Значение координационных способностей для занятия многими видами спорта неоспоримо важно. По мнению многих авторов, они являются критерием высокого спортивного мастерства. Фигурное катание на коньках является сложно-координационным видом спорта. Это связанно с тем, что фигурист катается на коньках, лезвия которых имеют очень маленькую площадь соприкосновения со льдом, а сам лед очень твердый и скользкий.
Фигурист должен осуществлять много различных трудных элементов на льду, подключая многооборотные прыжки, которые могу часто сопутствоваться ошибками при приземлении и падениями. Одной из характерных черт нынешнего катания на коньках является прогрессирующее усложнение соревновательных программ.
Процесс этот развивается, в частности, по пути освоения спортсменами сложных в координационном отношении элементов и объединений вращательного характера, которые являются сильным раздражителем вестибулярного анализатора. Именно поэтому одной из специфических особенностей фигурного катания на коньках является зависимость спортивных результатов в этом виде спорта от координационных возможностей и вестибулярной устойчивости.
По мнению В.И. Ляха координационные способности будущего фигуриста необходимо начинать развивать уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. Чем старше дети, тем долговременный процесс обучения их координационным способностям. В современном фигурном катании на коньках возраст первых больших успехов — 12-15 лет, то есть, более ранний, чем в большинстве видов спорта, а достичь таких высоких результатов можно только после 8-11 лет регулярных занятий.
Поэтому, в связи с усложнениями спортивной техники, сокращением сроков обучения уже к юным фигуристам устанавливаются очень высокие запросы в плане проявления координационных способностей и вестибулярной стабильности.
Не секрет, что именно на этапе предварительной подготовки во многом является определяющим для дальнейшего спортивного улучшения. В настоящий период фигурного катания приносит примеры овладения весьма сложными элементами в юном возрасте.
Поэтому уже с первых дней обучения нужно, чтобы учебно-тренировочный процесс обеспечивал быстрое и качественное овладение движениями и был устремлён на усвоение сложных элементов. Однако в процессе обучения следует учитывать морфологические и физиологические особенности детского организма, сторониться натаскивания, попыток заменить качественное построение учебно-тренировочного процесса чрезмерным повышением объема занятий, числа повторений и так далее.
Тем не менее, несмотря на большое количество научно-исследовательских работ посвященных проблеме развития и совершенствования координационных способностей юных спортсменов, еще недостаточно изученным остается вопрос о наиболее рациональном соотношении вышеназванных способностей на этапе начальной подготовки юных фигуристов и методов и средств их развития.
В связи с этим назрела необходимость разработки методики по целенаправленному развитию данных способностей на этапе начальной подготовки с целью повышения спортивного мастерства фигуристов.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что совершенствуя координационную способность, различной направленности фигуристов в тренировочном процессе улучшится техническое мастерство спортсменов и соответственно результаты их выступлений на соревнованиях.
Цель исследования – развитие координации у подростков 13-14 лет, занимающихся фигурным катанием.
Объектом исследования выбран тренировочный процесс, направленный на развитие координации подростков 13-14 лет, занимающихся фигурным катанием.
Предметом исследования является методика развития координации подростков 13-14 лет, занимающихся фигурным катанием.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования были решены следующие задачи:
1. Выявить уровень координации подростков 13-14 лет, занимающихся фигурным катанием.
2. Теоретически и экспериментально обосновать методику развития координации подростков 13-14 лет, занимающихся фигурным катанием.
3. Разработать практические рекомендации по совершенствованию координации подростков 13-14 лет, занимающихся фигурным катанием.
Научная новизна:
- теоретически и экспериментально обоснована методика развития координации подростков 13-14 лет, занимающихся фигурным катанием.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследований позволяют рекомендовать в практику тренировочного процесса применение методики развития координации подростков 13-14 лет, занимающихся фигурным катанием.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФИГУРИСТОВ
1.1 Характеристика координационных способностей
Координационные способности – это совокупность двигательных навыков, которые определяют быстроту овладения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях. Главными аспектами координационных навыков являются способности к ориентированию в пространстве, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, изменению двигательных актов, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц.
