Актуальность темы исследования. Последние годы ознаменованы возрастанием интереса ученых и – в еще большей степени – практикующих хозяйственников к логистике и управлению цепями поставок. Глобализация рынка товаров и услуг, а также революционные изменения в информационных технологиях требуют обеспечения четкости физических потоков поставок как необходимого условия обязательной непрерывности хозяйственных процессов.
Внешняя среда, в которой осуществляются логистические операции, постоянно претерпевает изменения под воздействием изменения рынка и условий конкуренции. Для того чтобы своевременно и адекватно реагировать на эти изменения, любой компании нужна методология систематического планирования, проектирования и реинжиниринга логистической системы, позволяющая учитывать сложившиеся обстоятельства и оценивать возможные альтернативы ее развития. В проектной логистике глобального формата активно развивается новое направление – проектирование цепи поставок. Это новый вид логистических систем, управление которыми с позиций минимизации общих затрат, увеличения прибыли, улучшения обслуживания потребителей и снижения влияния на систему факторов неопределенности, называют управлением цепями поставок.
В настоящее время российские специалисты, занимающиеся логистическим планированием и моделированием цепи поставок, сталкиваются с рядом проблем, связанных с недостаточным развитием теории и методологии планирования и моделирования цепи поставок.
Во-первых, сложные, многофакторные, нестационарные процессы (материальные, информационные, финансовые и др.) требуют для своего описания и последующей оптимизации управленческих решений привлечения адекватных источников информации, мощного аналитического аппарата и современных компьютерных технологий. Несмотря на бурное развитие информационных технологий совершенствование моделей и методов планирования и моделирования цепи поставок, уточнение существующих моделей и алгоритмов и разработка новых может стать реальным путем повышения точности расчетов и эффективности принятия решений в данной области.
Во-вторых, на рубеже XX–XXI веков произошла смена парадигм в теории логистики и управления цепями поставок. На смену ресурсной парадигме пришла инновационная, в основу которой положена инфраструктурная, организационная и информационная интеграция цепи поставок. Сущность инновационной парадигмы заключается в целостном рассмотрении бизнес-процессов в цепях поставок. Новое понимание интегрированной логистики и управления цепями поставок не может привести автоматически к повышению успешности контрагентов цепи и требует развития новых концепций, методов и моделей, основанных на процессном подходе к моделированию и интегрированному планированию цепи поставок.
В-третьих, внешняя среда, в которой функционируют компании, являющиеся контрагентами в цепи поставок, характеризуется высокой степенью неопределенности и риска. Принятие решений в условиях неопределенности и риска требует применения адекватных методов моделирования. В частности, совместное применение стохастического программирования и планирования сценариев для построения и оптимизации интегрированных моделей цепей поставок, а также моделирование структурно-функциональной надежности цепи поставок является относительно новыми областями анализа, требующими своего дальнейшего развития.
Необходимость решения этих проблем и определяет актуальность проведения исследований в данном направлении.
Цель данной работы – разработка теоретических основ и совершенствование методологических положений процессного подхода к моделированию и интегрированному планированию цепи поставок.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решались следующие задачи:
- анализ современного состояния и перспектив развития теории логистики и управления цепями поставок;
- анализ современного состояния и перспектив развития информационных технологий в управлении цепями поставок;
- исследование методологических основ процессного подхода к моделированию и интегрированному планированию цепи поставок.
Предметом исследования является теория и методология моделирования и интегрированного планирования цепи поставок, в частности, методы и модели оптимизации бизнес-процессов в цепях поставок, методы и модели планирования цепи поставок.
1 Обзор литературы по теме исследования
В той или иной форме теоретические и методологические вопросы, связанные с этой проблематикой, являлись предметом исследования в работах Р. Баллоу, Д. Бауэрсокса и Д. Клосса, М. Кристофера, Д.М. Ламберта, Дж. Р. Стока, Д. Уотерса, А. Харрисона, Р. ван Хоука, Дж. Шапиро, Дж. Шатта и др. Существенный вклад в разработку теории и методологии моделирования и логистического планирования внесли труды отечественных ученых: Б.А. Аникина, В.И. Бережного, Г.Л. Бродецкого, Е.В. Будриной, В.Д. Герами, А.Э. Горева, А.П. Долгова, В.В. Дыбской, Е.И. Зайцева, В.К. Козлова, П.В. Куренкова, В.С. Лукинского, Л.Б. Миротина, А.Г. Некрасова, Ю.М. Неруша, А.В. Парфенова, В.И. Сергеева, А.Н. Стерлиговой, С.А. Уварова, В.В. Щербакова и др.
Несмотря на достигнутые результаты ряд теоретических и методологических проблем связанных, в частности, с развитием процессного подхода к моделированию и интегрированному планированию цепи поставок требуют проведения дальнейших исследований.
Существенный вклад в формирование и развитие общей теории, методологии логистики, управления и проектирования цепей поставок внесли следующие отечественные и зарубежные ученые Б.А. Аникин, Д.Дж. Бауэрсокс, Р. Баллоу, А.А. Бочкарев, Дж. Гатторна, С. Гамильтон, В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, Д.Дж. Клосс, М. Кристофер, К. Лайсон, Д.М. Ламберт, В.С. Лукинский, Л.Б. Миротин, Ю.М. Неруш, А.В. Парфенов, Н.Г. Плетнева, С.В. Саркисов, В.И. Сергеев, И.И. Сидоров, В.И. Степанов, Дж.Р. Сток, А.П. Тяпухин, С.А. Уваров, Д. Уотерс, Дж. Шапиро, В.В. Щербаков и многие другие [1].
Ускорение темпов экономического развития, в значительной степени объясняемое развитием информационных, маркетинговых и логистических технологий, обусловило смену субъекта конкуренции в рамках большинства видов экономической деятельности. На рынках промышленной продукции, участники которых используют каналы распределения с количеством уровней выше нулевого (т.е. привлекают торговых и функциональных логистических посредников), в настоящее время конкурируют не отдельные организации, а интегрированные образования, «системы доставки ценности» [6] - цепи поставок.
В этой связи живой интерес товаропроизводителей и посредников, участвующих в рассматриваемых интегрированных образованиях, вызывают вопросы методологии формирования цепи поставок и управления ею.
В зарубежной и отечественной литературе, а также в практике управления интегрированными экономическими образованиями понятие «цепь поставок» (supply chain) трактуется как совокупность (последовательность) процессов, выполняемых при доведении товаров определенного товаропроизводителя до потребителя / группы потребителей (сегмента рынка), а также как линейно упорядоченное множество участников (звеньев), выполняющих вышеуказанные процессы [5].
Основополагающую роль в управлении товародвижением играет системный подход. Становление системного подхода обычно связывают с именами Александра Богданова и Людвига фон Берталанфи [1, 5, 7]. Активному развитию системного подхода способствовало появление работ Норберта Винера (в частности, «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине»), посвященных исследованию процессов управления в биологических организмах и объектах искусственного происхождения и указавших на наличие единых законов и принципов функционирования объектов различного происхождения и назначения.
Формирование структуры - важный этап управления цепями поставок
Термин «управление цепями поставок» (Supply Chain Management, SCM) получил распространение в 1980-х гг., и специалисты до сих пор предпринимают попытки структурировать, уточнить его трактовку. Это закономерный процесс, объясняемый изменением условий ведения деятельности в области логистики и управления цепями поставок, развитием технологий.
Признанные специалисты в области Supply Chain Management Дуглас Ламберт и Джеймс Сток представляют управление цепями поставок как взаимодействие трех элементов: 1) структура цепи; 2) бизнес-процессы, происходящие в цепи; 3) компоненты управления цепью [10].
В настоящей статье наибольшее внимание будет уделено первому этапу (формирование структуры цепи поставок).
По мнению А.С. Малина и В.И. Мухина, одним из первых (третьим после постановки целей и анализа среды) этапов синтеза систем является выделение элементов из среды [8]. Д.А. Иванов в качестве основных этапов построения системы управления цепями поставок на практике указывает идентификацию и описание этих цепей, их анализ [4, с. 225].
Очевидно, что на этапе идентификации необходимо описать текущее состояние и структуры, и бизнес-процессов, и компонентов управления, однако представляется целесообразным начинать с описания структуры, т.к. это позволит выявить все элементы анализируемой системы — участников цепи поставок.
С учетом обозначенных выше этапов процесса формирования интегрированных экономических образований (цепей поставок) под структурой в настоящей статье понимается набор элементов системы (объектов, взаимодействующих с определенной целью), полученный на основе установления наличия связей между этими элементами.
Таким образом, структура представляет собой результат объектной декомпозиции системы [5]. Характеристики рассматриваемых связей и возможности их оптимизации определяются при описании и анализе бизнес-процессов, осуществляемых участниками системы (цепи поставок), и представляют собой элементы реализуемой логистической технологии.
Термин «структура» употребляют также применительно к подсистеме или звену логистической системы организации (подразделению или группе подразделений) или цепи поставок. В частности, Дональд Бауэрсокс и Дейвид Клосс термином «структура» обозначают деловые отношения, обеспечивающие выполнение отдельных работ, которые в целом образуют законченный процесс, и отмечают, что логистические операции можно разделить по признаку их специализации, сгруппировав их в рамках логистического канала в блоки уникальных взаимосвязей или в особые структуры [1, с. 430]. Таким образом, указанные авторы описывают процесс формирования логистических функций (специализированных групп операций).
1. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / Учебник под ред. проф. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2018. – 944с. (Полный курс МВА).
2. Корстен Даниель, Петцль Юлиан. ECR. Эффективное взаимодействие с потребителем – Интеграция логистических цепей. / Пер. с нем. Под ред. Н.Ф. Титюхина.- М.: КИА центр, 2016. 120с. (Б-ка логистики).
3. Кристофер М., Пэк Хелен. Маркетинговая логистика. Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Технология», 2015. 200 с.
4. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. Под общ. и научной редакцией проф. В.И. Сергеева. Изд. - М.: ИНФРА-М, 2014 (2018). – 976 с.
5. Логистика и управление цепями поставок – антикризисные инструменты экономики: материалы международной научно-практической конференции 21 апреля 2017г. , посвященной 10-летию Международного центра логистики ГУ-ВШЭ / под наун. Ред. проф. В.И. Сергеева. – М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2017. – 192с.
6. Логистика и управление цепями поставок – антикризисные инструменты бизнеса: Сборник докладов научно-практической конференции 24 октября 2019г. в рамках ;-го Международного логистического форума «Логистика. Товародвижение. Снабжение». – М.: ИТКОР, 2019. – 183с.
7. Логистика и управление цепями поставок: перспективы в России и Германии / Материалы российско-немецкой конференции по логистике; под ред. Д.А. Иванова, В.С. Лукинского, Б.В. Соколова, Й. Кэшеля. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. – 530с.
8. Логистическое взаимодействие. Сборник статей германо-российской конференции по логистике / Под ред. Д.А. Иванова, Е. Мюллера, В.С. Лукинского. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – 307с.
9. Менеджмент процессов / Под ред. Й. Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Кугелера, М. Роземанна (пер. с нем.). – М.: Эксмо, 2017. – 384с. (Качественный менеджмент).
10. Сергеев В.И. Логистическая интеграция и координация – путь к оптимизации ресурсов компании // Логистика и управление цепями поставок, №1, 2019.
11. Сергеев В.И., Албегов В.В. Концепция/технология совместного планирования, прогнозирования и пополнение запасов (CPFR) как пример интеграции партнеров в цепи поставок // Логистика и управление цепями поставок, №3, 2018.
12. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер с 4-го англ. Изд. – М.: ИНФРА-М, 2015, XXXII, 797 с.
13. Стратегические альянсы: Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. – 244 с. (Серия «Идеи, которые работают»).
14. Управление цепями поставок: Учебник издательства Gower / Под ред. Дж. Гатторны (ред. Р. Огулин, М. Рейнольдс); Перевод с 5-го англ. изд. под науч. ред. д.э.н., проф. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 670с.
15. A Guide to CPFR. Implementation. Accenture. ECR Europe, 2017.
16. www.ecr.com
17. www.ecr-rus.ru