ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПЛЕКС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Религиозный комплекс, религиозная социально-политическая система России
1.2Развитие религиозного комплекса России в регионах Российской Федерации
2. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РОССИИ
2.1 Церковная и государственная сущность Крещения Руси: историческая реконструкция и значение
2.2 Государство и Церковь России в процессе становления Православия
2.3 Государство и Церковь в современной России
3. ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В РОССИИ
3.1 Понятие и сущность религиозной толерантности
3.2 Исследование толерантности СМИ в освещении религиозных направлении и течении, распространённых в современном мире
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. Религия в современном мире продолжает оставаться одним из главных регуляторов идеологических и социальных отношений. Данного результата, религия достигает, будучи системой мировоззрения и образом жизни множества людей.
Смерть религии, предсказанная в эпоху Просвещения, Западной цивилизацией, оказалась «слухом, сильно преувеличенным» и имела относительный успех только в странах Запада.
Между тем, как Восток, как будто бы «в пику» «неверным», стал демонстрировать как будто бы ещё большую приверженность религиозной системе мироосмысления и, благодаря этому, стал привносить в социально-политический процесс стран Запада собственный, часто экстремальный, религиозный фактор.
Данный фактор, в числе прочего, проявился в феномене международного терроризма. Так же, он заставляет предполагать, что в противопоставлении богатого «Севера» и бедного «Юга» значительную роль будут продолжать играть лозунги борьбы за религиозность и духовность Востока против голого материализма и откровенного отсутствия какой-либо духовности Запада.
Отметим, что мораль в религии, будучи системой норм, которые ограничивают материальные потребности человека и переориентируют их в область духовного совершенствования, в реальной мере могут быть использована, конечно же, с определенными коррективами, в современной ситуации.
Поэтому неудивительно, что в современном меняющемся мире религиозные комплексы, а так же религиозная и социально политическая системы получили новые импульсы развития. Это связано, в частности с необходимостью ограничений потребностей населения высокоразвитых стран. Данная необходимость не только явилась выводом многих современных футурологов, но и нашло подтверждение в решениях правительственных и над-правительственных организации, таких, как членов Римский и Бильденбергский клубы.
Нельзя обойти вниманием и значительные возможности религии в области обеспечения устойчивости и оптимизма в самочувствии современного человека.
Раскрывая понятие религии в современной жизни,а нам необходимо осмыслить его сущность и для этого, рассмотреть структурные элементы религии.
В структуре религиозного культа можно выделить 2 основных элемента, которые можно назвать: обрядами, или специфическими религиозно-магическими действиями адептов, артефактами (предметы) культа, относящиеся к его отправлению в обрядовых действиях.
В качестве религиозных артефактов могут выступать: священные изображения, храмы, святилища и прочие предметные сущности.
Данные структурные сегменты культов, то есть, осуществлением внешних действий и материальных атрибутов культа жестко детерминированы с более или менее расчленёнными системами религиозных верований и чувств людей и, соответствующих им в общественной иерархии, социальных ролей и отношений, таких как: священничество, организация Церкви, религиозный комплекс и т.д.
Религия в составе религиозного комплекса, способна заменить собой гедонистический оптимизм, который не имеет сам в себе прочного основания, в виде оптимистического мировоззрения, делающего человека устойчивым и утвержденным не только в настоящем, но в исторической перспективе.
Так что, религия, в качестве способа отыскания отдельным человеком устойчивых основ для продолжения своего существования продолжает сохранять свое значение в настоящее время, и, видимо, будет продолжать его в будущем.
Целью данного исследования будет изучение вопросов соотношения государства и церкви, а так же, аспектов их взаимодействия в России.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд последовательных задач;
- исследовать комплекс религиозной социально-политической системы России,
- изучить особенности регионального развития религиозного комплекса России,
- изучить государственные и церковные истоки российской государственности. В том числе «Крещения Руси» и становления на Руси православия,
- изучить особенности современного состояния и взаимодействия Российского государства и православной Церкви,
- изучить понятие и сущность религиозной толерантности,
- провести исследование толерантности СМИ в новых религиозных направлениях, существующих в современной России.
1. ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЙ КОМПЛЕКС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Религиозный комплекс, религиозная социально-политическая система России
Современные политические силы в России обращаются и используют в значительной степени религию, для «цементирования» собственных идеологических платформ, а так же более эффективного воздействия через нее на массовое сознание.
Некоторые политические партии и движения только в религии видят подлинное основание объединяющей нацию идеологии .
Анализируя роль религии в современном мире и оценивая её влияние на современные социальные трансформации, необходимо, конечно же, учитывать критику различных религиозных веровании в Новое и Новейшее время. Титаны Возрождения и идеологи Просвещения не мало поработали в этом направлении и накопали «множество» негативных моментов религиозного мировоззрения.
Результаты этой работы не могут быть просто отброшены. Опять же и опыт нашей страны времен государственного атеизма в СССР, заставляют нас более критично осмыслить роль религиозного фактора в политическом и социальном развитии.
Однако, те серьезнейшие возможности, которые имеет религия в области влияния на современные социально-политические, идеологические и культурные процессы, предполагает острую потребность в теоретическом осмыслении феномена религии, в целом, а так же религиозного комплекса, включающего её социальное бытие и воздействие с социо-культурными трансформациями .
Данное осмысление имеет своей целью корректировку процесса влияния религии на политическую, экономическую и общественную жизнь людей, а так же важность понимания, почему религия и церковь являются субъектами политики.
