В системе физического воспитания существуют самостоятельные прикладные направления, одним из видов которых является профессионально-прикладная физическая подготовка (далее – ППФП). Она представляет собой специализированный вид физического воспитания – подготовку к конкретной трудовой деятельности в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии (Е.В. Анищенко, А.В. Евтушенко, В.И. Ильинич, В.М. Менщиков, Ж.К. Холодов).
Специализация процесса физического воспитания имеет большое практическое значение для общества, так как является одним из непосредственных факторов улучшения профессиональной подготовки кадров, сокращения сроков освоения профессионального мастерства, роста производительности труда.
Высокие требования к профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел, в том числе – военнослужащих, были и остаются основным гарантом успешного функционирования структуры правоохранительных органов, главной составляющей которой являются специалисты, способные не только результативно выполнять поставленные перед ними задачи, но и адекватно реагировать на тактические изменения в экстремальных ситуациях.
Существование проблемы подготовки военнослужащих национальной гвардии РФ обусловливают возрастающие требования к их личностным качествам, системе знаний, навыков и умений, которые обеспечивают высокий профессионализм, поэтому актуальным является поиск путей по решению вышеперечисленных проблем.
Целью исследования в данной работе является изучение особенностей военно-прикладного плавания как профессионально-прикладной физической подготовки военнослужащих.
Объектом исследования является военно-прикладное плавание.
Предметом исследования - особенности военно-прикладного плавания как профессионально-прикладной физической подготовки военнослужащих.
В связи поставленной целью можно выделить следующие задачи исследования:
- проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
- определить особенности профессионально-прикладной физической подготовки;
- выявить критерии военно-прикладного плавания как профессионально-прикладной физической подготовки в войсках.
ГЛАВА 1. Научно-методические основы профессионально-прикладной физической подготовки
1.1 Определение основных понятий
Профессионально-прикладная физическая подготовка - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Главным назначением ППФП является развитие в определенном направлении и поддержание на достаточно высокой планке качеств человека (психических и физических), к которым конкретная профессия устанавливает завышенные требования. А также отвечает за выработку функциональной стабильности человека к условиям работы и образование практических физических умений и навыков [7].
Любая профессия подразумевает присутствие у человека навыков как физических, так и психических, а иногда необходимо, чтобы они были в комплексе на определенном высоком уровне. B связи с этим появляется необходимость в профилировании в физическом воспитании студентов при подготовке к трудовой деятельности. Которая выражается в сочетании общей физической подготовки со специализированной – профессионально-прикладной физической подготовкой.
Исследователям местности, путешественникам и геологам необходимо умение ориентироваться на местности, также он должен уметь оборудовать ночлег, приготовить еду в условия похода. Для специалистов данной области занятие туризмом будет профессиональной подготовкой.
Для того, чтобы само реализоваться работникам определенных инженерно-технических специальностей (инженер-механик, инженер-технолог и др.), нужно обладать многими физическими качествами. Им необходимо умение разделять небольшие по величине силовые нагрузки при использовании различных ручных и ножных органов управления (кнопками, рукоятками, рычагами, педалями).
Для умственных работ (конструктор, дизайнер, юрист, экономист) характеризующихся малой подвижностью и продолжительным пребыванием в вынужденном статическом положении, необходимо развитие выносливости мышц туловища, спины, испытывающих большое напряжения во время малоподвижной работы [6].
Для профессиональной деятельности некоторых специальностей (портной, повар, стенографист) требуется выполнение манипуляций с небольшими предметами и инструментами, необходимы умения выполнения быстрых, точных и экономных движений, также они должны обладать ловкостью и координацией движений рук, пальцев.
В профессиях, требующих работы с людьми (работа в отношениях человек-человек – управляющий, преподаватель, ученый) основную и главную роль играют психические качества. При умственной деятельности требующей высокой концентрации и самоотдачи особенно необходимо внимание. Его можно рассматривать в трех аспектах, внимание как способность: одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять несколько действий (распределение внимания), быстро переключать внимание с объекта на объект (концентрация внимания). Кроме того, требуется развитие: интуитивного мышления, которое способно быстро и вовремя исправить положение или направить его в правильном направлении, оперативная и долговременная память, стабильность в нервно-эмоциональном плане, сдержанность, невозмутимость, уравновешенность и бесстрастие.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод о том, что, профессиональная деятельность современного специалиста устанавливает ему довольно высокие требования к физическим и психическим качествам и способностям. В процессе общей физической подготовки почти невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который необходим для высокопроизводительной профессиональной деятельности. Практически всегда необходимы специальные занятия физическими упражнениями и спортом, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Решение задач ППФП для определенной профессии возможно только после разработки профессиограммы (системы признаков, которые могут описать ту или иную профессию, а также включающие в себя требования, предъявляемые этой профессией или специальностью к работнику). В ее основу включаются детальное описание условий труда, его характера и специфики [4].
Далее приведен пример классификационных признаков трудовой деятельности по книге «Психология» под ред. В.Н. Дружинина.
