ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
1.1 Значение управленческих решений в работе предприятия
1.2 Цели и задачи управленческих решений в конфликтных ситуациях
1.3 Методика разработки управленческих решений по профилактике конфликтов в организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЕМ КОНФЛИКТОВ В ООО «КАМУШКИ»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ конфликтов в ООО «Камушки»
2.3 Процесс принятия управленческого решения по разрешению конфликтов в организации
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНСКИХ РЕШЕНИЙ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
3.1 Порядок реализации проектируемого управленческого решения
3.2 Условия достижения и риски предлагаемого управленческого решения
3.3 Оценка экономической эффективности разработанного управленческого решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основу конфликтных ситуаций на предприятии составляет столкновение интересов, мнений, целей, различных представлений о способе их достижения. Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от определенных факторов.
В психологии конфликт определяется как связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей.
Таким образом, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
Существует пять основных стратегий поведения при конфликте: конкуренция (или соперничество), сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление. Если конфликты в организации возникают регулярно и по повторяющимся поводам, то необходимо принимать управленческие решения по устранению причин конфликтов.
Цель курсовой работы – разработка системы принятия управленческого решения по разрешению конфликтов в организации. Объект работы – ООО «Камушки». Предмет работы – трудовые конфликты, возникающие в ООО «Камушки».
Задачи курсовой работы:
1) Изучить теоретические основы принятия управленческих решений в конфликтных ситуациях;
2) Охарактеризовать деятельность ООО «Камушки»;
3) Проанализировать социально-психологический климат в организации и возникающие конфликты;
4) Предложить альтернативы по решению сложившейся ситуации;
5) Разработать и спланировать реализацию управленческого решения.
Работа содержит три главы. В первой приводятся основы принятия управленческих решений по профилактике конфликтов в организации. Вторая глава содержит описание конфликтов в ООО «Камушки». Третья глава предлагает план реализации управленческого решения по разрешению конфликтов в организации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
1.1 Значение управленческих решений в работе предприятия
Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире. Принятие эффективных решений – одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации. Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности. Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления возникла и развивалась теория принятия решений.
В расширенном определении принятие решений отождествляется со всем процессом управления. В узком определении принятие решений понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов. Многие не соглашаются с узким определением, считая, что принятие решений не может ограничиваться лишь выбором наилучшего решения. В теорию принятия решений имеет смысл включать также и их исполнение, контроль и анализ результатов действий, последовавших за принятым решением. Неотъемлемой частью теории принятия управленческих решений является и генерирование альтернативных вариантов решений.
Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления. Цель управленческого решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Качество управленческого решения – это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации. К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:
• применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
• изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
• обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» системы разработки решения;
• применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
• структуризация проблемы и построение дерева целей;
• обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
• обеспечение многовариантности решений;
• правовая обоснованность принимаемого решения;
• автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
• разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
• наличие механизма реализации решения.
Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решении по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решении на основе автоматизации системы менеджмента.
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента:
1. Интуиция.
2. Суждение.
3. Рациональность.
Познакомимся с каждым из них в отдельности. Интуитивные решения. Чисто интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что называют озарением или «шестым чувством», и есть интуитивные решения. Специалист по управлению Питер Шодербек указывает, что, «в то время как увеличение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения. Более того, ЭВМ позволяют руководству уделять больше внимания данным, но не отменяют освященного временем управленческого интуитивного ноу-хау».
Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.
Суждение как основа управленческого решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому покорению. В этом случае ранее принятое решение может сработать снова не хуже, чем прежде, что является основным достоинством запрограммированных решений. Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.
Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать:
• уравновешенные решения;
• импульсивные решения;
• инертные решения;
• рискованные решения;
• осторожные решения.
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею. Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются «с наскока», «рывками». Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей. Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью. Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Как было сказано выше, для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ. - Российская газета, N 238-239, 08.12.1994
2. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011). - Российская газета, N 256, 31.12.2001
3. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управленческие решения: теория и технология принятия. Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2009. – 400с.
4. Башкатова Ю.И. Управленческие решения: Учебное пособие по изучению дисциплины, руководство, практикум, тесты и учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2009. – 184 с.
5. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. -М.: ТОО НПЦ «Крылья» 2007. – 450с.
6. Казначеевская, Г. Б. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов вузов / Г. Б. Казначеевская, И. Н. Чуев. – Ростов н / Д.: Феникс, 2009. – 384 с.
7. Карданская Н.Л. Принятие управленческих решений. Учебник. М.: ЮНИТ 2009 г. – 230с.
8. Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно – социальным специальностям / под ред. проф. В. П. Ратникова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 511 с.
9. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 2009.
10. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 2008.
11. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. Учебник. М.: Дело. 2009. – 342с.
12. Ременников В.Б. Управленческие решения: Учебное пособие для ВУЗа. 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 510с.
13. Сергеев, А. М. Организационное поведение: для тех, кто выбрал профессию менеджера: учебное пособие для студентов вузов / А. М. Сергеев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.
14. Смирнов Э.А. Разработка управленческого решения: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 470с.
15. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник 6-е издание. – М.: Инфра-М, 2010. – 240с.
16. Эддоус М., Стенфилд Р. Методы принятия решений./ Пер. с англ. – М.: Банки и биржи, 2010. – 321с.
17. Голубков Е.П. Сущность и характерные особенности управленческих решений// Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. - №4. С. 45-49