Курсовая работа|Физическая культура

Курсовая Индивидуальные пульсовые тренировочные зоны при подготовке спортсменов-паралимпийцев в лёгкой атлетике

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 35

Введение

Глава 1 Историко-теоретический анализ применения индивидуальных пульсовых тренировочных зон в тренировочном процессе спортсменов-паралимпийцев

1.1 Особенности развития физических качеств у спортсменов-паралимпийцев, специализирующихся в лёгкой атлетике

1.2 Индивидуальные пульсовые тренировочные зоны

1.3 Описание основных периодов в тестировании по различным показателям состояния здоровья спортсменов-паралимпийцев

Глава 2 Организация и методы исследования

2.1 Участники исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Организация исследования

Глава 3 Исследование изменений показателей физической работоспособности в динамике у обследованных спортсменов-паралимпийцев

3.1 Характеристика группы паралимпийцев легкоатлетов

3.2 Исследование показателей физической работоспособности легкоатлетов

3.3 Исследование показателей физической работоспособности в динамике у легкоатлетов

Заключение

Практическая значимость

Список использованных источников

Актуальность. Многие авторы публикуют работы, связанные с подготовкой спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Так, к примеру исследователь С.П. Евсеев в одной из своих работах отмечает, что на сегодняшний день в мире все больше становится людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Это является одной из причин того, что во всех известных и популярных видах спорта есть место для спортсменов-паралимпийцев [21]. Также по этой причине регулярно растет то количество дисциплин, в котором спортсмены с ОВЗ принимают участие. Одним из таких видов спорта является легкая атлетика. Ряд теоретиков и практиков в данной области склоняются к такой модели ведения тренировочного процесса спортсменов с ограниченными возможностями здоровья как активное использование научно-методических разработок, применяемых в конкретном виде спорта для элитных спортсменов, однако и учет двигательных особенностей первых [20].

В одной из научных исследований, опубликованных в журнале «Адаптивная физическая культура» авторы отмечают, что Олимпийские и Паралимпийские виды спорта отличаются только использованием определенной системы классификации в каждом виде спорта для спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и остальными спортсменами для того, чтобы продемонстрировать максимально достоверную, конкурентную борьбу между спортсменами имеющими какие-либо физические недостатки [22].

Отмеченный ранее исследователь С.П. Евссеев также считает, что имеющаяся на сегодняшний день система классификации неэффективна и не способна учитывать те особенности, которыми обладают спортсмены с ОВЗ. При этом она оказывает влияние на весь тренировочный процесс таких спортсменов. Кроме классификации на данный процесс также будут влиять некоторые особенности и отличительные черты подготовки исследуемых спортсменов, базирующиеся на уровне приспособленности организма спортсмена с ОВЗ к физическим нагрузкам определенной интенсивности.

При этом календарь международных и всероссийских соревнований мало наполнен стартами, то, что никак не даёт возможность составлять цикл подготовки в четыре года. В связи с колоссальным повышением количества тренировочных и соревновательных мероприятий за один олимпийский сезон подготовки, современный календарь подвергается не скольким моментам, что позволяет планировать лишь цикл подготовки на два года. Без сомнения, можно сказать и то, что нынешняя концепция спортивных состязаний в адаптивном спорте находится на стадии развития и подготовке спортсмена с ограниченными возможностями и имеет не постоянный характер, что в отсутствии результативных средств прогнозов состояния спортсменов с ОВЗ плохо влияет словно на многофункциональное состояние организма, таким образом и на его спортивный результат [7].

Также известно и то, что только постоянные занятия физическими упражнениями и спортом сопровождают развитие свойств длительной приспособленности организма спортсмена к физическим нагрузкам, которые в свою очередь основываются на морфофункциональном состоянии разных концепций предоставления физиологической работы, что в свою очередь устанавливает степень морфофункциональной подготовленности спортсменов [17].

В журналах по адаптивной физической культуре большинстве статей рассказывается о том, что крайне огромная частота неспособности к адаптации, итоговые эффекты неверных нагрузок у спортсменов с ОВЗ выставляет в первый ряд проблему личных отличий в перенесении спортивной нагрузки с неотъемлемым предоставлением оперативного, полного возобновления их организма с применением эффективных и аргументированно обоснованных методов. Именно поэтому необходимо вовремя выявлять ограничивающиеся многофункциональные условия, накопление не довосстановления, приводящего к перегрузке отдельных органов и систем организма, заболеваниям и травмам.

В современном мире слишком «слабым звеном» в тренировочном процессе спортсмена с ОВЗ/спортсмена-паралимпийца является нарушение равновесия в нагрузочно-разгрузочных процессах [30].

Проведенный авторами анализ научной, профессиональной литературы, а также статей в различных научных журналах помог отметить, что величина нагрузок в период тренировок должна варьироваться и данное варьирование должно основываться на таких данных (зачастую получаемых исследовательским путем), как вид спорта тренирующегося, его стартовая группа, особенность заболевания спортсмена-паралимпийца, на каком этапе подготовки он находится и т.д. Следовательно для осуществления как научного, так и методсопровождения таких атлетов тренерский штаб и врачи должны выбирать такой подход к тренировкам, который включал бы в себя программу ориентированную индивидуально на каждого такого атлета, имеющего ограничения в здоровье.

С целью осуществления анализируемого подхода, одним из вопросов медико-биологического сопровождения подготовки спортсменов с ОВЗ считается создание и применение таких методов и методик в тренировочный процесс, которые были не только эффективны, но также смогли дать возможность поддерживать функциональное состояние спортсмена с ОВЗ на высоком уровне, способствовать предотвращению появления у тренирующихся переутомления, ухудшений со стороны здоровья из-за наличия высокоинтенсивной физической нагрузки [15].

В своём автореферате И.В. Пастухова отмечает, что для тренеров спортсменов, имеющих ограничения в здоровье крайне важно регулярно контролировать функциональное состояние тренирующегося, проводить исследования и анализы. Эти усилия будут способствовать улучшению как тренировочного процесса, так и отразиться на высоких показателях тренирующегося спортсмена.

Цель исследования заключается в анализе эффективности использования индивидуальных пульсовых зон как основанного средства в управлении и контроле функциональной подготовленностью у спортсменов-инвалидов, занимающихся лёгкой атлетикой, а также в изучении профилактики появления перетренированности у указанных спортсменов.

Задачи исследования:

1. Провести сравнительный анализ показателей работоспособности, спортсменов с ПОДА в лёгкой атлетике.

2. На основе оценивания изменений некоторых показателей работоспособности провести исследование спортсменов легкоатлетов с ПОДА и описать динамику утомления и восстановления у данных спортсменов.

3. Разработать методику диагностики ранних явлений перетренированности тренировочных нагрузок с использованием индивидуальных пульсовых зон для применения данной методик в деятельность тренерского штаба, а также спортивных врачей, которые работают с командой российских паралимпийцев.

Объектом исследования явился учебно-тренировочный процесс подготовки спортсменов в лёгкой атлетике с ПОДА.

Предмет исследования: показатели функциональной подготовленности состояния организма спортсменов в лёгкой атлетике с ПОДА.

Гипотеза исследования. Предполагается, что использование у спортсменов в лёгкой атлетике с ПОДА технологии тренировочных нагрузок с использованием индивидуальных пульсовых зон поспособствует повышению уровня эффективности текущей организации учебно-тренировочного процесса данных спортсменов, а также будет способствовать профилактике появления и развития перетренированности.

Научная новизна. В данном курсовом исследовании впервые осуществлен анализ показателей функциональной подготовленности спортсменов с ограниченными возможностями здоровья в беге на длинные дистанции с ПОДА применявших в своей подготовке индивидуальные пульсовые зоны. Данный анализ дал возможности для расширения теоретических представлений о функциональном состоянии спортсменов-инвалидов в лёгкой атлетике с ПОДА на определенных стадиях подготовки данных спортсменов.

Теоретическая значимость. Полученные в данном курсовом исследовании данные показали высокий уровень информативности применения диагностики ранних проявлений перетренированности у спортсменов в лёгкой атлетике с ПОДА, тренирующих характеристики выносливости и скоростно- силовые качества.

Подтверждена эффективность использования индивидуальных пульсовых зон как инструмента для управления процессом тренировок, а также для осуществления контроля уровня функциональной подготовленности спортсменов в летних видах спорта с ПОДА.

