Введение
1 Общая характеристика ритуалов
1.1 Понятие и происхождение ритуалов
1.2 Основные социальные функции ритуалов
2 Ритуал в организационной культуре
2.1 Сущность, функции и виды организационных ритуалов
2.2 Исторические особенности организационной ритуализации в России
2.3 Особенности организационных ритуалов российских компаний
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Ритуалы являются неотъемлемой частью жизни общества на протяжении всей его истории. В доиндустриальную эпоху они выполняли ряд важнейших функций, связанных с социализацией человека, трансляцией опыта между поколениями, определением отношений между природной и социальной средой. Также ритуалы играли особую роль в формировании и укреплении идентификационных признаков и обозначении границ того или иного сообщества людей (племени, сословия, религиозной конфессии и др.). Быть причастным к ритуальной практике, соблюдать ритуалы сообщества значило быть его полноправным членом. В современном обществе большинство сфер жизни подверглись процессу деритуализации. Роль ритуала в регуляции общественных процессов значительно ослабла, но его влияние не исчезло совсем. Своими яркими и самобытными ритуалами обладают такие социальные институты, как семья, государство, армия, церковь и др. Многие из этих ритуалов сформировались еще в далеком прошлом, многие возникли по воле отдельных лиц, стремившихся посредством внедрения ритуалов закрепить определенные ценностные установки и поведенческие стандарты той или иной общности людей.
Принципиально важным является то обстоятельство, что в индустриальную эпоху в жизни человека все более значимую роль стала играть специфическая общность людей – организация, в рамках которой осуществляется профессиональная деятельность. Наряду со всеми основными институциональными атрибутами, организация формирует и собственную систему ритуалов.
Этот процесс стал активно изучаться в рамках исследований в области организационной культуры. Культура организации, состоящая из артефактов, ценностей и верований, включает в себя определенные типы ритуальных действий. Наряду с формой одежды, фирменным стилем, дизайном помещений, ритуалы являются таким проявлением организационной культуры, на основе которых работник дифференцирует себя по отношению к представителям других организаций. Большинство современных организаций использует ритуалы для формирования и утверждения собственных идентификационных признаков, укрепления своей системы социокультурных ценностей и норм. Для российских организаций, многие из которых только начинают целенаправленную работу по построению или трансформации организационной культуры, ритуалы приобретают особое управленческое значение в силу своей способности обеспечивать лояльность персонала, создавать корпоративную идентичность и формировать корпоративный патриотизм. Таким образом, актуальность предпринятого исследования определяется важностью организационных ритуалов как элемента организационной культуры и недостаточной изученностью данного явления в отечественной социологии управления.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблем, относящихся к ритуалу, началось ещё в конце 19 в. В работах У. Робертсона-Смита, Э. Дюркгейма, Дж. Харрисона и других авторов подчёркивалась принадлежность ритуала к сфере сакрального, нерационального, неутилитарного в противоположность профанной, утилитарной, рациональной повседневной деятельности. Б. Малиновский связывал ритуал с потребностью человека в чудесах, проистекающей из ощущения своей ограниченности, и определял его как традиционно разыгрываемое чудо.[1] Дж. Гуди определял ритуал как стандартизованное поведение, в котором отношение между средствами и целью не является подлинным. Важный вклад в изучение ритуала внесли французская социологическая школа, а также функциональная школа в английской антропологии. В функционализме ритуал рассматривался по существу как символ, выражение социальных отношений. Э. Дюркгейм разработал подробную классификацию ритуалов, разделив их на негативные, или аскетические, и позитивные. А. Ван Геннеп исследовал и описал церемонии, связанные с кризисами индивидуального жизненного цикла и событиями календарного цикла, объединив их в категорию обрядов перехода.[2] А. Р. Радклифф-Браун разработал понятие ритуальной ценности, применявшееся им к социально значимым объектам.[3] Символика ритуала стала одной из главных тем французского структурализма (К. Леви-Стросс), рассматривавшего его как знаковую систему.[4] Э. Лич рассматривал ритуал как выход в сферу сакрального, где действуют иные пространство и время и где нормы мирской, повседневной жизни теряют свою значимость.[5] В этологии (К. Лоренц) и этологической антропологии (И. Эйбл-Эйбесфельдт и др.) ритуалы рассматриваются как модели поведения, выполняющие главным образом коммуникативную функцию, а также функции контроля агрессивности, консолидации групп и формирования системы культурных символов. Важный вклад в изучение ритуала внесли также Э. Гоффман, В. Тэрнер, М. Элиаде и другие зарубежные авторы.