Содержание труда: Физический, умственный, оперативный, операторский, творческий.
Средства труда: ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический.
Условия труда: комфортный, экстремальный, вредный и опасный.
Организация труда: статические, динамические, монотонные, индивидуальные, коллективные.
Требования к субъекту труда: уровень способностей, профессиональное образование, профессиональный опыт, состояние здоровья, физическое развитие
Определенные задачи ППФП студентов определяются спецификой их будущей работы и состоят в том, чтобы:
- вырабатывать необходимые практические знания;
- овладевать прикладными умениями и навыками;
- развивать практические психофизические качества;
- развивать прикладные специальные качества.
Прикладные знания – это знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Студент приобретает знания необходимые для дальнейшей работы на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время бесед и методических установок на учебно-практических занятиях, посредством самостоятельного изучения литературы по данной теме.
Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в повседневной жизни и во время профессиональной деятельности. Они развиваются в процессе активных занятий физической культурой и спортом. Основная роль в этом принадлежит видам спорта, направленным на практическое применение: альпинизму, автомотоспорту, водный, лыжный спорт и др [3].
Прикладные физические качества – скорость, сила, выносливость, гибкость и ловкость – это физические качества необходимые не во всех, но во многих видах профессиональной деятельности. Предварительное развитие необходимых практических физических качеств в процессе физического воспитания до требуемого уровня определенной профессии и является одной из задач ППФП.
Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут развиваться и на учебно-практических занятиях, и самостоятельно. При этом на этих занятиях создаются условия, которые способствуют проявлению таких волевых качеств, как настойчивости, решительности, смелости, выдержки, самообладании, самодисциплины.
Прикладные специальные качества – это возможность организма сопротивляться специфическим воздействиям окружающей среды (холода и жары, гипоксии.). Они могут развиваться путем закаливания, дозированной тепловой тренировки,
1. Андреев Е. Э. Особенности применения приемов рукопашного боя при задержании лиц, подозревающихся в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков / Е. Э. Андреев, А. А. Зарубин // Вестник СибЮИ ФСКН России. – 2014. – № 2. – С. 50–54.
2. Андреев Е. Э. Эффективные формы и методики проведения занятий по физической подготовке / Е. Э. Андреев // Вестник СибЮИ ФСКН России. – 2015. – № 2. – С. 136–141.
3. Андреев, Е. Э. Особенности совершенствования навыков оперативных сотрудников правоохранительных органов при задержании лиц, причастных к совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков / Е. Э. Андреев, А. А. Зарубин // Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. – 2016. – № 3. – С. 95–101.
4. Афанасьев, А. В. Современные тенденции в обучении огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов / А. В. Афанасьев, О. А. Чудинова // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании. Всероссийская научно-практическая конференция (15 марта 2014 г.) : мат-лы / Отв. ред. Е. В. Панов. – Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2014. – С. 130–134.
5. Баранов В.В. Физическая культура: учебник, Оренбург, 2014 – 289 с.
6. Барчуков И.С. Физическая культура. Учебное пособие/ И.С. Барчуков. - М.: Изд-во Юнити, 2013. - С.67
7. Годик М. А. Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культ. / М. А. Годик. – М. : Физкультура и спорт, 2015. – 192 с.
8. Гойхман, П. Н. Трофимов, О. Н. Физическая культура в вузе. [Текст] / П. Н. Гойхман, О. Н. Трофимов. - М. : ФиС, 2014. – 379 с.
9. Губа, В. П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике : учеб. пособие для вузов физ. культ. / В. П. Губа. – 2-е изд. – М. : Физкультура и спорт, 2016. – С. 141–143.
10. Гугин, А. А. Теория и методика физического воспитания. [Текст] / А. А. Гугин. - М. : Академия, 2014. – 225 с.
11. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 509 с.
12. Зациорский, В. М. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физ. культ. / В. М. Зациорский. – М. : Физ- культура и спорт, 2015. – 256 с.
13. Зелинская, Д. И. О состоянии здоровья детей в России. // Школа здоровья. [Текст] / Д. И. Зелинская. - 2014. - № 2. - С. 5-12.
14. Казначеева, В. П. Теория и методы физического воспитания. [Текст] / В. П. Казначеева. - М. : Академия, 2013. - 270 с.
15. Каюров, В. С. Книга учителя физической культуры. [Текст] / В. С. Каюров. - М. : Академия, 2014. - 318 с.
16. Королев, С. В. Концепция физического воспитания детей и подростков. // Физическая культура: Научно-методический журнал. [Текст] / С. В. Королев. - 2016. - № 1. - С. 5-10.
17. Лигута В. Ф. Физическая подготовка сотрудников оперативной службы органов наркоконтроля : моногр. / В. Ф. Лигута, С. В. Шаповалов. – Хабаровск : ДВИПК ФСКН России, 2013. – С. 11–57.
18. Слободян А. П. Теория и методика спортивной тренировки : учеб. пособие для акад. и ин-тов физ. культ. / А. П. Слободян. – КубГАФК. – Краснодар, 2016. – 143 с.