Их можно разделить на три группы [12].
I группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические нормы движений.
II группа. Способности поддерживать статическое и динамическое равновесие.
III группа. Способности делать моторные акты без избыточной мышечной напряженности.
Координационные навыки, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства применяемого усилия. Координационные навыки, принадлежащие ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, которое заключается в устойчивости позы в статических положениях и балансировке позы во время перемещений.
Координационные навыки, имеющие отношение к последней группе, можно разъединить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Одна характеризуется избыточным напряжением мышц, которые предоставляют поддержание позы. Другая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, избыточным включением в действие разнообразных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, частичным выходом мышц из стадии сокращения в стадию расслабления, что затрудняет формирование совершенной техники.
Проявление координационных способностей зависит от целой цепочки факторов, а собственно [8]:
1) способности ребенка к точному анализу движений;
2) работы анализаторов и наиболее значимого двигательного анализатора;
3) сложности двигательных упражнений;
4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);
5) смелости и решительности;
6) возрастных особенностей;
7) общей подготовленности спортсменов (т.е. запаса разнообразных двигательных умений и навыков) и др.
Особенно распространенными и общепринятыми мерами выражения координационных навыков принимают во внимание:
1. Время освоения нового упражнения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности.
2. Время, обязательное для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с поменявшейся ситуацией.
3. Биомеханическая сложность осуществляемых моторных действий или их комплексы (комбинации).
4. Безошибочность выполнения моторных актов по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным).
5. Сохранение устойчивости при нарушенном равновесии.
6. Экономичность двигательной деятельности, связанная с умением расслабляться по ходу выполнения движений.
Различные проявления координационных навыков обладают индивидуальной возрастной динамикой биологического развития. Тем не менее, особенно высокие темпы их естественного прироста приходятся на препубертатный возраст. В подростковом возрасте координационные навыки становятся гораздо хуже. В юношеском возрасте эти навыки опять становятся лучше, а в дальнейшем – сначала приходят в норму, а с 40–50 лет начинают идти на спад. В уровне развития координационных способностей, в отличие от силы, быстроты и выносливости, талантливые ребята ничуть не уступают взрослым людям.
Возрастной период с 6–7 до 13–14 лет является особо благоприятным для развития координационных навыков с помощью специально организованной двигательной активности. Задачи развития координационных способностей. При развитии координационных способностей решают два вида задач [14]:
Первый вид задач предполагают собой разностороннее развитие координационных навыков. Данные задачи в основном решаются в дошкольном и базовом физическом воспитании спортсменов. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных навыков создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в моторной деятельности.
Задачи второго вида обеспечивают специальное развитие координационных навыков и решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки.
В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной профессией.
Средства. Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности. Главным средством совершенствования координационных навыков являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.
Сложность физических движений дозволяется повысить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а еще вдобавок за счет внешних условий, меняя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; меняя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая между собой ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; делая задания по сигналу или за ограниченное время.
Особенно широкую и доступную группу средств для совершенствования координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, единовременно охватывающие главные группы мышц. Это задания без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), сравнительно простые и довольно таки непростые, осуществляемые в измененных условиях, при разных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.
Немаловажное влияние на развитие координационных навыков оказывает изучение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья. Для совершенствования способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную активность в связи с резко меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, катание на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт [20].
Значимую группу средств образовывают упражнения с преимущественной направленностью на некоторые психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию моторных актов. Это задания по выработке чувства пространства, времени, степени разрабатываемых мышечных усилий.
Методы: Для развития координационных навыков пользуются методами, которые обычно применяют при формировании и совершенствовании моторных актов: целостного упражнения, расчленного упражнения, стандартного упражнения, вариативного (переменного) упражнения, игровой и соревновательный. Особенно прогрессивными методами формирования координационных навыков служат те, которые предоставляют вариативность условий выполнения и характеристик двигательного действия. Их можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования.
Методы строго регламентированного варьирования состоят из 3 групп методических приемов:
1-я группа — приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия:
-изменение направления движения (бег или ведение мяча с изменением направления движения, лыжное упражнение «слалом», прыжки «с кочки на кочку» и т.п.);
- изменение силовых компонентов (чередование метаний при использовании снарядов разной массы на дальность и в цель; прыжки в длину или в высоту с места в полную силу, вполсилы, в одну треть силы и т.п.);
- изменение скорости или темпа движений (выполнение общеразвивающих упражнений в обыкновенном, ускоренном и замедленном темпе; прыжки в длину или в высоту с разбега с повышенной скоростью; броски в корзину в непривычном темпе - ускоренном или замедленном и т.п.);
- изменение ритма движений (разбег в прыжках в длину или в высоту, бросковые шаги в метании малого мяча или копья, в баскетболе или гандболе и др.);
- изменение исходных положений (выполнение общеразвивающих и специально подготовительных упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в приседе и др.; бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, из приседа, из упора лежа и т.д.; прыжки в длину или глубину из положения, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
- варьирование конечных положений (бросок мяча вверх из и.п. стоя, ловля - сидя; бросок мяча вверх из и.п. сидя, ловля - стоя; бросок мяча вверх из и.п. лежа, ловля - сидя или стоя и т.п.);
- изменение пространственных границ, в которых выполняют упражнение (игровые упражнения на уменьшенной площадке, метание диска, толкание ядра из уменьшенного круга; выполнение упражнений в равновесии на уменьшенной опоре и т.п.);
- изменение способа выполнения действия (прыжки в высоту и в длину при использовании разных вариантов техники прыжка; совершенствование техники бросков или передач мяча при целенаправленном изменении способа выполнения приема и т.п.) [12].
2-я группа - приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:
а) усложнение привычного действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом, прыжком с поворотом и др.; опорные прыжки с дополнительными поворотами перед приземлением, с хлопком руками вверху, с кругом руками вперед и др.; подскоки на обеих ногах с одновременными движениями рук и т.п.);
б) комбинирование двигательных действий (объединение отдельных освоенных общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами в новую комбинацию, выполняемую с ходу; соединение хорошо освоенных акробатических или гимнастических элементов в новую комбинацию; включение вновь разученного приема единоборства или игры в состав уже разученных технических или технико-тактических действий и т.п.);
в) зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и в длину с разбега; метание снарядов «неведущей» рукой; выполнение бросковых шагов в баскетболе, гандболе начиная с другой ноги; передачи, броски и ведение мяча «не ведущей» рукой и т.п.).
3-я группа - приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования:
а) использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий (изменение скорости или темпа выполнения упражнений по звуковому или зрительному сигналу, мгновенный переход от атакующих действий к защитным по звуковому сигналу и наоборот и т.п.);
б) усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования (ловля и передача двух мячей с отскоком и без отскока от стены; жонглирование двумя мячами одинаковой и разной массы двумя и одной рукой и т.п.);
в) выполнение освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата (упражнения в равновесии сразу после кувырков, вращении и т. п.; броски в кольцо или ведение мяча после акробатических кувырков или вращении и т.п.);
г) совершенствование техники двигательных действий после соответствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления (совершенствование техники передвижения на лыжах, бега на коньках на фоне утомления; выполнение серии штрафных бросков в баскетболе после каждой серии интенсивных игровых заданий и т.п.);
д) выполнение упражнений в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо в условиях плохой видимости или в специальных очках; общеразвивающие упражнения и упражнения в равновесии с закрытыми глазами; прыжки в длину с места на заданное расстояние и метание на точность с закрытыми глазами и т.п.) [17];
е) введение заранее точно обусловленного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх (с отработкой финта только на проход вправо или на бросок - проход к щиту справа или слева от опекуна; заранее оговоренные индивидуальные, групповые или командные атакующие и защитные тактические действия в спортивных играх; заранее принятая и оговоренная тактика в единоборстве и т.п.).
Методы не строго регламентированного варьирования содержат следующие примерные приемы:
а) варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде и др. по пересеченной и незнакомой местности; бег по снегу, льду, траве, в лесу и др.; периодическое выполнение технических, технико-тактических действий и проведение игры в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол в непривычных условиях, например на песчаной площадке или в лесу; выполнение упражнений, например прыжковых, на непривычной опорной поверхности и т.п.);
б) варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря, оборудования (технические приемы игры разными мячами; прыжки в высоту через планку, веревочку, резинку, забор и др.; гимнастические упражнения на незнакомых снарядах и т.п.);
в) осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических двигательных действий в условиях не строго регламентируемых взаимодействий соперников или партнеров. Это так называемое свободное тактическое варьирование (отработка технических приемов и тактических взаимодействий, комбинаций, возникающих в процессе самостоятельных и учебно-тренировочных игр: выполнение различных тактических взаимодействий с разными соперниками и партнерами; проведение вольных схваток в борьбе и т.п.);
г) игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов. Его можно назвать состязанием в двигательном творчестве (соперничество в оригинальности построения новых движений и связок у акробатов, гимнастов, прыгунов в воду и на батуте и др.; «игра скоростей» - фартлек; игровое соперничество в искусстве создания новых вариантов индивидуальных, групповых и командных тактических действий в спортивных играх: упражнения на гимнастических снарядах в порядке оговоренного соперничества с партнерами и т.п.).
При применении методов вариативного (переменного) упражнения необходимо использовать небольшое количество (8–12) повторений разнообразных физических упражнений, предъявляющих сходные требования к способу управления движением; многократно повторять эти упражнения, как можно чаще и целенаправленнее, изменяя при выполнении их отдельные моменты и двигательные действия в целом, а также условия осуществления этих упражнений [18].
Методы строго регламентированного варьирования рекомендуется в большей степени применять при формировании координационных способностей в младшем и среднем школьном возрасте, не строго регламентированного - в старшем. Широкое применение в развитии и совершенствовании координационных способностей занимают игровой и соревновательный методы.
Одной из главных задач физического воспитания служит развитие двигательных навыков и умение регулировать своими движениями. Еще Т.Ф.Лестгафт, заявляя о назначении физического образования, говорил о важности "умения отделять некоторые движения, сопоставлять меж собой, намеренно руководить ими и адаптировать к препятствиям, проходить их с достижимо большей ловкостью". Координационные навыки спортсмена осуществляют в регулировании его движениями главную функцию, а как раз согласование, регулирование разнообразных двигательных актов в единое соответствующей установленной задачи. Важность развития координационных навыков оговаривается четырьмя основными причинами:
1. Отлично выработанные координационные навыки представляются обязательными условиями для удачного обучения физическим упражнениям. Упражнения сказываются на ритмичность, вид и способ усвоения спортивной техники фигуриста, а так же на ее последующую стабилизацию и ситуационно-адeкватное разнообразное применение. Координационные навыки ведут к большей плотности и вариативности процессов управления передвижения, к повышению двигательного опыта [42].
2. Лишь выработанные координационные навыки – обязательное условие подготовки спортсменов к жизни, труду. Они помогают эффективному выполнению рабочих заданий при постоянно возрастающих требованиях в процессе трудовой деятельности, увеличивают потенциальность спортсмена в управлении собственными движениями.
3. Координационные навыки делают возможным экономичную трату энергетических ресурсов спортсменов, сказываются на величину их использования, так как четко отмеренное во времени, пространстве и по степени наполнения мускульное усилие и наивысшее использование соответствyющих фаз расслaблeния ведут к разумной трате сил.
4. Различные варианты заданий, необходимые для развития координационных навыков - залог того, что можно ускользать от монотонности и однообразия на тренировках, доставить удовольствие от участия в спортивной деятельности. Следовательно, кроме физических качеств, в юном возрасте не менее важно улучшение координационных навыков фигуристов и других спортсменов. Тем более, что данный возрастной период, преимущественно школьный является самым лучшим в этом отношении.
Перед тем как отметить понятие координационных способностей, стоит рассказать об их значимости в развитии человека. Как писал значимый в истории ученый, профессор Л.П. Матвеев, в век НТР «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, косные навыки - динамическому богатству двигательных координации. Уже современные профессии на производстве и транспорте требуют, если можно так выразиться, двигательной интеллигентности, высокой устойчивости и лабильности функций анализаторов.
В дальнейшем эти требования, надо думать, еще больше возрастут...» Другой авторитетный русский ученый в области физического воспитания Г.Н. Сатиров считал, что «не овладев комплексом надежно выработанных двигательных навыков и качеств», нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями», т.е. нельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять собственными движениями.
Третье утверждение, подводящее итоги и соединяющее два первых, больше 100 лет тому назад высказал родоначальник и классик отечественной системы физкультурного образования П.Ф. Лесгафт. Суть его в том, что формирование названной интегральной способности составляет важную задачу и окончательную цель общего среднего образования в деятельности физической культуры [15].
Что же все-таки такое координационные способности (КС)? Данным термином ученые начали широко употреблять в последние - 25 лет для более определенной интерпретации одного из двигательных качеств - ловкости. В значительном большинстве учебников, научных материалах, монографий и научных статей до нынешнего времени можно прочитать, что ловкость составляют две существенные способности: первая: способность быстро овладевать новейшими двигательными действиями (способность быстро обучаться), а так же вторая: способность быстро и более координировано перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки. Конечную способность так же рассматривают как способность к двигательной адаптации, проявляющейся в относительно стандартных и неожиданных, быстро меняющихся ситуациях.
Такое представление оказалось, однако, не соответствующим большому числу фактов, сталкивающихся в практике и полученных экспериментальным путем. Способность быстро выучиваться, известная еще с 20-х годов, на самом деле оказалась весьма специфической. По-иному говоря, прояснилось, что ребенок, быстрее других обучается одним упражнениям (например, акробатическим или гимнастическим), в прочих случаях (допустим, при освоении технико-тактических, спортивно-игровых действий) может быть в списке последних.
Включая начало 30-х годов ученые попытались принести доказательства на тему неправомерности сведения ловкости только к нескольким способностям. В результате на нынешний день насчитывают от 2-3 общих до 5-7 (по другим данным, до 11-20 и более) специальных и специфически проявляемых координационных способностей, таких как [21]:
- координация деятельности больших мускульных групп человеческого тела;
- общее равновесие;
- равновесие со зрительным контролем и без него;
- равновесие на предмете;
- уравновешивание предметов;
- быстрота перестройки двигательной деятельности.
Между координационными способностями называют также способности к пространственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность свободно расслаблять мышцы и другие.
Такое положение привело к тому, что термин «ловкость» поменяли на термин «координационные способности», начали говорить о совокупности таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их оценке и развитию. Впрочем, термин координационные способности не значится общепринятым, объединяющим вышеуказанные способности в единую систему связанных понятий.
В работе российских и зарубежных ученых можно найти самые что ни на есть различные термины и понятия как более общего («ловкость», «координация движений», «способность управлять движениями», «общее равновесие» и тому подобное), так и более узкого плана («координация движений верхних конечностей», «мелкая моторика», «динамическое равновесие», «согласование движений», «изменение ритма», «способность точно воспроизводить движения», «прыжковая ловкость» и др.)
