективных методов управления персоналом: что работает в России // Журнал «Справочник по управлению персоналом», № 4-2004.
17. Психологический словарь./Под ред. Петровского. М. 2009.
18. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. [Текст] / Ю.П. Платонов. – Речь, 2010. – 576 с.
19. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология [Текст] / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – СПБ: Речь, 2008. – 568 с.
20. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 210 с.
21. Рабочая книга практического психолога. М.: изд-во института психотерапии 2005. 640 с./Под ред. Бадалева А.А. и др.
22. Самыгин С.И. Психология управления [Текст] / С.И. Самыгин, Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 298 с.
23. Спивак В.А. Управление персоналом и организационное поведение [Текст] / В.А. Спивак. – СПб. СПб.: Питер, 2008. – 224 с.
24. Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. Кибанова А.Я. М.:ИНФРА-М. 2000. – 512 с.
25. Уткин Э.А., Бутова Т.В. Управление персоналом. Вопросы и ответы. – М.: ИКС «ЭКМОС», 2002. – 224с.
26. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. – 160 с.