Практическую значимость авторы видят в возможности применения полученных в результате эмпирических исследований данных в формировании как методических, так и теоретических подходов в процессе подготовке спортсменов с ПОДА высокого класса.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, описания практической значимости и списка использованных источников, состоящего из 30 научных работ и трудов, в том числе 10 на иностранном языке. Курсовое исследование иллюстрировано пятью таблицами.

Глава 1 Историко-теоретический анализ применения индивидуальных пульсовых тренировочных зон в тренировочном процессе спортсменов-паралимпийцев

1.1 Особенности развития физических качеств у спортсменов-паралимпийцев, специализирующихся в лёгкой атлетике

Специфика такого вида спорта, как лёгкая атлетика, определяется ценностью индивидуальных, физиологических свойств и, соответственно, их развитием в тренировочном процессе. [25] Именно поэтому основные функциональные системы, которые отвечают за развитие физической работоспособности у спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппарата в лёгкой атлетике, взаимосвязаны с различными дополнительными функциональными системами. Благодаря чему в легкоатлетических дисциплинах большое значение имеют: функциональный потенциал центральной и периферической нервной системы, ВНД, особенности характера и поведения [6]. Именно поэтому каждый человек обладает определёнными двигательными возможностями. На основании этого многие авторы описывают физические возможности. [5]

В. Е. Платонов в своей работе отмечает, что общая выносливость является основой для развития все возможных физиологических возможностей и представляется частью базовой подготовки спортсменов в адаптивных видах спорта. Именно поэтому подготовка спортсменов-инвалидов требует высокого начального значения совместной выносливости, что даёт вероятность тренироваться с высокой напряжённостью ради увеличения значения специальной выносливости [12]

В. И. Дубровский предлагает более подробно рассмотреть такие виды выносливости, как: специальная, координационная и др. Автор даёт определение специальной выносливости, в котором говорится, что это сложное физиологическое качество, которое обусловливаться спецификой вида спорта, а именно его координационной структурой, продолжительностью и напряжённостью соревновательной деятельности, механизмами её энергообеспечения, способностью преодолевать усталость. Автор отмечает, что работа многих мышц в различных видах спорта среди людей с ОВЗ осуществляется за счёт различных источников образования энергии и определяется энергетическими возможностями спортсменов. В. И. Дубровский предлагает ознакомиться с тремя механизмами образования энергии: лактат-анаэробным, обеспечивающим кратковременную работу; лактат-анаэробным и аэробным, обеспечивающим работу до нескольких часов [3]

Многие авторы утверждают, что развитие физических качеств у спортсменов с ОВЗ во многом не отличаются от подготовки обычных спортсменов, но у них есть своя особенность, которая заключается в необходимости развития таких качеств, как координационная выносливость в циклических видах спорта, что обусловлено основным заболеванием человека с ограниченными возможностями. Иными словами, достижение определённой цели требует от спортсмена с ограниченными возможностями на много больше усилий, чем от обычного спортсмена. Этот момент заставляет более ответственно задумать о планировании тренировочного процесса, что не всегда возможно по нескольким причинам. Одна из таких причин заключается в том, что современный календарь международных и всероссийских соревнований мало насыщен стартами, что не позволяет планировать четырехлетний тренировочный цикл. [26]

Несмотря на значительное увеличение количества тренировочных и соревновательных мероприятий за период олимпийской подготовки, существующий календарь подвержен несистематическим изменениям, что позволяет планировать только двухлетний тренировочный цикл. Также очевидно, что современная система спортивных соревнований по адаптивным видам спорта находится на стадии становления и подготовка спортсмена с ограниченными возможностями здоровья в такой системе носит несистематический характер [4].