В современном мире мы можем насчитать множество религиозных верований, которые имеют своих носителей и адептов. Они, в свою очередь, выступают субъектами политического процесса. Для каждого из них характерна политическая субъектность.
И данная субъектность проявляется через то, что религиозные организации, как непосредственно участвуют в политической жизни, так и привлекают в значительной мере светские организации для выполнения собственных социально-политических задач, а иногда и создают их .
Политическая субъектность религиозного кластера обуславливается 2-мя обстоятельствами:
1.Религия выполняет важнейшую функцию по сохранению и поддержанию привычных для общества моральных ценностей,
2. Религия усиливает влияние идеологии среди верующих и обеспечивает их лояльное отношение к политическим процессам, которые происходят в государстве, дают возможность шире привлекать к ним людей, одновременно привлекая их к своей религии и к активной религиозной деятельности .
В настоящее время, влияние религии на общественное сознание приравнивается к возможностям влияния СМИ, а иногда и превосходят их, поэтому особенное внимание к вопросам религии и всего религиозного комплекса не вызывает удивления.
В современном обществе, к религиозным чувствам и религиозному мировоззрению добавились, конечно, новые культы и верования, в том числе, оригинальные и автономные в себе, политические, эстетические, этические и философские парадигмы.
Которые, по аналогии с религиозным почитанием и обожествлением, продолжали называть «культом», «культовым» в том числе: «культ тела», «культ силы», «культ удачи», «культ гуманизма», «культ разума», из этой же череды «культовый фильм», «культовый автор» др.
Но в целом, все те феномены – «культы», которые мы имеем в сегодняшнем обществе – родом из религии.
Различные политические системы в отношениях с религией и ее организационными институтами играют неодинаковую роль. Так некоторые страны предают религии самостоятельную субъектность не только в духовной, но и политической жизни.
Достаточно упомянуть Ватикан, для того чтобы понять то, что католическая церковь постоянно претендует на получение особого статуса в политических системах стран, в которых живут верующие-католики.
Для этих целей они, в частности, инициировали создание христианских политических партий и общественных организаций. Благодаря этому , религия – католицизм смог поддерживать программные установки многих консервативных партий европейских стран, а в Германии даже, по словам Конрада Аденауэра – «делать политику посредством религии» .
1. Библия. Книги Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание Московского патриархата, 2001. – 1234 с.
2. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 1-4. – М, 1994.
3. Бестужевский Д. Религиозный кластер современной политики. // Геополитический мониторинг России. Вып 14. – СПб.: 2014. – С. 56 – 79
4. Васечко В.Н., Сравнительное богословие. Курс лекций. http://www.voznes.ru/sravnitelnoe_bogoslovie_vasechko.htm
5. Гараджа В. Политика и религия. //Наука и религия. – 2008. – №5. – С. 23 – 27.
6. Данилец А.В. К вопросу об этике власти. [Электронный ресурс]: http://www.proza.ru/2012/12/19/1306 (Обращение 14.05.2015 год)
7. Декларация о снятии анафем. http://www.krotov.info/acts/20/1960/19651207.html
8. Дик Н., Дик П. Культурология. Учебник для вузов. [Электронный ресурс]: http://www.hrono.ru/libris/lib_d/dikkult11.php (Обращение 14.05.2015 год)
9. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – М.: ЭСКМО, 2010. – 410 с.
10. Дударенок С.М. Современная религиозная ситуация на российском Дальнем Востоке: особенности формирования и тенденции развития. / Материалы международной конференции «Свобода религии и демократии: старые и новые вызовы». – Киев, 2010. – С. 46-51.
11. Климович Л. Обряды, праздники и культ святых в исламе. – Грозный: Академия, 1958. – 220 с.
12. Ковальский Н. Религия в мировой политике. //Свободная мысль. – 2014. – №9. – С. 34 – 36
13. Коран. Перевод с арабского Н. Крачковского. – М.: Наука 1986 – 380 с.
14. Культурология: Учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с.
15. Лебедев А. П. История разделения церквей IX, X и XI веках. СПб. 1999 – 246 с.
16. Лункин Р. «Русские» регионы России: степень православности и политические ориентации. [Электронный ресурс]: //http://www.portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=2135 (Обращение 10.03.2015 года)
17. Мчедлов М. Религия и политика: традиции и современность. – М.: Мысль 2012 – 320 с.
18. Мчедлов М. «Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы». //Свободная мысль. – 2012. – №7. – С. 22- 28.
19. Огицкий Д.П., Козлов М. свящ. Православие и западное христианство. – Издательство МДА, 1995 – 240 с.
20. Радугин А. Введение в религиоведение. [Электронный ресурс]: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/radug/01.php (Обращение 14.05.2015 год)
21. Религии мира. Базовые сведения о религиях и религиозных учениях. [Электронный ресурс]: http://supercook.ru/religion/religion-26.html (Обращение 14.05.2015 год)
22. Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России. /отв. редактор С.Б. Филатов. – СПб.: «Летний Сад», 2002. – 574с.
23. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Справочник. 2014./ под ред. М. Бурдо, С. Филатов. – М.: «Логос», – 469 с.
24. Текст отлучительной грамоты. http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=378 (Обращение 14.05.2015 год)
25. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных. – Изд. СПбДА 1994 – 320 с.
26.Шадрина Ю. «Саентология»// «Газета.ру» – № 6 (29). – 22.10.2014 – С. 1-2.