Огромное количество терминов и понятий, с помощью каковых пытаются растолковать индивидуальные различия, встречающиеся при управлении и регуляции разных двигательных действий, с одной стороны, обращает внимание на сложность и разнообразие координационных движений ребенка, а с другой - свидетельствует о неупорядоченности терминологического и понятийного аппарата, используемого для этой цели. Всё это, безусловно, усложняет понимание этого явления и создает для педагога некоторые трудности при формировании координационных способностей ребят в практике физического воспитания [34].
Координационные способности - это возможности личности, выражающие его готовность к наилучшему управлению и регулировке двигательного акта.
Теоретические и экспериментальные исследования помогают нам особо отметить специальные, специфические и общие координационные способности Специальные координационные способности принадлежат к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных актов, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи выделяют специальные координационные способности:
- во всевозможных циклических (спортивная ходьба, бег, ползание, лазание, перелазание, плавание; локомоции на приспособлениях: коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных действиях (прыжки);
- в нелокомоторных движениях туловища в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);
- в движениях манипулирования в пространстве некоторыми частями туловища (движения указывания, прикосновения, укола, обвода контура и т.п.);
- в движениях перемещения предметов в пространстве (перекладывание вещей, накручивание шнура на палку, поднятие тяжестей);
- в баллистических (метательных) двигательных актах с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);
- в метательных движениях на меткость (метания или броски разных предметов в цель; теннис, городки, жонглирование);
- в движениях прицеливания; в подражательных и копирующих движениях; в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование, восточные единоборства);
- в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой и др.) [52]
В приведенную систематизацию не вошел еще ряд групп координациионых способностей, некоторые из них относятся к трудовым действиям и бытовым действиям. Это так называемая вертикальная классификация координационных способностей.
К одним из самых важных из специфических, или частных, координационных способностей (горизонтальная классификация координации) относят: способность к ориентации в пространстве, равновесие, ритм, способности к воспроизведению, дифференцированию, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений, способности к реагированию, быстроте перестроения двигательной деятельности, способности к согласованию движений, произвольное мышечное напряжение и статокинетическую устойчивость. Дадим краткие определения этих способностей.
Под способностью к ориентированию принимают возможности спортсмена максимально точно определять и своевременно менять положение туловища и осуществлять движения в правильном направлении.
Способность к дифференцированию параметров движений обуславливает высокую точность и экономичность пространственных (позиций углов в суставах), силовых (состояние напряжения в рабочих мышцах) и временных (высокое чувство микроинтервалов времени) нормам движений.
Умение реагировать дает нам быстро и точно выполнять целое, кратковременное движение на известный или малоизвестный заранее сигнал всем туловищем или его частью (рукой, ногой, туловищем).
Способность к перестроению двигательных актов - это быстрота изменения сформированных форм движений или переключение от одних двигательных функций к другим соответственно меняющимся условиям.
Способность к согласованию - соединение (соподчинение) некоторых движений и действий в единые двигательные комбинации.
Способность к равновесию - сохранение устойчивости позы (равновесия) в различных статических положениях туловища (в стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, во время выполнения акробатических движений, в борьбе с партнером) [16].
Способность к ритму - способность ясно воспроизводить заданный ритм двигательного акта или целесообразно варьировать его в связи с поменявшимися условиями.
Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость - способность четко и устойчиво выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов и др.)
Произвольное расслабление мускул - способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.
Каждая из вышеназванных координационных способностей не значится однородной, а имеет сложную структуру. К примеру, в способности к равновесию отмечают статическое, динамическое равновесие и уравновешивание предметов. До и более элементарных способностей различают в способности к дифференцированию (воспроизведение, дифференцирование, оценка и отмеривание пространственных, временных и силовых параметров движений).
Непростым строением отличаются способность к реагированию (выбора, предвидения, переключения), способность к ритму (воспроизведения, изменения ритма) и многие другие способности. Нужно иметь в виду, что перечисленные координационные способности специфически выражаются в зависимости от спортивного направления и видов предметно-практической деятельности [17].
