Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностных особенностей стрессоустойчивости в разных возрастных группах
1.1. Стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуациях
1.2. Личностные особенности стрессоустойчивости
Глава 2. Эмпирическое изучение личностных особенностей
стрессоустойчивости в разных возрастных группах
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Литература
Приложения
В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они оказывают большое влияние на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.
Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего, что в современной науке изучается под общим термином «стрессовые ситуации». Стрессовые ситуации оказывают негативное влияние на человека во всех сторонах его жизни и существования (физическом, психологическом, социальном и духовном). Таким образом, в настоящее время остро встает вопрос функционирования, адаптации, выработки эффективных стратегий поведения в условиях стрессовых ситуаций, что и объясняет социальную значимость данной проблемы.
Проблемами изучения стресса как адаптационного синдрома, а также его разновидностей, в разное время занимался целый ряд исследователей (Г. Селье, Ф.Е. Василюк, Л.А. Китаев-Смык, Т. Кокс, Ю.А. Александровский, Ю.Г. Чирков и др.). Также в научной литературе достаточно подробно освящается проблема совладающего поведения, в том числе и в аспекте влияния на него личностных особенностей человека (прежде всего, в работах Р. Лазаруса, С. Фолкмена, Л.Ф. Бурлачук, Л. Девидсона, Л.И., Дементий, К.И. Корнева, С.К. Нартова-Бочавер, Х. Хекхаузена , В.А. Бодрова и др.).
Однако, несмотря на достаточно обширный теоретический и эмпирический материал по данной проблеме, анализ литературы показал, что вопросы изучения личностных особенностей стрессоустойчивости в разных возрастных группах в научной литературе практически не рассматривается. что и объясняет актуальность данной работы.
Практическая значимость работы обусловлена тем фактом, что результаты теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов психотерапевтов, работающих с людьми, переживающими острые стрессовые ситуации.
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему нашего исследования.
Попадание человека в положение, которое классифицируется как стрессовая ситуация, является в настоящее время часто встречающимся явлением. Проблемы социальной действительности, различные психологические сложности влияют на физическое и психологическое состояние человека в той или иной трудной жизненной ситуации. В тоже время отечественных исследований, которые касаются изучения личностных особенностей стрессоустойчивости в разных возрастных группах явно недостаточно.
Цель исследования – выявить личностные особенности стрессоустойчивости в разных возрастных группах.
Объект исследования – процесс стрессоустойчивости.
Предмет исследования – личностные особенности стрессоустойчивости в разных возрастных группах.
Гипотезы исследования:
- Личностные особенности человека в разных возрастных группах влияют на особенности стрессоустойчивости.
- Существуют возрастные особенности стрессоустойчивости.
Задачи исследования:
- Проанализировать стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуаций.
- Проанализировать личностные особенности стрессоустойчивости и их влияние на стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуациях.
- Провести эмпирическое исследование особенностей влияния личностных особенностей на совладающее поведение при стрессе в разных возрастных группах.
- Провести обработку результатов исследования методами математической статистики.
- Провести анализ результатов исследования и обработки полученных данных.
Методы исследования:
- Тестирование
Использовались: методика оценки темперамента Г.Айзенка, тест самоактуализации Шостром (САТ), тест описания поведения Томаса, методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, методика для психологической диагностики копинг-механизмов Е. Хейма.
- Математические методы статистической обработки результатов.
Использовались непараметрические критерии Манна-Уитни и Пирсона.
В эксперименте приняли участие 30 человек. Все испытуемые были разделены на две группы по 15 человек в каждой по возрастному признаку.
Первую группу составили респонденты в возрасте от 36 до 58 лет (11 женщин и 4 мужчины). Вторую группу испытуемых составили респонденты в возрасте 24-34 лет (9 женщин и 6 мужчин).
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностных особенностей стрессоустойчивости в разных возрастных группах
1.1. Стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуациях
Теория совладания личности со стрессовыми ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX в. Термин введен американским психологом Абрахамом Маслоу (Maslow, 1987). [39]. Под «копингом» (от англ. to соре - справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними (А. Нил, 1998).
Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность [43].
Особенности этого умения связаны с «Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды. По представлениям А. Маслоу, копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.
Выделяются следующие способы совладающего поведения:
- разрешение проблем;
- поиск социальной поддержки;
- избегание.
Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная «Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты [44].
В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации - угрожающий или благоприятный. Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Р. Лазарус рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями.
Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. На этом этапе осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания [51,62]:
- непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение);
- косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например вытеснение («это меня не касается»), переоценка («это не так уж и опасно»), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т. д.;
- совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).
Защитные процессы стремятся избавить индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохранить его от осознания нежелательных или болезненных эмоции, а главное - устранить тревогу и напряженность. Результативный максимум защиты одновременно является минимумом того, на что способно удачное совладание. «Удачное» совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности субъекта, реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, активное, включающее в себя произвольный выбор.
Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения (С. Финеман, 1987, 1983, Р. Лазарус, 1966). Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации [38]:
- Эмоциональный/проблемный:
1.1. Эмоционально-фокусированный копинг - направлен на урегулирование эмоциональной реакции.
1.2. Проблемно-фокусированный - направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.