Курсовой проект|Психология

Личностные особенности стрессоустойчивости в разных возрастных группах

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2023 | Страниц: 92

Цена: 2 000
Купить работу

Введение                                                                                                           

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностных особенностей стрессоустойчивости в разных возрастных группах

1.1. Стратегии совладающего поведения в стрессовых  ситуациях       

1.2. Личностные особенности стрессоустойчивости                           

Глава 2. Эмпирическое изучение личностных особенностей

стрессоустойчивости в разных возрастных группах 

2.1. Организация и методы исследования                                                   

2.2. Анализ результатов исследования                                                        

Заключение                                                                                                  

Литература                                                                                                   

Приложения                                                                                                 

В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они оказывают большое влияние на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.

Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего, что в современной науке изучается под общим термином «стрессовые ситуации». Стрессовые ситуации оказывают негативное влияние на человека во всех сторонах его жизни и существования (физическом, психологическом, социальном и духовном).  Таким образом, в настоящее время остро встает вопрос функционирования, адаптации, выработки эффективных стратегий поведения в условиях стрессовых ситуаций, что и объясняет социальную значимость данной проблемы.

Проблемами изучения стресса как адаптационного синдрома, а также его разновидностей, в разное время занимался целый ряд исследователей (Г. Селье, Ф.Е. Василюк, Л.А. Китаев-Смык, Т. Кокс, Ю.А. Александровский, Ю.Г. Чирков и др.). Также в научной литературе достаточно подробно освящается проблема совладающего поведения, в том числе и в аспекте влияния на него личностных особенностей человека (прежде всего, в работах Р. Лазаруса, С. Фолкмена, Л.Ф. Бурлачук, Л. Девидсона, Л.И., Дементий, К.И. Корнева,  С.К. Нартова-Бочавер, Х. Хекхаузена , В.А. Бодрова и др.).

 Однако, несмотря на достаточно обширный теоретический и эмпирический материал по данной проблеме, анализ литературы показал, что вопросы изучения личностных особенностей стрессоустойчивости в разных возрастных группах в научной литературе практически не рассматривается. что и объясняет актуальность данной работы.

Практическая значимость работы обусловлена тем фактом, что результаты теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов  психотерапевтов, работающих с людьми, переживающими острые стрессовые ситуации. 

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему нашего исследования.

Попадание человека в положение, которое классифицируется как стрессовая ситуация, является в настоящее время часто встречающимся явлением. Проблемы социальной действительности, различные психологические сложности влияют на физическое и психологическое состояние человека в той или иной трудной жизненной ситуации. В тоже время отечественных исследований, которые касаются изучения личностных особенностей стрессоустойчивости в разных возрастных группах явно недостаточно. 

Цель исследования – выявить личностные особенности стрессоустойчивости в разных возрастных группах. 

Объект исследованияпроцесс стрессоустойчивости.  

Предмет исследованияличностные особенности стрессоустойчивости в разных возрастных группах.

Гипотезы исследования:

  1. Личностные особенности человека в разных возрастных группах влияют на особенности стрессоустойчивости.
  2. Существуют возрастные особенности стрессоустойчивости.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуаций.
  2. Проанализировать личностные особенности стрессоустойчивости и их влияние на стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуациях.
  3. Провести эмпирическое исследование особенностей влияния личностных особенностей на совладающее поведение при стрессе в разных возрастных группах.
  4. Провести обработку результатов исследования методами математической статистики.
  5. Провести анализ результатов исследования и обработки полученных данных.

Методы исследования:

  1. Тестирование

          Использовались: методика оценки темперамента Г.Айзенка, тест самоактуализации Шостром (САТ), тест описания поведения Томаса, методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, методика для психологической диагностики копинг-механизмов Е. Хейма.

  1. Математические методы статистической обработки результатов.

Использовались непараметрические критерии Манна-Уитни и Пирсона.  

В эксперименте приняли участие 30 человек. Все испытуемые были разделены на две группы по 15 человек в каждой по возрастному признаку.

Первую группу составили респонденты в возрасте от 36 до 58 лет (11 женщин и 4 мужчины). Вторую группу испытуемых составили респонденты в возрасте 24-34 лет (9 женщин и 6 мужчин).

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностных особенностей стрессоустойчивости в разных возрастных группах

1.1. Стратегии совладающего поведения в стрессовых  ситуациях

Теория совладания личности со стрессовыми ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX в. Термин введен американским психологом Абрахамом Маслоу (Maslow, 1987). [39]. Под «копингом» (от англ. to соре - справиться, совладать) подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними (А. Нил, 1998).

Копинг-поведение - форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность [43].

Особенности этого умения связаны с «Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды. По представлениям А. Маслоу, копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.

Выделяются следующие способы совладающего поведения:

- разрешение проблем;

- поиск социальной поддержки;

- избегание.

Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная «Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты [44].

В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации - угрожающий или благоприятный. Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Р. Лазарус рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями.

Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. На этом этапе осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания [51,62]:

- непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение);

- косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например вытеснение («это меня не касается»), переоценка («это не так уж и опасно»), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т. д.;

- совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).

Защитные процессы стремятся избавить индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохранить его от осознания нежелательных или болезненных эмоции, а главное - устранить тревогу и напряженность. Результативный максимум защиты одновременно является минимумом того, на что способно удачное совладание. «Удачное» совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности субъекта, реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, активное, включающее в себя произвольный выбор.

Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения (С. Финеман, 1987, 1983, Р. Лазарус, 1966). Можно выделить три основных критерия, по которым строятся эти классификации [38]:

  1. Эмоциональный/проблемный:

1.1. Эмоционально-фокусированный копинг - направлен на урегулирование эмоциональной реакции.

1.2. Проблемно-фокусированный - направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

  1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии/ Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2//Под ред. М.М.Горбатовой, А.В.Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. С. 82-90.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 2019.
  3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 2014. Т.15. №1. С. 3 – 19.
  4. Баева И.А. Психологическая безопасность как интегративная категория психологического исследования// Психологическая культура и психологичесая безопасность в образовании – М., 2013. С. 103-107.
  5. Баева И.А., Емелин Н.М. К вопросу о категориях психологической безопасности личности// Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании – М., 2013. С. 107-108.
  6. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - СПб.,
  7. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях. – МГУ им. М.В. Ломоносова, 2017.
  8. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2010.
  9. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психологический журнал. 2016. Т. 17 №4 С.64-74.
  10. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 2018. - 263 с.
  11. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. - М.,1984 - 256 с.
  12. Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2014. №2 С. 119-124.
  13. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 2019. - 352 с.
  14. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. – М., 2015.
  15. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - СПб., 2010.
  16. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2014. №3. С. 20-25.
  17. Дженкинс К. Дэвис К. Критические жизненные ситуации // Здоровье мира № 8-9, 1985. - с. 10-12.
  18. Дорожевец Н.А. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям// Журнал практ. психолога. 2018.№ 4.С3 – 16.
  19. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2016.
  20. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. –М.: ИД София, 2013.
  21. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. - СПб., 2012.
  22. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. - СПб, 2018.
  23. Китаев –Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.
  24. Клиническая психология / Под ред. М.Перре, У. Баумана. – СПб., 2012.
  25. Кокс Т. Стресс. - М., 2011.
  26. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - М., 2012.
  27. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Мн.: Высш.шк., 2017. – 464 с.
  28. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения. В сб.: Психологические проблемы самореализации личности./ Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. - СПб.: СПбГУ, 2017. - 240 с.
  29. Коржова Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации. В сб.: Психологические проблемы самореализации личности./ Под ред.Е.Ф. Рыбалко, Л, А. Коростылевой: Вып.4. -СПб.: СПбГУ, 2010. - 242 с.
  30. Коржова Е.Ю. Субъект - объектные ориентации в жизненных ситуациях. В сб.: Психологические проблемы самореализации личности. Под ред.Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой: Вып.5. - СПб.: СПбГУ, 2011. - 242 с.
  31. Корнев К.И. Специфика копинга в условиях неопределенности. – Омск, 2016.
  32. Краткий психологический словарь./ Ред.. сост. Л.АКарпенко; Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д, 2018, - 252 с.
  33. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования// Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции/ Под ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева. - Л., 1970.
  34. Леонтьев А. Н. Психология образа // Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1979. - № 2.
  35. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. – М.: Речь, 2018. - 346 с.
  36. Лызь Н.А. Модельные представления о безопасности личности// Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, №7 (51). 2015. С.21-25.
  37. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях./ Психологический журнал 2011,Т.22, №1. стр. 16-24.
  38. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе/ Московский психологический журнал. 2018, №12.
  39. Маслоу А. Мотиация и личность. – СПб., 2019.
  40. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М., 2010.
  41. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. // журнал социологии и социальной антропологии. – 2018. – Т. 1.
  42. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л., 1960.
  43. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 2017. Т.18. №5. С. 20 – 30.
  44. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2010.
  45. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Питер, 2013.
  46. Нуркова В.В. Психология. – М.: Высшее образование, 2018. – 575 с.
  47. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М., 2015.
  48. Петров В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых// Психологический журнал №3, 2013, 79-89.
  49. Потявина В.В. Карьерные ориентации и критические жизненные ситуации. – М., 2012.
  50. Практическая психодиагностика/ Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 2011. – 672 с.
  51. Приходько А. Когнитивные факторы копинг-поведения безработных. – М., 2010.
  52. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПЕР СЭ. 2015. – 352 с.
  53. Психология личности/ Под ред.П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2018. – 653 с.
  54. Руденский Е.В. Социально-психологические деформации личности. – М.: Yachoo, 2012.
  55. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 2014.
  56. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 2012.
  57. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  58. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.,
  59. Тихомиров О.К.. Психология мышления. Учебное пособие. - М., 1984.
  60. Тополянский В.Д., Стпруковская М.В. Психосоматические расстройства. - М., 1986.
  61. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма – М.: Наука, 2011.
  62. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы - М.: Педагогика - Пресс, 2013, 140с.
  63. Фролова С.В., Сенина Т.В. Стресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях/ Проблемы социальной психологии личности. – Саратов, 2015. - С. 10-18.
  64. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2011. С. 58-91.
  65. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 208 с.
  66. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. - СПб., 2011.
  67. Черепанов Е. Психология стресса. - М., 2017.
  68. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. - М.: Физкультура и спорт, 2018.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовой проект Психология
2018 год 54 стр.
Курсовой проект Проявление агрессии в старших классах школы
diplomstud
Курсовой проект Психология
2019 год 60 стр.
Курсовая Гендерные особенности мотивации лидерства
avtorklass
Курсовой проект Психология
2018 год 70 стр.
Курсовая Тревожность у младших школьников
avtorklass

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское