Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей самооценки детей с ограниченными возможностями
1.1. Проблема самосознания и самооценки в психологии
1.2. Формирование самосознания и самооценки у детей младшего школьного возраста
1.3. Особенности формирования самооценки у детей с ограниченными возможностями
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния родительского отношения на самооценку детей младшего школьного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Литература
Приложения
Одна из важнейших задач коррекционной педагогики — повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества. Прежде всего, это относится к детям с различными тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи. Психофизиологические нарушения у разных категорий детей проявляются в многообразных формах, в различной степени и по-разному поддаются педагогическому воздействию, что обусловлено различными первичными нарушениями. Адаптация таких детей к нормальной жизни является первостепенной задачей коррекционной педагоги, что и определяет социальную значимость данной работы.
Изучением детей с ограниченными возможностями занимался целый ряд отечественных ученных (Т.Г. Визель, Л.С. Выготский, Л.В. Кузнецов, П.Д. Павленюк, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцев и др.). В работах этих и многих других ученых, занимающихся различными сферами коррекционной психологии и педагогики, прежде всего рассматривается суть первичного дефекта и способы его коррекции. Такие проблемы как особенности развития личности, в частности самооценки, в данной литературе рассматриваются в общем виде. Этот факт объясняет научную значимость нашего исследования.
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью использования результатов проводимого нами исследования в работе педагогов, воспитателей и психологов, занимающихся с младшими школьниками, у которых выявлены те или иные нарушения развития.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать проблему данного исследования.
В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей с ограниченными возможностями. В тоже время анализ литературы, проведенный нами, показал, что изучению особенностей формирования у них самооценки, на наш взгляд, недостаточное количество внимания.
В связи с этим цель данной работы – изучение особенностей самооценки детей с ограниченными возможностями.
Объект исследования – личность детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
Предмет исследования – особенности развитии самооценки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
Гипотеза – в отличие от детей младшего школьного возраста с нормальным развитием самооценка детей с ограниченными возможностями отличается высоким уровнем тревожности и неадекватной, чаще, заниженной самооценкой
Задачи исследования:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме изучения самосознания и самооценки.
2. Выявить особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста без отклонений в развитии и с ограниченными возможностями.
3. Эмпирически изучить особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
Экспериментальную базу исследования составили 40 детей младшего школьного возраста (возраст 7-8 лет). Первую группу исследования составили дети без отклонений в развитии, а вторую – дети с ограниченными возможностями (все дети больны детским церебральным параличом). В каждую группу вошли по 20 человек.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей самооценки детей с ограниченными возможностями
1.1. Проблема самосознания и самооценки в психологии
Процесс развития личности, по мнению психологов, это общее для всех и каждого индивида соотношение изменчивости и устойчивости, изменение индивида как качественно своеобразной системы, его совершенствование или разрушение. Это общее положение касается также самосознания личности: в течение всей жизни человека оно изменяется и развивается, однако со временем приобретает относительно устойчивую структуру, «ядерные» образования и подструктуры, которые в целом, при отсутствии патологических изменений и разрушения психики, сохраняют свои характерные особенности. Благодаря этому центральные образования личности сохраняют свою идентичность и непрерывность в течение всей жизни индивида, и это обстоятельство переживается человеком как устойчивость своего «Я»: личность убеждена и непосредственно переживает себя сегодняшнюю как ту же самую, что и вчера, и уверена, что завтра тоже каких-либо кардинальных изменений с ней не произойдет.
Адаптируясь к непрерывным изменениям среды, личность в течение всей своей жизни претерпевает крупные, либо незначительные, порой подспудные изменения. Однако после формирования основных подструктур личности дальнейшие изменения носят уже неглубокий характер.
В истории философии и психологии высказаны различные точки зрения о природе Я, соотношения Я и самосознания личности. Эта история представлена в работах советских авторов И.С. Кона, А.Г. Спиркина, И.И. Чесноковой, В.В. Столина и других, причем в этих исследованиях отмечается, что не существует еще единого взгляда на эту проблему.
Тема «образа Я» являлась и является предметом исследований многих зарубежных и отечественных психологов (Дж. Ст. Милль, З. Фрейд, У. Джеймс, П. Жане, А.Н. Леонтьев, И.И. Чеснокова, Л.С. Выготский и др.).
Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенную «Я - концепцию».
1. Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации. - СПб., 2010.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2013.
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте», (психологическое исследование). – М.: Просвещение, 2009. - с. 231-235.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. - М. 2005.
5. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2005.
7. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995.
8. Джеймс У. Психология. - М., 2008.
9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника, /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 2005.
10. Захарова А.В., Худобина Б.Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – М., 1990, №1 (3). С. 19-27.
11. Кон И. С. Открытие «Я». - М., 2009.
12. Кочанов Ю. Л. Социальная идентичность. - М., 2010.
13. Липкина А. Н., Рыбак Л. А., Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М., 2013.
14. Мухина В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 2012.
15. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2007. – 632 с.
16. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. – М., 2004.
17. Основы социальной работы/ под ред. П.Д. Павленок – М., 2010.
18. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с.
19. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ.сред. пед. Учеб. Заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; Издательский центр «Академия», 2006. – 160 с.
20. Психология детства/ Под ред. А.А. Реана. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013.
21. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 2011.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер 2014. – 713 с.
23. Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. - М., 2010.
24. Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
25. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М., 2009.
26. Столин В. В. Самосознание личности. - М., 2010.
27. Фрейд З. Я и Оно//Фрейд З. «Очерки по психологии сексуальности». – Мн., 2005.
28. Хорни К. Невроз и личностный рост. - СПб., 2005.
29. Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. - М.: Наука, 2013.
30. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. - М., 2004.