Введение
Глава 1. Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия
1.1 Особенности организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
1.2 Закупочные работы в розничном торговом предприятии
1.3 Торговое обслуживание населения
Глава 2. Анализ современного состояния розничной торговли на примере рынка лекарственных средств г. Новосибирска
2.1 Состояние и тенденции развития розничной торговли лекарственными средствами в г. Новосибирске
2.2 Перспективы развития розничной торговли лекарственными средствами в г. Новосибирске
Заключение
Библиографический список
Тема курсовой работы – Розничная торговля как субъект коммерческой деятельности.
Коммерция – это вид коммерческого предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который лежит в основе любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики.
Вопросы умелой и грамотной коммерческой деятельности в торговле и других отраслях хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям приобрели исключительную актуальность.
Появление большого разнообразия организационно-правовых форм собственности предприятий, вовлечение в сферу торговой деятельности значительной части населения, развитие конкуренции, необходимость широкого внедрения современного оборудования и программных технологий обусловили потребность в новых подходах к организации коммерческой деятельности и технологических процессов на предприятиях торговли в широком развитии частной инициативы и предпринимательства. Коммерческие операции все больше становятся объектом труда многих категорий торговых работников, включая маркетинговые и коммерческие службы торговых, производственных предприятий и организаций разных форм собственности, предприятий сервисного обслуживания, отделов сбыта, производственных и совместных предприятий, в акционерных обществах и хозяйственных товариществах, на товарных биржах, торговых домах и в других коммерческих структурах, как внутриэкономической, так и внешнеэкономической сфере деятельности.
Переход к рыночной экономике обусловил появление нового типа коммерческого работника – инициативного, самостоятельного в принятии решений, предприимчивого. Без этих качеств в современных условиях нельзя успешно вести коммерческую работу. Коммерсант должен уметь найти свободные товарные ресурсы, закупить их у производителей товаров, на ярмарках, у поставщиков, на торговых биржах, по наиболее низким ценам, с учетом покупательского спроса, уметь быстро продать эти товары, используя современные методы продаж, хорошую, убедительную рекламу этих товаров, при необходимости пойти на разумный, оправданный риск.
Объект исследования – рынок розничной торговли г. Новосибирска.
Предмет исследования – розничная торговля как субъект коммерческой деятельности.
Таким образом, цель курсовой работы – анализ понятия и сущности розничной торговли как субъекта коммерческой деятельности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие и раскрыть сущность коммерческой деятельности розничного торгового предприятия;
2) проанализировать современное состояние розничной торговли на примере г. Новосибирска;
3) предложить перспективы развития розничной торговли г. Новосибирска.
Глава 1. Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия
1.1 Особенности организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
Цель коммерческой деятельности – удовлетворение потребностей населения при условии получения прибыли. Она достигается выполнением коммерческих функций в розничной торговле, основными из которых являются:
1. Изучение спроса населения и рынка сбыта товаров,
2. Выявление и изучение источников поступления товаров и поставщиков товаров,
3. Разработка и предоставление заявок и заказов на поставку товаров,
4. Заключение договоров поставки и контроль за их исполнением,
5. Воздействие на поставщиков в изменении ассортимента и качества товаров,
6. Организация продажи товаров,
7. Формирование торгового ассортимента,
8. Организация торгового обслуживания населения,
9. Управление товарными запасами,
10. Рекламно-информационная работа на всех этапах товародвижения,
11. Обобщение информации о конъюнктуре рынка.
В перечисленных функциях отражается содержание коммерческой работы, во многом зависит эффективность торговой деятельности организаций и предприятий. В целях ее улучшения предлагается решать следующие задачи:
1. Использовать современные методы изучения и прогнозирования покупательского спроса с целью повышения экономической обоснованности заявок, заказов и спецификаций к договорам поставки.
2. Постоянно следить за конъюнктурой рынка и чутко улавливать происходящие изменения.
3. Проводить маркетинговые исследования, результаты которых должны быть положены в принятие коммерческих решений.
4. Изучать источники поступления товаров, возможных изготовителей, стремиться к установлению долговременных хозяйственных связей с проверенными в практике поставщиками, участвовать в работе выставок, ярмарок, презентаций, демонстрациях и т.д.
5. Воздействовать на производителей товаров в обновлении и расширении поставляемых товаров, в улучшении их качества, рекламы, дизайна, у паковки и т.д.
6. Совершенствовать договорную работу с партнерами, включая и отстаивая свои условия, способствующие улучшению торговой деятельности, стремиться первым предоставить проект договора и по реакции на него партнера судить о серьезности намерений и надежности исполнения поставленных условий.
7. Контролировать постоянное наличие в предприятия торговли товаров широкого ассортимента, маневрировать товарными запасами, своевременно принимать меры по ускорению реализации и предотвращать возможности затоваривания.
