Актуальность. Проблема утомления считается актуальной общебиологической проблемой, представляет большой теоретический интерес и имеет важное практическое значение для деятельности человека в труде и спорте.
А также утомление является важнейшей проблемой физиологии спорта, оценки тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Знание механизмов утомления и стадий его развития позволяет правильно оценить функциональное состояние и работоспособность спортсменов и должно учитываться при разработке мероприятий, направленных на сохранение здоровья и высоких спортивных результатов.
К настоящему времени имеется более 100 определений понятия утомления и ряд теорий его происхождения. Обилие формулировок указывает на еще недостаточное знание этого сложного явления и механизмов его развития. С точки зрения физиологии утомление является функциональным состоянием организма, вызванным умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости.
В настоящее время актуальными являются проблемы диагностики, так как от определения уровня утомления зависит, с одной стороны, предупреждение развития переутомления, а с другой развитие функциональных возможностей организма, создание устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями и подбор используемых средств, методов, организационных форм занятий, поиск новых форм двигательной активности. Стремление к повышению спортивных результатов всегда сопряжено с поисками совершенствования методики тренировки. Важное место в этом принадлежит научному обоснованию средств и методов подготовки в многолетнем плане» Для такого обоснования необходимо наличие научной информации о закономерностях и особенностях влияния физических нагрузок на сдвиги в физической и специально-технической подготовке с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.
Наличие данных о влиянии разных по характеру и направленности физических нагрузок на эффективность двигательных действий будет способствовать совершенствованию методики спортивной тренировки. В связи с этим необходимо проведение исследований, благодаря которым можно было четко определить влияние особенностей физических нагрузок с точки зрения их физиологического воздействия, в нашем случае утомление, на точность технических позволяющие целенаправленно работать над точностью на фоне физических нагрузок.
Объект исследования: двигательная деятельность пловцов Академии Физической Культуры.
Предмет исследования: точность двигательных действий пловцов, проявляемых на фоне выполнения физических нагрузок.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ УТОМЛЕНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК
1.1 Понятие утомления и его виды, механизмы и локализация утомления
Утомление – это состояние, зарождающееся вследствие чрезмерной нагрузки и проявляющееся понижением продуктивности деятельности. Возникнуть может при выполнении физических операций и решении интеллектуальных задач. Физическая усталость выражается упадком сил, снижением быстроты, точности, рассогласованностью действий. Умственная усталость характеризуется спадом плодотворности интеллектуальной деятельности, снижением концентрации, замедлением мыслительных процессов. Быстрота наступления утомления обусловлена спецификой работы – оно скорее «нападёт» при выполнении однообразной операции, длительном нахождении в однообразной позиции. Ритмичные движения и разносторонняя деятельность являются менее утомительными.
Современные реалии вынуждают людей всесторонне развиваться, тратить много времени на самообучение, делать стремительную карьеру, заниматься спортом. Активный стиль бытия, безусловно, лучше, нежели пассивное движение по жизненному руслу. Но в бесконечной погоне за благами цивилизации, постоянном стремлении добиться успеха большинство людей функционирует на пределе. Они забывают, что ресурс организма отнюдь неисчерпаемый.
Именно поэтому утомление сегодня стало неизменным спутником многих успешных личностей. Субъективно оно ощущается как усталость и проявляет себя временным снижением плодотворности труда. Продолжительное утомление нередко порождает переутомление, которое наносит урон здоровью. При этом прекрасная половина в большей мере склонна к переутомлению вследствие хрупкости нервной системы.
Утомлением называется преходящее функциональное состояние, являющееся результатом выполнения длительной либо интенсивной работы. Проявляется оно спадом работоспособности. Утомление является предохранительной реакцией организма от изнурения при продолжительном или напряженном труде. Физиологические сбои при утомлении имеют черты стрессовой симптоматики, которой сопутствует нарушение гомеостаза. При этом частое утомление, не переходящее в переутомление, является методом повышения функционального резерва организма. Поскольку при таком состоянии человеческий организм попадает под воздействие стрессора и сигнализирует о необходимости восстановления, после чего возвращается к обычному полноценному функционированию.
Люди часто ощущают усталость физического характера вследствие беспрерывной нагрузки, имеющей связь с телом, пребывающем либо длительный период в одной позе, либо в напряжении.
Наиболее встречаемым фактором, вызываемым утомление, является несоответствие периодов отдыха и времени, затраченного на деятельность. Довольно часто люди отдают работе намного больше времени, нежели уделяют полноценному отдыху, не давая, таким образом, возможности организму восстановить ресурсы.
Следовательно, основной причиной усталости является продолжительная интенсивная рабочая нагрузка.