Поэтому, к примеру, способность к дифференцированию параметров движений нестандартно проявляется как чувствовать дистанцию в боксе и фехтовании, чувствовать снаряд - у гимнастов и легкоатлетов, чувствовать мяча - у баскетболистов, волейболистов, футболистов, чувствовать снега - у лыжников, чувствовать лед - у фигуристов, чувствовать воду - у игроков водного пола.
Столь же своеобразны способность к ориентированию в пространстве у гимнастов на батуте, борцов и различных спортсменов игровых видов спорта. Наука пока не может буквально определить и сказать все способности такого рода и тем более их возможные и различные варианты. Результатом развития специальных и специфических координационных способностей, своего рода их подытоживанием, стало понятие «общие координационные способности».
Это понятие появилось в итоге многочисленных научных исследований и практических наблюдений. Есть малыши, каковые имеют одинаково высокие или одинаково низкие данные координации, передаваемые в различных двигательных действиях. Можно увидеть детей, которые одинаково неплохо делают задания на ориентирование, равновесие, ритм и тому подобное, доказывая реальность существования фактора «общая координационная готовность», или, что одинаково, - «общие координационные способности».
Общая координационная готовность в максимальной мере выражается среди фигуристов начального уровня подготовки и среди мальчиков и девочек старшего спортивного возраста доля данного общего (генерального) фактора в структуре координационных способностей уменьшается. Хотя, ощутимо чаще встречаются случаи, когда фигурист имеет высокие координационные способности в примирении к циклическим или ациклическим локомоциям, но низкие к метательным упражнениям на меткость или к спортивным играм вследствие различного уровня развития разных специальных координационных навыков [40].
То же самое можно говорить и про проявления специфических координационных навыков: малыш может иметь хороший результат в тестах на статическое равновесие, но отличаться при этом плохим результатом на ориентацию в пространстве и средним - на быстроту реагирования в сложных условиях и т.д.
Под общими координационными навыками мы представляем потенциальные и реализованные возможности спортсмена, которые определяют его готовность к оптимальному управлению разными по происхождению и смыслу двигательными функциями. Специальные координационные способности - это возможности спортсмена, определяющие его готовность к лучшему управлению схожими по происхождению и смыслу двигательными актами.
А под специфическими КС принимаются возможности личности, определяющие его стремление к оптимальному управлению некоторыми специфическими упражнениями для координации - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.
Вышеперечисленные виды координационных способностей можно вообразить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какого-либо двигательного движения (их можно назвать потенциальными координационные способности), и как проявляющиеся реально в начале и в процессе этой деятельности (актуальные КС).
Деление на потенциальные и актуальные координационные способности абсолютно справедливы. Впрямь, пока малыш не начал заниматься, например, гимнастикой или фигурным катанием, его координационные навыки к этим видам двигательной деятельности существуют в потенцииальном или скрытом, не реализованном виде, в форме анатомо-физиологических задатков, которые можно считать врожденными, или наследственными [36].
После того как он отзанимался какое-то время данными видами спорта, достиг определенных успехов, тогда уже можно говорить о его реальных, или актуальных координационных навыках Понятие «потенциальные способности» нельзя понимать как какой-то фиксированный предел, потому что нельзя наверняка спрогнозировать возможности развития у спортсмена различных двигательных, в том числе координационных, особенностей. Об этом говорит продолжительный рост достижений в различных видах спорта, в частности, в гимнастике, фигурном катании на коньках, спортивных играх и др., где координация выступают как один из ведущих факторов достижения высоких результатов.
Учителя физической культуры и тренеры должны, прежде всего, распознать к каким специальным и специфическим координационным навыкам спортсмен имеет высокие врожденные задатки. Далее с помощью специальных методов выявить показатели разных координационных навыков. Это поможет определить координационные возможности спортсменов и в соответствии с этим разрабатывать ход учебно-тренировочного процесса. Необходимо различать элементарные и сложные координационные способности.
Элементарные координационные способности проявляют себя, например, в ходьбе и беге, а более сложные - в единоборствах и спортивных играх. Способность четко воспроизводить пространственные параметры движений довольно проста; сложнее способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях неожиданного изменения обстановки
1. Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 2017. – 235 с.
2. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н., Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2018. – 200 с.
3. Гобик М.А., Спортивная метрология. - М.: Физкультура и спорт, 2018. – 127 с.
4. Гогунов Е.H., Мартъенов Б.Н., Психология физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2016. – 264 с.
5. Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 2015. – 186 с.
6. Кофман П.К., Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2013. – 146 с.
7. Лях В.И., Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 2017. – 204 с.
8. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры / Н.Б. Стамбулова. СПб.: Центр карьеры, 2018. 367 с.
9. Великая, Е.А. Програмные основы тренировки юных фигуристок на этапе предварительной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук/ Е.А. Великая 13.00.14. Омск, 2018. - 23 с.
10. Великая, Е.А. Этапный педагогический контроль физической подготовленности фигуристов-дошкольников: Метод, указания / Е.А. Великая. Челябинск. - 2017. - 20 с.
11. Велитченко, В.К. Проблемы воспитания подрастающего поколения / В.К. Велитченко. -М.: Физкультура и спорт, 2015. 196 с.
12. Величковский, Б.М., Зинченко, В.П., Лурия, А.Р. Психология восприятия / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. М., МГУ, 2017.
13. Венгер Л. Достижения в изучении психического развития ребенка / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. 2018. - № 11.-е. 56-60.
14. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка / Л.А. Венгер // Воспитание детей в игре. М.: АПО, 2018. - с. 4-7.
15. Вильчиковский, Э.С. Развитие двигательной функции у детей / Э.С. Вильчиковский. Киев: Здоровье, 2016. - 223 с.
16. Вишнякова и др. Совершенствование функциональных возможностей спортсменок на начальных этапах подготовки в художественной гимнастике: Учеб.-метод. пособ. / С.В. Вишнякова, И.Н. Соло-пов Б.М. Волгоград, ВГАФК, 2017. - 56 с.
17. Волков, В.В., Озеров, В.П. Развитие психомоторных способностей у школьников / В.В. Волков, В.П. Озеров // Конференция молодых научных сотрудников. М., 2017. - с. 106-110.
18. Волкова, И.П. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волковой. СПБ.: Питер, 2017. - 288 с.
19. Выготский, JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 2018. - № 6. — с. 62 - 76.
20. Выдрин, В.М. Физическая культура как составная часть общей культуры / В.М. Выдрин // Спорт в современном обществе. — М.: Физкультура и спорт, 2017. с. 8 - 26.
21. Гальперин, П.Я., Кобылицкая, С.Я. Экспериментальное исследование внимания / П.Я. Гальперин, С.Я. Кобылицкая. М., 2015.
22. Гандельсман, А.Б. Физиологические основы фигурного катания: Лекция / А.Б. Гандельсман. 2017, 12 с.
23. Гевара, П.Х. Содержание хореографических элементов в композиции упражнений спортсменов высшей квалификации в художественной гимнастике. Автореф. дис. канд. пед. наук / П.Х. Гевара 13.00.04.-М., 1999,23 с.
24. Геллерштейн, С.Г. Развитие восприятия времени под влиянием специальных упражнений: Матер, совещания по вопр. психологии / С.Г. Геллерштейн. АПН, РСФСР, 1957. - с. 206.
25. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкина. М.: Гуманит. изд. центр Владос. 2018. -176 с.
26. Годик, М.А. Спортивная метрология / М.А. Годик. М.: Физкультура и спорт, 2018. - с. 6 - 55.
27. Головченко, О.П. Общие основы физиологической активности человека: Учеб. пособ. / О.П. Головченко. Омск.: СибГАФК, 2018, 32 с.
28. Горская, И.Ю., