Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия фонематического слуха
1.1 Понятие и признаки фонематического слуха у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Влияние дидактических игр и упражнений на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
2.1 Структура и функции дидактических игр
2.2 Роль дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Глава 3. Проект педагогической деятельности воспитателя по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
3.1 Характеристика базы исследования
3.2 Проектирование педагогической деятельности с учетом результатов теоретического анализа литературы
Заключение
Список литературы
Доклад
Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. На третьей-четвертой неделе жизни у ребёнка слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого человека. Совершенно очевидно, что простое наличие сенсорной способности восприятия звука недостаточно для восприятия речи. Речь окружающих представляет собой чрезвычайно сложное образование, что затрудняет её восприятие.
Еще в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже сейчас, слушая незнакомую речь и не понимая ее смысла, мы с легкостью определяем, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания. Даже ребенок, который едва стоит на ногах, может передать звуками многое: хорошо ли выспался, рад чему-либо, расстроен чем-то. А замечательная способность младенца угадывать голос матери среди других голосов, понимать, сердится она или довольна им?! Все это - благодаря звуковой стороне нашего языка, основе, с которой и начинается освоение речи - главного приобретения ребенка в дошкольном детстве.
Наиболее полно понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются в работах, А. М. Бородич, А. И. Максакова, М. Ф. Фомичевой и многих других ученых.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и других ученых подтверждают, что элементарное осознание фонематических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
Однако хорошо известно, что речь двухлетнего ребёнка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями. Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематического восприятия дошкольников. Целесообразно начать обучать детей действию звукового анализа слов с четырех лет в учебной деятельности – на специальных занятиях.
Объект исследования – развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – роль дидактических игр и игровых упражнений в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, целью данной курсовой работы влияние дидактических игр и игровых упражнений на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы понятия и признаки фонетического слуха;
2) выявить влияние дидактических игр и упражнений на развитие фонетического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические – анализ литературы по данной проблеме.
1. Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 1981. – С. 148-150.
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 1991. – С. 39-41.
3. Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 1981. – С. 148-150.
4. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983. – С. 76.
5. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
6. Волкова Н. П. Педагогика. Киев, издат. центр Академия 2001. – С. 481.
7. Горелов И., Житников В., Зюзько М., Шкатов Л. Умение играть// Воспитание школьников. – 1994. №3. – С.18-21.
8. Девяткина Г.В. Дидактические игры как средство, способствующее коррекционной работе педагога – М.: 2000 – С. 32-35.
9. Зик К. Ребенок и его мир. М. Просвещение 1985. – С. 3
10. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2003.
11. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать. – СПб., 2003.
12. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М. Просвещение, 1983. –С. 15.
13. Мойсенюк Г. О. Педагогика. Киев, 2001. –С. 25.
14. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. Просвещение, 1991. – С. 15.
15. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.
16. Основы логопедии и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1969.
17. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2002.
18. Парамонова Л.Г. Особенности овладения детьми звукопроизношения. // Дошкольная педагогика – СПб,, 2005.
19. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.
20. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.
21. Стариченко Т.Н. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Дефектология. - 2002. - № 5. - С. 75.
22. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия – М., 2001.
23. Трауготт Н.Н. Диагностика и коррекция речевых нарушений – СПб., 2001.
24. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Основы логопедической работы с детьми. – М., 2002.