Среди дополнительных факторов, ускоряющих развитие рассматриваемого состояния, можно выделить такие:
– плохие условия деятельности;
– неблагоприятные условия быта;
– воздействие негативных факторов среды (например, шума);
– эмоциональный стресс;
– физическая нагрузка перед совершением основных задач либо чрезмерная по силе умственная деятельность.
Также можно выделить факторы, являющиеся предрасполагающим компонентом к зарождению усталости, а именно:
– нарушение адекватного режима питания, распорядка дня;
– продолжительные промежутки между деятельностью;
– остаточные функциональные расстройства после затяжных недугов;
– недостаточная физическая подготовка;
– вредные привычки;
– недостаточный уровень физического развития.
Помимо того, рассматриваемое состояние может наступать при таких условиях:
– продолжительной деятельности независимо умственной направленности либо требующая физических усилий;
– монотонном или однообразном труде;
– длительном воздействии раздражителей (слабая освещённость, сильный шум);
– неблагоприятном микроклимате в профессиональной среде;
– отсутствии заинтересованности, как в деятельности, так и в её результатах;
– изнуряющем длительно текущем заболевании;
– отсутствии полноценного питания.
Также утомление может настать по причине недостаточности сна, воздействия стрессоров, недостатка физической активности, психического перенапряжения.
Группой риска считаются спортсмены, люди, характеризующиеся неустойчивой психикой, подвергающиеся непомерным физическим нагрузкам.
Помимо перечисленных факторов, возникновение утомления нередко бывает обусловлено употреблением лекарственных средств, например, противокашлевых, антигистаминных препаратов, противопростудных микстур. Признаки усталости могут обнаруживаться у лиц, принимающих наркотические вещества или злоупотребляющих спиртосодержащими жидкостями.
Умственное утомление является частым спутником, сопровождающим студентов в самое «страшное» для них время – время сессии.
Эмоциональное утомление появляется вследствие коммуникативного взаимодействия с большим числом незнакомых лиц.
Сенсорное утомление зарождается вследствие неоптимальных условий труда (например, при избыточном освещении или наоборот недостаточном, при сильном шуме, в холодном помещении).
Помимо известных факторов существует ряд теорий, объясняющих появление утомления. В ходе произведения физических упражнений происходит продукция молочной кислоты, поступающей в мускулы и кровь, тем самым провоцируя утомление.
Концепция истощения энергии гласит что, выполняя физические упражнения либо интеллектуальную деятельность, индивид утрачивает энергию, вследствие чего уменьшается мышечный объем, что и порождает усталость.
Ещё одно толкование объясняет утомление нарушением регулирования функционирования нервной системы, расстраивается координация процессов возбуждения и торможения. Усталость как результат длительного процесса торможения является защитной функцией, предохраняющей ЦНС от изнурения.
Некоторые личности ненавидят свою работу, характеризуются хроническим недовольством собственным бытием, семейными взаимоотношениями, склонны завидовать, что незаметно, но уверенно катализирует наступление утомления.
Профилактика
Поскольку базисом для развития утомления является устойчивое несоответствие промежутков отдыха длительности и интенсивности труда, то самым важным профилактическим методом коррекции, цель которого состоит в недопущении доведения до усталости организма, будет правильная организация дня.
Также как уже отмечалось выше, возникновению состояния изнурённости организма способствуют неблагоприятные условия деятельности, неорганизованный быт, плохое питание, недостаток сна, громкие или интенсивные звуки. В этом случае профилактика утомления должна заключаться именно в корректировке дискомфортной обстановки.
Помимо того быстрота наступления утомления обусловлена спецификой работы: значительно стремительнее оно приходит при деятельности, сопровождающейся напряжением мышц, вследствие однообразной позы. Менее утомительны для человеческого организма ритмичные движения.
Итак, можно обозначить следующие профилактические коррекционные мероприятия, предупреждающие зарождение утомление, а именно:
– своевременный отдых, который может быть активным (прогулки) либо пассивным (сон);
– увеличение промежутков отдыха между выполнением отдельных задач;
– физиологическая рационализация деятельности (подразумевается антропометрическая совместимость, охватывающая учёт параметров человеческого тела, возможности обозрения пространства вокруг, положения индивида при работе, то есть организация места труда, расположение его составляющих должны быть сопоставимы антропометрическим данным работника, а также его психофизиологическим характеристикам);
– регламентация физической нагрузки и интеллектуальной деятельности;
– оптимизация рабочей позы (следует учитывать физическую тяжесть деятельности, размеры рабочей области, необходимость перемещения в ней работника в ходе выполнения задач, технологические специфики процесса деятельности, статическая нагрузка рабочего положения, время пребывания);
– механизация деятельности, санитарное благоустройство помещений (микроклиматические условия, освещённость, кубатура, вентиляция, эстетическое оформление);
– использование методов, направленные на повышение потока афферентных стимулов в ЦНС, к примеру, выполнение гимнастики, самомассаж;
– дыхательная гимнастика;
– применение фармакопейных препаратов, понижающих утомление, к примеру, препаратов глюкозы, элеутерококк, витамины;
– аутогенная тренировка.
