Методики исследования. Для решения поставленных задач нами были ис-пользованы следующие методики:
1. Для определения уровня стремления к лидерства используется мето-дика «Мотив лидерства » (см. приложение 6), которая состоит из 9 вопросов с тремя вариантами ответов, каждый из которых соответствует одному из уровней стремления к лидерства – низкий, средний и высокий.
2. Для определения типа гендерной идентичности респондента мы использовали методику С. Бэм «Вопросник по изучению маскулинности-фемининности» [6]. Он состоит из перечисления 60 характеристик, среди которых человек должен выбрать наиболее соответствующие ему, его поведению, характеру и мировоззрению. На основании этого выявляется ведущий тип гендерной ори-ентации. Всего их автор выделяет пять: маскулинность, фемининность, ярко вы-раженная маскулинность, ярко выраженная фемининность и андрогинность. Та-кие типы гендерной принадлежности, как маскулинный и выраженный маскулинный говорят о том, что человеку свойственно мыслить и действовать в соответствии с «мужской схемой поведения». Он включает в себя, например, такие черты: агрессивность, стремление к лидерства , склонность защищать свои взгляды. А типы фемининный и ярко выраженный фемининный говорят о свойственном «женском типе поведения», такого, как например, совестливость, падкость на лесть, умение сочувствовать, любовь к детям. В свою очередь андрогинный тип представляет собой сбалансированное сочетание черт обоих типов: маскулинного и фемининного.
3.Для определения особенностей организационной культуры используется методика Хофстеде и Боллинже «Организационная культура» (см. приложение 7). Главной особенностью данной методики является фактически универсальная сфера ее использования. С помощью данного инструмента разные исследователи из-меряют как групповые или качественные характеристики культуры, так и индивидуальные особенности личности.