8. Внедрять прогрессивные методы продажи товаров, предоставлять дополнительные услуги, поддерживать престиж предприятия, привлекать покупателей, расширять сферу влияния.
9. Улучшать рекламу и информацию, использовать более эффективные средства рекламы, исследовать психологические факторы воздействия на покупателей и результаты использовать в практической деятельности.
10. Стимулировать труд коммерческих работников по результатам их деятельности, после реализации закуплено продукции и принесенной прибыли, поощрять повышение квалификации, предприимчивости и деловитости, а в рыночной торговле дополнительно – качество обслуживания покупателей.
С переходом к рынку меняется и сам характер коммерческой работы. Она становится более динамичной, оперативной, требует постоянного, пристального внимания по всем направлениям деятельности. Если раньше коммерческие работники занимались в большей степени договорами поставки и контролем за их выполнением, то в современных условиях от них требуется активное участие в поисках поставщиков товаров, проявление инициативы и предприимчивости, умение общаться с контрагентами, овладение экономическими знаниями как рынка продавца, так и рынка покупателя.
Изучение требований рынка покупателя представляет собой одновременно и исходную функцию в коммерческой работе, и непременное условие повышения ее эффективности, что требует постоянного изучения спроса потребителей, факторов, определяющих его объем и структуру, прогнозирование потенциальной емкости своего рынка, тенденции развития спроса. Таким образом, изучение спроса является фундаментом всей коммерческой деятельности, поскольку без достоверной информации о нынешнем состоянии рынка, спроса и его тенденциях в будущем все последующие решения будут шагом вслепую.
Работе методом проб и ошибок рынок мстит либо затоваривание, либо недополучением дохода от недостаточного товарного предложения и реализации.
Усиление роли рынка настоятельно требует, чтобы коммерческие работники торговли и промышленности перестали уповать на свою интуицию и эмпирическую информацию о текущей конъюнктуре рынка. Хозяйственной необходимостью коммерческой практики сейчас становится глубокое профессиональное изучение спроса и краткосрочное прогнозировании рыночных отношений. А это, в свою очередь, обусловливает необходимость принципиально нового подхода к решению рыночных проблем, более совершенных методов коммерческой работы на основе использования принципов и элементов маркетинга.
1. Бакаева В.В. Технология продаж: Монография. - Новосибирск: СибУПК, 2007. - 204 с.
2. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: Экономика , 2008. – 390 с.
3. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: Русская Деловая Литература, 2007 -216 с.
4. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности – М.: Финансы и статистика, 2005
5. Воронин В.П. Повышение комфортности торговых услуг. Воронеж: Издательство Воронежского ун-та , 2007.- 375 с.
6. Головнина Н. В. Рынок лекарственных средств и роль муниципалитета //Проблемы управления здравоохранением. – 2010. – № 3. С. 17-20.
7. Елагин Ю. А., Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность: Учебное пособие – Екатеринбург: Издательство Урал. Гос. Экон. Ун-та, 2007.-207 с.
8. Каменева Н.Г., Полякова В.А. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008. – С. 39–45.
9. Кирсанова Т.Г. Анализ состояния фармацевтического рынка России // Фарматека. – 2008. – № 1. – С. 6-15.
10. Коммерческая деятельность. Учебник Ф.П. Половцева. М.: “Инфра-М”, 2004 г. – 95 с.
11. Кравченко Н.. Экономика торгового предприятия. – М.: 2009 – 360 с.
12. Матвеев В.В., Федотова Л.С. Перспективы развития аптечных сетей в регионах//Экономика и право. - 2013. Вып. 4.
13. Маклаков Г.В. Теоретические основы коммерческой деятельности – Новосибирск, 2007
14. Марчук Ф.Л. Как повысить эффективность управления торговлей. М.: Экономика , 2009.-197 с.
15. Николаева Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка. - Екатеринбург: Издательство Урал. Гос. Экон. Ун-та , 2005.-168 с.
16. Николаева Т. И. Торговли потребительскими товарами: проблемы развития и совершенствования – Екатеринбург: Издательство Урал. Гос. Экон. Ун-та , 2006.-240 с.
17. Пономарев Н.Н., Бейдель Т.В.: К вопросу создания оптово-розничных объединений потребительской кооперации. Материалы научно-практической конференции, часть 2. Новосибирск 2004
18. Панкратов Ф.Т. Коммерческая деятельность – М.: 2003 – 13 с.
19. Полторак В. А. Маркетинговые исследования: методы и технология.– Днепропетровск: Арт-Пресс, 2008. С. 112–114.
20. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. – М.: «Ось-89», 2009. – 80 с.
21. Русалева Л.Ю. Коммерческая логистика – Новосибирск, 2007.
22. Соловьев П.И. Состояние Российского фармацевтического рынка и перспективы его развития//"Аптечный бизнес", 2006, N 2