В отечественной литературе проблемам ритуала посвящены работы М. Ф. Альбедиль, А. К. Байбурина, Б. М. Бернштейна, М. Евзлина, В. И. Ерёмина, Л. А. Карнацкой, О. В. Крали, М. В. Лисняк, В. Н. Нечипуренко, В. Ф. Петренко, Е. Я. Режабека, В. Н. Топорова, Е. А. Торчинова, В. Д. Шинкарен-ко и других авторов. Наиболее полно эти проблемы рассматриваются в работах А. К. Байбурина, В. Н. Нечипуренко и В. Н. Топорова. Несмотря на огромный массив литературы, посвященной ритуалу, работ, в которых рассматривалось бы его место в жизни современного человека, почти нет. Выполненное нами исследование, опирающееся на идеи как зарубежных, так и отечественных авторов, пытается в какой то мере восполнить имеющийся пробел.
Объект исследования – ритуал как элемент культуры общества.
Предмет исследования – особенности ритуалов в организационной культуре.
Цель работы – определить значимость ритуалов в корпоративной культуре организации, проследить изменения и трансформацию ритуалов во времени, и определить особенности современных организационных ритуалов в России.
Задачи:
1) дать общую характеристику ритуалов;
2) выделить специфические социальные функции ритуалов и их происхождение;
3) рассмотреть понятие организационного ритуала;
4) выявить исторические особенности организационной ритуализации в России;
5) выявить особенности организационных ритуалов в современных российских компаниях.
В работе представлено 3 гипотезы:
1) корпоративные ритуалы играют важную роль в организации;
2) корпоративные ритуалы способствуют продуктивной и плодотворной работе;
3) со временем корпоративные ритуалы меняются;
4) корпоративные ритуалы широко используются в современных российских организациях.
Теоретическую основу работы составили исследовательские работы по социологии, психологии, антропологии отечественных и зарубежных авторов.
В методологической базе исследования отражен цивилизационный подход, в соответствии с которым проведен сравнительный анализ роли ритуалов в организационных культурах компаний.
В исследовании используются такие методы как литературный анализ, сравнительный анализ, анализ вторичных данных.
Эмпирической базой исследования послужили результаты проведенного экспертного опроса кадровых работников организаций, действующих на территории России.
Новизна работы заключается в том, что прослежены изменения ритуалов со времен Советского союза до наших дней, и более подробно изучены ритуалы современных компаний.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут найти применение при проведении семинаров, дискуссий, написании научных работ.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы
1 Общая характеристика ритуал
1.1 Понятие и происхождение ритуала
Известно несколько определений ритуала. Во многих этнографических работах на русском языке, как отечественных, так и переводных, в качестве синонима слова ритуал применяется термин обряд. Однако надо иметь в виду, что обряд - слово крайне многозначное, так что применение термина ритуал представляется более точным в техническом смысле.
Этнографы, этнологи, культурантропологи подразумевают под ритуалом «определенные установленные действия, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический, неэмпирический характер и, как правило, социально санкционированы».
Лаконичное и выразительное определение ритуала дали Р. и К. Берндты: «обряд, магический или религиозный, является стилизованным и символическим действием, которое исполняется для достижения определенных целей в земной жизни или в загробной». Антропологу М. Дуглас принадлежит следующее определение: «ритуалы - это определенные типы действий, служащие цели выражения веры или приверженности определенным символическим системам». Еще одно, довольно развернутое определение (впрочем, скорее описание, которое, пожалуй, исчерпывающим образом формулирует видение ритуала для социологов) принадлежит Дж. и A. Тeoдорсонам:
1 Малиновский Бр. Магия, наука и религия. М.: Рефл-Бук, перераб. и доп. 2007.
2 Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.
3 Рэдклифф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М.: Изд. фирма «Восточная лит-ра» РАН, 2001.
4 Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.:Эксмо-Пресс: Яуза, 2001
5 Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М.: 2001.
6 Ионин «Социология културы» учеб. пособие для вузов / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004 стр. 96
7 Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.стр. 29-31
8 Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2010
9 Архангельская Л.С., Ильина Г.Н. Организационные ритуалы как необходимый компонент системы управления организацией// Материалы VI Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения». М.: МАКС Пресс. - 2010. – 0,15 п.л.
10 Архангельская Л.С. Традиции и ритуалы как основа власти в успешной организации// Материалы международного молодежного научного форума «Ломоносов-2011». М.: МАКС Пресс. - 2011. – 0,15 п.л. С. 113-128.
11 Что такое event management? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama/chto-takoe-event-management-77170/ © AdMe.ru (дата обращения: 20.12.2014)