Ф.А. Иорданская в своей работе отмечает, что основными причинами развития этих явлений являются различные проблемы со здоровьем, изменения режима и образа жизни, неудовлетворительная техника тренировок без учёта индивидуальных особенностей спортсмена, отсутствие переключения тренировочного режима и вариативность нагрузок, монотонность условий выполнения упражнений, краткость или отсутствие научно обоснованного восстановительного периода, нарушение периодизации углубленного медицинского обследования. [27]

Ко всему, что перечислено в подготовке спортсменов-паралимпийцев, следует добавить отсутствие системы соревновательных мероприятий, что приводит к несбалансированности тренировочного режима на годичном и многолетних этапах подготовки. Также известно, что только постоянные занятия физическими упражнениями и спортом способствуют формированию признаков долговременной подготовленности организма спортсмена к физической нагрузке, влияя на морфофункциональное состояние различных систем работоспособности с учётом специфики двигательной активности, определяющей уровень функциональной подготовленности [7]

Следовательно, у здоровых спортсменов высших достижений следует выделить три условия риска заболеваемости, которые в свою очередь, во многих случаях на много влияют на развитие состояния перетренированности у спортсменов с ОВЗ, которые в свою очередь связаны с утомлением организма. [6]

Так к первой группе Зациорский В.М. в своей работе относит следующие специфические факторы, связанные со спортивной деятельностью – это особенности локомоций, продолжительное фиксацией позы при выполнении основных движений у спортсменов-инвалидов с ПОДА, раздражающее действие выстрела на слуховой анализатор, неблагоприятные условия тренировочной работы (тренировка в среднегорье, смена часовых поясов) [5].

Также этот же автор раскрывает вторую и третью группу факторов. Вторая группа – это универсальные факторы риска заболеваемости: психоэмоциональное и мышечное напряжение, разбалансированность пищевого рациона, недостаток витаминов в организме спортсменов, нарушение иммунитета и приспособленность организма к физическим нагрузкам. [28]

К третьей группе условий необходимо отнести внезапную смену климато-географических и временных поясов; социально – экономические ньюансы: курение табака, употребление алкоголя, допинговых средств, недостаток лекарственных препаратов [7].

Таким образом, подводя итог данной главе, отметим, что у такого вида спорта, как легкая атлетика, есть свои специфические особенности, которые важно учитывать при подготовке спортсменов паралимпийцев. При этом сами исследуемые спортсмены имеют определенные функциональные особенности развития, которые также важно учитывать во время проведения тренировок.

1. Астратенкова, И.В. Метаболизм аспартатаминотрансферазы при физических нагрузках / И.В. Астратенкова, В.С. Чайковский. - Укр. биохим. журн. – 1990. – Т. 62 –98–101 с.

2.Дубровский, В.И. Физическая реабилитация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья : учебник для высш. и сред. учеб. заведений по физич. культуре/ В.И. Дубровский, А.В. Дубровская. – М.: Издательство «БИНОМ», 2010. – 448 с.

3.Евсеев, С.П. Подходы к определению процентов гандикапа в адаптивном спорте / С.П. Евсеев. – Адаптивная физическая культура. – 2008. - №2 (34). –. 33-36 с.

4.Евсеева С.П.Теория и организация адаптивной физической культуры. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под общей ред. Проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – Т.2. – 448 с.

5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Электронный ресурс]/ Зациорский В.М.— Электрон. текстовые данные. — Москва: Издательство «Спорт», 2019. — 200 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88525.html.— ЭБС «IPRbooks»

6.Иорданская, Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений (этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования): монография / Ф.А. Иорданская. – М.: Советский спорт, 2011. – 142 с.

7.Иорданская, Ф.А. Мужчина и женщина в спорте высших достижений (проблемы полового диморфизма) / Ф.А. Иорданская // монография. - М.: Советский спорт, 2010. – 256 с

8. Ландырь А.П. Мониторинг частоты сердечных сокращений в управлении тренировочным процессом в физической культуре и спорте [Электронный ресурс]/ Ландырь А.П., Ачкасов Е.Е.— Электрон. текстовые данные. — Москва: Издательство «Спорт», 2018.— 240 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78352.html.— ЭБС «IPRbooks»

9.Ландырь, А.П. Тесты с дозируемой физической нагрузкой в практике спортивной медицины / А.П. Ландырь, Е.Е. Ачкасов, И.Б. Медведев. – М.: Триада – Х, 2014. – 172 с

10.Меерсон, Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации. Физиология адаптационных процессов / Ф.З. Меерсон. – М.: Наука. – 1986. – 10–76 с.

11.Начинская, С.В. Спортивная метрология: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. – 4 – изд., стер. / С.В, Начинская. – М.: Академия, 2012. – 240 с.

12.Платонов, В.Е. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / В.Е. Платонов. – Учебное пособие под редакцией д.м.н. С.Ф. Курдыбайло. — М.: Советский спорт. - 2003. – 184 с.

13.Платонов, В.Е. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / В.Е. Платонов. – Учебное пособие под редакцией д.м.н. С.Ф. Курдыбайло. — М.: Советский спорт. - 2003. – 184 с.

14.Сафонов, Л.В. Материалы к обоснованию общей теории спортивной патологии / Л.В. Сафонов, В.А. Левандо, Б.Б. Першин. – Вестник спортивной науки. – 2008. – №4. – 83-86 с.]

15.Сокунова, С.Ф. Эффект специализированной тренировки в беге на аэробную и анаэробную производительность у спортсменов / С.Ф. Сокунова // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №11. - 8-10 с.

16. Тристан В.Г. Физиологические основы физической культуры и спорта. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Тристан В.Г., Корягина Ю.В.— Электрон. текстовые данные. — Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2001.— 96 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64982.html.— ЭБС «IPRbooks»

17.Уйба, В.В. Медицинское и медико - биологическое обеспечение спорта высших достижений: итоги и перспективы развития Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины Федерального медико - биологического агентства: Монография / Колл.авт.: под ред. В.В. Уйба, Ю.В. Мирошниковой, А.С. Самойлова. –"Аквариус", Тула, 2014. – 608 с

18.Уилмор, Дж.Х. Физиология спорта: пер. с англ. / Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 504 с.

19.Швеллнус, М. Олимпийское руководство по спортивной медицине / М. Швеллнус. – Пер. с англ. науч. редактор В.В. Уйба. – М.: «Практика», 2011. –198 с.

20.Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость: перевод с англ. / П. Янсен. – Мурманск: Тулома, 2006. – 160 с.

21. Bourdon P. Blood lactate transition thresholds: concepts and controversies In: Physiological tests for elite athletes / P. Bourdon, Ed. Gore. – C. Human Kinetics. Champaign. - 2000. - P. 50–65

22. Aerobic characteristics, oxygen debt and blood lactate in speed endurance athletes during training / A. Mero, H. Rusko, E. Peltola, T. Pullinen, A. Nummela, J. Hirvonen // Journal of sports medicine physical fitness. — 1993. -Vol. 33(2). - P. 130-136.

23. Berkoff, D.J. Heart rate variability in elite American track-and-field athletes / D.J. Berkoff, C.B. Cairns, L.D. Sanchez // Journal of strength condition in gresearch. - 2007. - Vol. 27(1). - P. 227-231.

24. Berntson, G.G. Heart rate variability : origins, methods and interpretative caveats / G.G. Berntson, J.T. Bigger, D.L. Eckberg // Psychophysiology. - 1997. - Vol. 34. - P. 623-648.

25. Effects of athletic training on heart rate variability triangular index / E. Kouidi, K. Haritonidis, N. Koutlianos, A. Deligiannis // Clinical physiology and functionalimaging. - 2002. - Vol. 22(4). - P. 279-284.

26. Heart rate variability. Standards of measurement, physiological interpretation, and clinical use. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology / European heart journal. - 1996. - Vol. 17(3). - P. 354-381.

27. Komi, P.V. Physiological and structural performance capacity: Effect of heredity / P.V. Komi, J.T. Viitasalo, M. Havu // Biomechanics V. - A. -Baltimore, London, Tokyo : University Park Press, 1976. - P. 118-123.

28. Mironova, T.F. Clinical analysis of heart rate variability / T.F. Mironova, V.A. Mironov. - Chelyabinsk, Russia, 2000. - 70 c.

29. Oakley, D. The athlete's heart / D. Oakley // Heart. - 2001. - V. 86. -P. 722.

30. Willmore, J.H. Physiology of sport and exercise / J.H. Willmore, D.L. Costill. - Champaign, Illinois: Human Kinetics, 2004. – 7 26 p.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Физическая культура
2015 год 42 стр.
Курсовая Физическое развитие детей
diplomstud
Курсовая работа Физическая культура
2015 год 25 стр.
Курсовая Психологическая подготовка к соревнованиям по тяжелой атлетике
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское