Введение
Глава 1. Теоретические основы кадровой политики в государственной службе
1.1 Государственная служба как институт государственного управления
1.2 Понятие, структура и функции государственной кадровой политики
1.3 Механизм реализации государственной кадровой политики
Глава 2. Анализ особенностей управления персоналом в государственной службе
2.1 Деятельность кадровых служб органов государственного управления
2.2 Проблемы и перспективы управления персоналом в системе государственной службы РФ
Заключение
Список литературы
Тема, анализируемая в курсовой работе, - Управление персоналом в государственной службе.
Успешное осуществление реформы государственного управления предполагает создание качественной системы подготовки и переподготовки специалистов-управленцев. В настоящее время укрепляются институциональные основы обучения кадров, в том числе в системе государственной службы, однако проблема дефицита современных профессиональных государственных служащих сохраняет свою остроту, что требует особого внимания к исследованию мотивации чиновников к качественной профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленцев в органах исполнительной власти. Проводимая реформа системы подготовки государственных служащих и повышения их квалификации пока еще не привела к качественному улучшению данной системы.
Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ управления персоналом в государственной службе.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы кадровой политики в государственной службе;
2) проанализировать особенности управления персоналом в государственной службе;
3) выявить проблемы и определить перспективы управления персоналом в системе государственной службы РФ.
Глава 1. Теоретические основы кадровой политики в государственной службе
1.1 Государственная служба как институт государственного управления
Государственный аппарат является важнейшим проводником реформ экономической и политической системы, осуществляемых сегодня в Российской Федерации. Он традиционно оказывает серьезное влияние на функционирование всех ветвей государственной власти, на все сферы общественной жизни.
Решение стоящих перед государственной властью задач в значительной мере зависит от организации и результативности труда чиновников, особенно руководителей государственных органов. С учётом сложившейся в стране ситуации, новизны и трудностей текущих и стратегических задач, их изменения, следует рассматривать как первостепенные и приоритетные проблемы кадрового обеспечения государственной службы Российской Федерации, управления её персоналом.
В этих условиях, подготовка кадров как важный фактор обеспечения позитивной стабилизации государственной службы приобретает особую политическую и практическую значимость Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается
Об этом убедительно свидетельствует российское законодательство о системе государственной службы (ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации») и государственной гражданской службе (ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Однако не всякое изменение законодательства повышает его правовое качество и улучшает саму деятельность по осуществлению функций государственного управления; не происходит автоматического улучшения и корпуса государственных служащих. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества.
Государственным служащим принадлежит важнейшая роль в решении таких задач, как управление экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами, укрепление российской государственности и реформирование общества на основах демократии и права.
Правовые нормы регламентируют и вопросы прохождения службы: поступление на государственную службу; способы замещения вакантных должностей; присвоение квалификационных разрядов; аттестацию государственного служащего; прекращение государственной службы.
Важный элемент работы с кадрами государственных органов – осуществление государственной кадровой политики. Кадровая политика закрепляется в законах, других нормативных правовых актах, посредством которых и претворяется в жизнь. Успех кадровой политики прямо зависит от качества государственного аппарата, от исполнения им законодательства, от его исполнительской дисциплины.
Во взгляде на сущность государственной службы существует три точки зрения.
Во-первых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий интересы всего общества, то есть, она имеет общесоциальный характер.
Во-вторых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий, прежде всего, интересы привилегированных групп и, следовательно, она носит классовый характер.
В-третьих, государственная служба рассматривается как институт, который имеет двойственный характер, то есть, для нее присущи общесоциальная и классовая сторона сущности. Последний взгляд связан с тем, что государственная служба выполняет общие задачи, которые затрагивают интересы всех социальных групп, но при этом привилегированным группам удается приватизировать институты государственной службы, подчинить их своим эгоистическим интересам. Следует также отметить, то обстоятельство, что государственная служба имеет тенденцию к бюрократизации, когда она работает преимущественно на себя.
Государственная служба выступает как институт, связывающий государство с обществом, гражданина с государством.
Государственная служба обеспечивает управление общественными делами, регулирование общественных проблем. Государственная служба некоторыми исследователя рассматривается как элемент механизма государственного управления.
Государственная служба – важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль «локомотива» для обеспечения «движения» государственного управления.
Государственная служба рассматривается учеными и в контексте обсуждения более общих государственно-правовых явлений: например, когда речь идет о функциях государства, государственном управлении, государственном аппарате и его деятельности.
До последнего времени в законодательстве отсутствовало определение понятия «государственная служба». В юридической литературе в это понятие вкладывалось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений и т.д.) трудовой деятельности в соответствии с занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им. При этом государственными служащими считались все служащие в любой государственной организации.
Если раньше под государственной службой подразумевалось выполнение служащими любых должностных обязанностей в каких бы то ни было государственных организациях (государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и т.д.), то, согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
- Российской Федерации;
- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных;
- субъектов Российской Федерации;
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
1. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 02.04.2014)
2. Алехин А. П., Кармалицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2009. С. 295.
3. Антошина Н. Формирование кадрового состава государственной службы Российской Федерации. «Государственная служба». 2010, № 5, стр. 52
4. Барышев В.Н. Государственная кадровая политика России: прошлое и настоящее- "Гражданин и право", N 1, январь 2012 – С. 21-22.
5. Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Государственной Думы РФ, М., 2008 – С. 204-205.
6. Граждан В. О некомпетентности и бюрократизме на государственной службе. // Государственная служба. 2012. №6. С. 51.
7. Зорин В. С. Основные принципы государственной кадровой политики. - М.: 2010 – С. 56-59.
8. Ларионова Ю. Формула успеха - "Кадровое дело", N 10, октябрь 2009 – С. 7.
9. Лытов Б. Государственная власть: проблемы прохождения.// Власть. 2011. №7. С. 9.
10. Марголин А.М. Мировой опыт государственного управления. // Государственная служба. 2010. №1. С. 14.
11. Мельников В. П., Нечипоренко В. С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. М., 2009. С. 302.
12. Савченко С. Д. Система государственной службы Российской Федерации: Проблемы реформирования и развития / Чиновник, 2010, № 1 (29).
13. Сулемов В. А. Проблемы формирования региональной кадровой политики и механизм ее реализации. Ч. 1–2. М., 2011.
14. Яковлев В. Кадры для местного самоуправления: проблемы и пути их решения. // Государственная служба. 2011. №5. С. 26.