1. Аристов, А.А. Технические методы диагностических исследований: Практикум / А.А. Аристов. – Томск: Изд-во ТПУ, 2019. – 148 с.
2. Борисова, Ю.А. Клинико-физические характеристики сердечно-сосудистой системы у спортсменов. / Ю.А. Борисова, Б.Г. Любина. – М.: Редакционно-издат. отд. РГАФК, 2017. – 186 с. Гаврилов, Д.Н. Технология мониторинга физического состояния детей и молодежи: Методические рекомендации / Д.Н. Гаврилов, А.Г. Комков, А.В. Малинин. СПб, 2017. – 24с.
3. Воробьев, А.Н. Тренировка [Текст]/ А.Н. Воробьев, Н.Д. Грановская/ Большая медицинская энциклопедия. - М.: Медицина, 2019. - 743 с.
4. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: учебник для вузов / В.И. Дубровский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. — 512 с.: ил.
5. Иванов, В.Д. Волевая саморегуляция и ее формирование в спортивной деятельности [Текст]/ В.Д. Иванов, И.Н. Нурмухаметова, И.А. Бец // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2018. - № 31. - С. 99–106.
6. Кириллова, Т.Г. Физиологические методы исследования возрастных особенностей организма/ Т.Г. Кириллова Л.Н., Ботова. – Казань: Изд-во НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ», 2017. – 70 с. с ил.
7. Ковалев, С.П. Ситуационный центр прогнозирования достижений в науках о спорте / С.П. Ковалев, Е.Р. Яшина // Вестник спортивной науки. – 2017. – №1. – С. 61-67.
8. Кукушкин, Г.И. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту / Том 3. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. - М.: Физкультура и спорт, 1963. – 423 с.
9. Комков, А.Г. Система социально-педагогического мониторинга физической активности и здоровья подрастающего поколения: Методические рекомендации / А.Г. Комков. СПб, 2017. – 24 с.
10. Кучма, В.Р. Состояние здоровья и проблемы медицинского обеспечения подростков / В.Р. Кучма, И.M. Сухарева, И.К. Рапопорт, С.Р. Конова // Здоровье населения и среда обитания. – . 2003. - № 9. – С. 51-55.
11. Макарова, Г.А. Спортивная медицина: Учебник / Г.А.Макарова. - М.: Советский спорт, 2018. - 480 с.
12. Павлов, С. Е. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: уч. пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов. – М: МГАФК. – Малаховка, 2017. - 88 с.
13. Потехин, И.А. Влияние особенностей специальной физической подготовки на координационные способности студентов [Текст]/ И.А. Потехин, В.Д. Иванов, А.В. Белоедов // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности. - Челябинск, 2014. С. 245–252.
14. Руденко, С.Д. Исследование и оценка функционального состояния спортсменов: учеб. пособие для студентов / С.Д. Руденко, Е.А. Таламбум, Е.Е. Ачкасов. - М.: Профиль-2С, 2017. - 72с.
15. Сурина-Марышева, Е.Ф. Практикум по комплексному контролю в спорте: учеб. пособие [Текст]/ Е.Ф. Сурина-Марышева, Н.П. Петрушкина; УралГУФК. - Челябинск, 2016. - 50 с.
16. Таймазов, В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена: Методы оценки и коррекции [Текст]/ В.А. Таймазов, Я.В. Голуб. - СПб: Олимп, 2014. - С. 193–195.
17. Тимушкин, А. В. Спортивная медицина: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» / сост. А. В. Тимушкин. — Балашов: Николаев, 2019. — 116 с.
18. Ушаков, И.Б. Целостная оценка состояния организма. / И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин // Современные медицинские технологии. – 2011. – №7. – С.63-67
19. Капилевич, Л.В. Физиологические методы контроля в спорте / Л.В. Капилевич [и др.]. – Томск: Изд-во Томского политех. университета, 2019. – 172 с.
20. Юречко, О.В. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе мониторинга состояния физического здоровья школьников / О.В. Юречко // Фундаментальные исследования. – №3 (часть 2). – 2017. – С. 324-327.
21. Изаак, С.И. Педагогический мониторинг программы физического воспитания на уровне дошкольного образования / С.И. Изаак, С.Е. Шивринская // Современные проблемы науки. 2015. – №6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23377 (дата обращения: 14.04.2020).
22. Медицинская энциклопедия. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.medicalenc.ru/16/ravnovesie_tela.shtml (дата обращения 14.04.2020)