ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы исследования местного самоуправления
1.1. Понятие и сущность местного самоуправления в Российской Федерации
1.2. История возникновения местного самоуправления в РФ
2. Развитие местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе
2.1. Правовые основы организации местного самоуправления в современной России
2.2. Территориальные основы организации местного самоуправления в современной России
2.3. Организационные основы местного самоуправления в современной России
3. Организация местного самоуправления на территории Республики Ингушетия
3.1. Современное состояние развития местного самоуправления на территории Республики Ингушетия
3.2. Основные направления совершенствования развития местного самоуправления на территории Республики Ингушетия
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования заключается в том, что местное самоуправление является одним из важнейших институтов современного общества, от функционирования которого зависит благосостояние населения. В России работа по становлению местного самоуправления в настоящее время признается в качестве одной из приоритетных задач государства. По словам Президента России В.В. Путина «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху»[1]. Российское местное самоуправление находится на пороге важного рубежа в своем развитии.
С 1 января 2009 г. завершен переходный период реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в результате чего все его положения вступили в силу на территории каждого из субъектов Российской Федерации (кроме Чечни и Ингушетии, что для темы нашего исследования принципиально)[2]. Из всех коренных реформ, проводимых российским правительством в последние годы, реформа местного самоуправления, пожалуй, наиболее полно и комплексно нашла свое воплощение на практике, ее концепция является наиболее завершенной и целостной. Однако итоги реализации реформы местного самоуправления вызывают неоднозначные оценки и мнения как в органах государственной и муниципальной власти, так и в кругах научного сообщества. Оценка реформы и самим населением не вызывает особенного оптимизма. И это становится понятно, если принять во внимание, что до сих пор нет четкого и однозначного понимания сущности и содержания местного самоуправления именно в России. Российская практика реализации реформы пошла по совершенно новому пути, без практического учета старых российских традиций и европейского опыта, когда теоретические разработки стали внедряться без учета реальных возможностей российских регионов.
Данное обстоятельство сказывается и на разработке концепции реформы и ее реализации. Имеется внушительная теоретическая база, хорошо подготовленный научный анализ основ местного самоуправления, но, к сожалению, содержание и реализация реформы со стороны российской власти не приобретает четких границ и ориентиров. Так, существенный вклад в разработку функционирования и реформирования основ местного самоуправления вносят Ю.В. Агибалов, Р.В. Бабун, В.Г. Игнатов, О.Е. Кутафин, Р.И. Мельникова, А.Н. Широков и ряд других ученых[3].
В экспертном сообществе сам ход и результаты реализации реформы оцениваются довольно неоднозначно. Центр Политической конъюнктуры под руководством М. Виноградова еще в апреле 2008 года представил мониторинг готовности регионов России к реформе. Результаты исследования показали, что из 26 изученных регионов только 10 с небольшими натяжками могли быть признаны готовыми применить закон о местном самоуправлении к 1 января 2009 г. По словам М. Виноградова реализация реформы находится не только в подвешенном состоянии, но и чревата серьезными политическими рисками при ее дальнейшей реализации без изменений[4]. При этом, необходимо учитывать, что местное самоуправление находится в теснейшей связи со всеми составными элементами общественной жизни. К ним относятся демографическая, территориальная, экономическая, правовая и организационная основы, культурная, духовная жизнь общества и личности.
В работе рассматриваются те основные моменты организации местного самоуправления в России, которые не вполне полно освещаются в научной и учебной литературе по местному самоуправлению. Помимо полномочий муниципального образования важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная и территориальная характеристика, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов. В России же, появление муниципальных образований зачастую носило довольно искусственный характер и территория поселения, района в настоящее время может не обладать достаточной экономической и социальной базой для обеспечения функционирования и развития муниципального образования[5].
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; законодательство Республики Ингушетия, регламентирующее местное самоуправление.
Теоретическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых по общим вопросам права и государства, проблемам местного самоуправления, а также труды по философии, экономике, социологии, истории, политологии и другим отраслям знаний. Также были использованы аналитические и статистические материалы, отчеты и данные по состоянию и развитию местного самоуправления, представленные Советом Федерации РФ, Министерством регионального развития РФ, Правительством Республики Ингушетия.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является система местного самоуправления в России.
Предметом исследования выступают территориальные, организационные принципы местного самоуправления в России. Становление и проблемы функционирования местного самоуправления в Республики Ингушетия.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении сущности реформы местного самоуправления.
Задачами работы являются:
- изучение сущности понятия местного самоуправления;
- анализ концепции реформы местного самоуправления в России;
- изучение организационных основ местного самоуправления;
- анализ разграничения полномочий между органами государственного и муниципального управления;
- изучение сущности, содержания, форм и методов реализации реформы в России;
- изучение организации муниципальной власти в Республики Ингушетия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.