Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами. Столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли - естественный процесс в конкурентной среде. Конкурировать могут товары, фирмы, страны, однако основой конкурентных преимуществ любого субъекта рынка является конкурентоспособность его товаров.
Этот вопрос актуален в наше время, так как происходит все большее развитие рынка и, следовательно, конкуренции между товарами.
Конкурентоспособность товара — способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Характеристики товара определяют его потребительские свойства, которые, в свою очередь, включают ряд показателей качества этого товара. Показатели могут различаться по месту в жизненном цикле, потребительским свойствам, техническим показателям, экономическим показателям, по применению для оценки, качеству характеризуемых свойств, возможности оценки. Конкурентоспособность товара зависит как от отдельного показателя, так и их совокупности (синергия).
Конкурентоспособность товара обеспечивается конкурентными позициями, которые занимают фирмы, производящие и распространяющие товар.
Показатели, характеризующие конкурентоспособность товара, часто подразделяют на две группы (т. н. «цена-качество»):
- Показатели, которые характеризуют потребительские свойства товара (его качество), из которых складывается его полезный эффект. Они представляют набор «жестких» и «мягких» показателей;
- Экономические показатели, которые характеризуют экономические свойства товара (т. н. цену).
«Жесткие» показатели обеспечивают физическую возможность использования товара по назначению и подразделяются на следующие группы:
1. Технические — это показатели назначения (свойства и функции товара, определяющие область его применения), эргономические показатели (характеризуют соответствие товара свойствам человеческого организма), технические показатели (технологические решения, надежность, безопасность);
2. Нормативные — показатели соответствия требованиям международных и национальных стандартов, нормативов, действующих на рынке, где данный товар предполагается продавать.
«Мягкие» показатели характеризуют эстетические (дизайн, цвет, упаковку и т. п.) и психологические (престижность, привлекательность, доступность и т. п.) свойства товара.
В соответствии с руководящим документом Госстандарта СССР "Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции РД 50-149-79":
Конкурентоспособностью всякого, поступающего на внешний рынок товара называется способность товара отвечать требованиям данного рынка в данный период времени.
Главными слагаемыми конкурентоспособности товара в этом документе названы:
- технический уровень товара и уровень качества его изготовления, характеризующие степень использования последних мировых научно-технических достижений при разработке конструкции и технологии изготовления;
- соответствие товара требованиям и стандартам стран-импортёров, фирм покупателей, рекомендациям ИСО, МЭК, и др, учитывающим специфичность рынка, климатические условия, в которых происходит использование продукции;
- особые требования, например, правила движения транспорта, действующая система мер, нормы техники безопасности и защиты окружающей среды, обычаи и привычки населения и т.п;
- организация технического обслуживания, гарантирующая бесперебойную работу проданных машин, включая обеспечение запасными частями и технической документацией, обучение персонала покупателя правилам эксплуатации;
- наличие патентной чистоты и патентной защиты товара, а также наличие зарегистрированного товарного знака;
- сроки поставок и сроки гарантий;
- цена и условия платежа, например, предоставление кредита, рассрочки, размер первоначального и последующих взносов и т.д.;
Кроме этого, в настоящее время в слагаемые конкурентоспособности добавились:
- подтверждение соответствия (сертификация, декларирование) современным требованиям по безопасности продукции и охране окружающей среды;
- реклама и авторитет изготовителя продукции, эргономические характеристики;
- стоимость эксплуатации, ресурсосбережение;
- простота утилизации продукции после её использования.
Часто используемое в рекламе соотношение "цена - качество" полезно для начала оценки конкурентоспособности, но далее необходимо иметь в виду остальные слагаемые, существенные для выбора товара потребителем.
Сейчас есть возможность проследить эволюцию подходов, методов оценки конкурентоспособности товара в российском бизнесе. Тенденция развития и изменения методов стала появляться совсем недавно. Ведь в первые годы рыночных отношений наблюдалась, в буквальном смысле, паника из-за наплыва высококачественного и порой дешёвого товара из-за рубежа. Большинство предприятий не смогли адаптироваться к быстро меняющейся окружающей среде и, как результат, конкурентоспособность их товара молниеносно упала. Методы оценки конкурентоспособности не исходили из принципа, что «клиент всегда прав» и «всё для потребителя». В результате чего «в главу угла» ставили товар и его характеристики, не придавая значение потребительской ценности. Оценка производилась путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения.
Цель данной работы: провести исследование рынка недвижимости в г. Новосибирске.
Задачи:
1. Определение непосредственно понятия конкурентоспособности товара.
2. Определение и анализ тех факторов, за счет которых формируется конкурентоспособность товара.
3. Выявление возможных путей повышения конкурентоспособности товара.
ГЛАВА1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ.
1.1.Функции конкуренции.
«Конкурентоспособность товаров - это способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке». Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами предложения, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, количество конкурирующих продавцов, ситуация на рынке, колебания спроса.
Основные функции конкуренции:
1. Функция регулирования. В ходе конкуренции решаются вопросы: что, как и для кого производить, а именно: производить то, что пользуется спросом и направлять туда ресурсы. Это служит лучшему обеспечению рынков товарами и услугами.
2. Функция мотивации. Для производителя конкуренция означает одновременно шанс, риск и стимул. Шанс получить максимально возможную прибыль. Риск получить убытки, а стимул к экономии ресурсов и эффективности их использования.
3. Функция распределения. Конкуренция позволяет распределить доход среди предприятий и домохозяйств в соответствии с их вкладом в экономическую деятельность.
4. Функция контроля. Конкуренция контролирует и ограничивает рыночную власть каждого предприятия, каждой отрасли. Она предоставляет потребителю свободу выбора благ: возможность покупать или отказываться от товара высокой цены. Чем выше уровень конкуренции, тем справедливее цена, тем богаче отдельный человек, домохозяйство, предприятие и государство.
1. Русинова Ф.М, Разу М.Л Менеджмент/Ф.М. Русинова – М, 2000.
2. Соловьев Б.А. Управление маркетингом/Б.А. Соловьев – М.: ИНФРА-М, 2002.
3. http://datahomes.ru/novosti_stroitelstva/obzor/nedvizhimost-novosibirska-analiz-pervichnogo-rynka-novosibirskogo-kraya.html
4. Статьи М.П. Методика планирования маркетинговой деятельности фирмы // Маркетинг, №1, 2000, С. 23-32, Маркетинг, №2, 2000, С. 24-30.
5. http://www.dis.ru - о конкурентоспособности.
6. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. — СПб.: СПбГУЭФ, 2002 — стр. 104
7. Философова Т.Г Конкуренция и конкурентоспособность — М.: Экзамен, 2007. — стр. 96
8. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации — Казань, Лана, 2005. — стр. 113
9. Тарасова И.А. Потребитель выбирает // Маркетинговые исследования в России и за рубежом, 2006, № 4. — стр. 15
10. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика — М.: Центр ЭКОНОМИКИ и маркетинга, 2006. — стр. 131
11. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность — Казань: ЛанаЮ 2005. — стр. 143
12. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. — стр. 101
13. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленного предприятия – М.: Дело, 2002. — стр. 216
14. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. — СПб.: СПбГУЭФ, 2002. — стр. 167
15. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью // Менеджмент в России и за рубежом, 2005, № 5 — стр. 28