Введение
1. Теоретические основы логистического подхода в сфере обращения
1.1. Понятие и сущность логистического подхода в сфере обращения
1.2. Материальные и информационные потоки в логистическом процессе
2. Анализ и оценка логистической системы торгового предприятия ООО «Пятерочка»
2.1. Характеристика торгового предприятия ООО «Пятерочка»
2.2. Анализ логистической системы ООО «Пятерочка»
2.3. Управление товарными запасами и потоками в ООО «Пятерочка». Анализ товарного ассортимента
3. Рекомендации по совершенствованию управления материальными и информационными потоками в ООО «Пятерочка»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена усилением значимости управленческого фактора в обеспечении эффективности функционирования логистических систем предприятий розничной торговли, отставанием от требований теории и практики современного уровня изученности проблем управления логистикой применительно к отрасли розничной торговли и недостатком научно обоснованных рекомендаций по развитию технологических и организационных основ контроллинга логистической деятельности торговых предприятий.
Логистика определяется как одна из сфер компетентности делового предприятия, вносящих вклад в универсальный процесс создания потребительной стоимости. Когда логистические операции в значительной степени интегрированы и образуют ключевую сферу компетентности, они служат источником стратегических преимуществ. Уверенность в том, что интеграция всей системы обеспечивает намного более выдающиеся результаты деятельности, нежели разрозненное управление отдельными функциями, составляет основополагающую парадигму логистики,
Таким образом, организация логистического подхода к управлению материальными и информационными потоками – залог успешной работы предприятия в условиях обострившейся конкуренции в современном мире. Коммерческая логистика является жизненно важным компонентом экономики. Чтобы разбираться в решении логистических задач, необходимо, прежде всего, изучить теоретические концепции логистики. Однако, экономист-менеджер должен иметь нее только теоретическое представление о логистике, её методах, принципах, но и определенные навыки эффективного решения логистических задач в рамках организации или предприятия.
Цель работы – разработка и совершенствование способов управления материальными и информационными потоками на предприятиях торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы логистического подхода в сфере обращения в современный период;
2) провести анализ и оценку действующей логистической системы торгового предприятия ООО «Пятерочка» и выявить проблемы в ее эффективном функционировании;
3) разработать рекомендации по совершенствованию управления материальными и информационными потоками в ООО «Пятерочка».
Объект исследования – управление и оптимизация материальных и информационных потоков на торговом предприятии.
Предмет исследования – логистические операции и функции, связанные с перемещением материальных ресурсов и продукции и методы их оптимизации.
1. Теоретические основы логистического подхода на предприятиях сферы обращения
1.1. Понятие и сущность логистического подхода
Логистика — управление материальными потоками в сферах производства и обращения.
В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением в данной области является логистика.
Возрастающий интерес со стороны предпринимателей к логистике обусловлен потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем. Практика показывает, что компании, использующие логистику добились преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за счет снижения затрат связанные с сокращением производственных издержек в области ресурсного потенциала. Прохождение товара по различным техническим операциям производственного процесса занимает около 90% всех временных затрат.
Применение логистики позволяет существенно сократить временной интервал на всех стадиях производственного цикла. Сокращение времени происходит в первую очередь в производственном процессе между приобретением сырья, материалов и доставкой готового продукта потребителю.
Эффективность функционирования предприятия, использующего логистику достигается в основном за счет:
- резкого снижения себестоимости товара;
- повышения надежности и качества поставок.
Особенность логистики заключается в системном рассмотрении совокупности всех звеньев производственного процесса с позиций единой материалопроизводственной цепи, которая имеет название "логистическая система". Взаимодействие отдельных звеньев этой цепи осуществляется на техническом, технологическом, экономическом, финансовом, методологическом и других уровнях интеграции. Сокращение затрат на ресурсы и минимизация временных затрат достигается за счет оптимизации сквозного управления материальными и информационными потоками.
Информационные потоки возникают там, где есть материальные потоки и являются характеристикой этих материальных потоков. Поэтому использование термина материальные потоки предполагает наличие информационных потоков и оптимизация управления затрагивает как материальные, так и информационные потоки. Использование логистики ускоряет процесс получения информации и повышает уровень обслуживания производственного процесса.
Схематическое изображение материального потока можно представить в следующем виде:
Заготовка производство распределительный центр потребитель
Применение логистики на одном предприятии предполагает тесное взаимодействие с партнером/покупателем, которое направлено на принятие обязательств по сокращению издержек и точном выполнении своих обязательств перед партнером.
Основу успешной деятельности при использовании логистического подхода составляют принципы, предполагающие высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем.
На современном этапе развития менеджмента логистический подход как научный метод управления набирает все больший вес, так как именно с ним многие специалисты связывают будущее в управлении современными предприятиями.
Применение методов логистического управления становится возможным на всех уровнях и во всех сферах деятельности. Особенно это актуально в сфере продвижения готовых товаров и полуфабрикатов, так как, по оценкам специалистов, до 70% стоимости товара формируется именно здесь, а один доллар, вложенный в управление запасами, дает тот же эффект, что и увеличение выручки на 11%.
Наличие единой информационной системы позволяет контролировать общую логистическую политику фирмы, появляется возможность управления логистическими процессами не только в краткосрочном периоде, но также и в стратегическом планировании.
Основные проблемы, возникающие на современном этапе в условиях производства и распределения продовольственной продукции, усиливают роль оптовых продовольственных рынков как информационной среды, в условиях которой функционируют оптовые предприятия. В связи с этим применяют различные рычаги регулирования деятельности оптовых продовольственных рынков, как экономические так и неэкономические (политические, административные, правовые), при этом эффективность применения логистических методов управления, а также коммерческая оценка работы оптовых рынков продовольствия зависят от степени увязанности этих рычагов с результативностью самой системы.
Функционирование предприятия с использованием логистического механизма продвижения товаров до конечного потребителя сокращает длительность цикла обслуживания, что повышает реакцию на меняющиеся условия внешней среды; способствует стабилизации взаимоотношений с поставщиками; сокращает количество потерянных продаж путем рационального размещения и поддержания необходимого уровня товарных запасов, а также снижает трансакционные издержи на всех этапах товародвижения. В свою очередь оптимизация издержек обращения продовольственных товаров способствует учету социальных факторов (возможности потребления продуктов питания определенного количества и качества) при переходе к рынку.
Основные стадии управления товаропотоками предприятия, такие как: анализ статистических данных, определение оптимального ассортимента по товарным группам, определение потребностей в товарных запасах, калькуляция издержек, связанных с закупкой товаров, выбор продавца, определение оптимальных способов и маршрутов транспортировки, оценка надёжности поставок, поддержание необходимого уровня запасов, управление ценообразованием представляют собой рутинные операции и поддаются четкой алгоритмизации. Это делает применение логистических методов наиболее эффективным на данных стадиях управления.
В процессе построения общей логистической системы предприятия, кроме координации моделей различных уровней, используемых при планировании ассортимента и управлении товарными запасами, таких как линейные модели, оптимизирующие ассортимент, транспортные модели. Модели теории игр, модели динамического программирования, учитываются такие стохастические факторы, как спрос и предложение, которые не поддаются четкой алгоритмизации, но тем не менее информация о которых является необходимой для получения адекватных результатов на вышеописанном этапе моделирования. Поэтому процесс управления должны дополнять инструменты маркетингового анализа-изучение спроса и предложения с учетом таких факторов, как урожайность, объемы производства различных видов продукции, изменения потребительских предпочтений и т.д.
Управление товаропотоками продовольственной продукции связано с перемещением больших объемов товаров на большие расстояния с различной периодичностью в ограниченные временные интервалы, что в условиях переходной экономики и становления организованного продовольственного рынка связано с большими трансакционными издержками по причине неэффективного функционирования информационной, транспортной и складской инфраструктур, что обусловливает необходимость и эффективность применения именно логистических методов управления деятельностью оптовых продовольственных предприятий, что наиболее целесообразно в условиях оптового продовольственного рынка, имеющего наибольший потенциал в части информационного и инфраструктурного обеспечения.
1. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько O.A. Логистика коммерции. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 512 с.
2. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. 432 с.
3. Баев И.А., Битрин А.Г. Оптимизация управления потоковыми процессами на промышленном предприятии // Интегрированная логистика. ВИТИ. 2006. №2. - с.5-6
4. Баскин А.И., Зенкова Г.В. Управление материальными потоками в современной России. М.: Экономика, 2007. 85 с.
5. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для торг. вузов. – М., Высшая школа, 2007.
6. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. М.: Дашков и Ко, 2007. 410 с.
7. Джонсон Дж., Вуд Дональд, Ф. Вордлоу, Дэниел Л, Мерфи-мл. Современная логистика, 7-е изд.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2008. 624 с.
8. Дыбская В.В. Логистика для практиков. Эффективные решения в складировании и грузопереработке. М.: Альфа пресс, 2005. 202 с.
9. Долгов А.П., Козлов В.К., Уваров С.А. Логистический менеджмент фирмы: концепции, методы и модели. СПб.: Изд. д. «Бизнес-пресса», 2005. — 384 с.
10. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика. Под ред. В.И. Сергеева. М.: Эксмо, 2008. - 944 с. - (Полный курс MB А)
11. Егорова Н.Р., Николаева Т.И. Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами: Учеб.пособие. — Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2006.-262 с.
12. Иванов Д.А., Иванова М.А., Современные технологии управления дистрибьюцией в цепях поставок // Логистика и управление цепью поставок. №2 (19). - 2007.
13. Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов (склады, транспортные узлы, терминалы): Учебник для транспортных вызов. / Под общ. ред. Л.Б.Миротина. М.: Изд-во «Экзамен», 2006. 448 с.
14. Канке A.A., Кошевая И.П. Логистика: Учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.-352 с.
15. Козловский В.А., Козловская Э.А., Савруков Н.Т. Логистический менеджмент. 2-е изд., доп. СПб.: Изд-во «Лань», 2008. 272 с.
16. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и науч. редакцией проф. В.И.Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2007. 976 с.
17. Костоглодов Д.Д., Саввиди И.И., Стаханов В.Н. Маркетинг и логистика фирмы. М.: Приор, 2008. 127 с.
18. Киршина М.В. Коммерческая логистика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2009. 256 с.
19. Ковалев К.Ю., Уваров С.А., Щеглов П.Е. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть. СПб.: Питер, 2007. - 272 е.: ил. - с. 49.
20. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: Учебник / Под общ. научной ред. проф. А.В.Зырянова. Екатеринбург, 2007. 517 с.
21. Лазарев В.А. Товарно-материальные запасы предприятия. Екатеринбург: УрГЭУ, 2008. 122 с.
22. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А.Аникина: 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006.-352 с.
23. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: Учеб.пособие / Под ред. Д-ра техн. наук, проф. Л.Б.Миротина. М.: Юристъ,2007.-414 с.
24. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Эффективный менеджмент: Учебн. пособие для вузов / Под ед. И.И. Мазура. М.: Высшая школа, 2008. -555 с.
25. Майк Р.Линдерс, Харольд Е.Форинг. Управление снабжением и запасами. Логистика / пер. с англ. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2005. - 768 с.
26. Маркетинг / Под общ. Ред. В.И. Видяпина. СПб.: Питер, 2007. - 1131 е., с.571.
27. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособие. Под ред. H.A. Нагапетьянца. М. Вузовский учебник, 2006. — 271 с.
28. Миннугарайев H.A. А вам какой формат нужен? // Современная торговля. -№4. -2008. -с.31-37.
29. Миротин Л.Б., Чубуков А.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистическое администрирование: Учебн. пособие / Л.Б.Миротин, А.Б.Чубуков, Ы.Э.Ташбаев. М.: Изд-во «Экзамен», 2006. 480 с.
30. Организация и управление торговым предприятием: Учебник / Под ред. проф. Л.А. Брагина, проф. Т.П. Данько. М.: ИНФРА-М, 2005. - 303 с.
31. Парфенов A.B. Методология формирования логистической системы управления потоковыми процессами в транзитивной экономике. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006.
32. Робсон М., Уллах Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: Практическое руководство / Пер. с англ. под ред. Н.Д.Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-222 с.
33. Родкина Т.А. Информационная логистика. М.: «Экзамен», 2007. — 288 с.
34. Ротер М. Учитесь видеть бизнес-процессы: Практика построения карт потоков создания ценностей / Майк Ротер, Джон Шук; Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс: CBSD, 2005. 144 с.
35. Сергеев В.И. Оптимизация решений по логистике снабжения в цепях поставок сетевой розницы // Логистика и управление цепями поставок. — №6 (17).-2006.
36. Сковронек Ч., Сариуш-Вольский 3. Логистика на предприятии: Учеб.-метод. пособие: Пер. с польск. М.: Финансы и статистика, 2007. — 400 с.
37. Стаханов В.Н., Украинцев В.Б. Теоретические основы логистики. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008, 160 с.
38. Степанов В.И. Логистика: Учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 488 с.
39. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер.с 4-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2005. 797 с.
40. Сидоров Д.В. Плюсы и минусы мерчандайзинга. // Экономика. 2006. №1.
41. Славянская А. Секреты товаров импульсной покупки. // Ритэйлер. 2007. №4.
42. Чечик А.М. Товароведение и экспертиза товаров культурно-бытового назначения. – М., 2007.
43. Экономика и организация производства: руководство по преддипломной практике и дипломному проектированию для студ. всех форм обучения / Э.А. Афитов [и др.] ; под ред. В.П. Пашуто. - Минск: БГУИР, 2007. - 47 с.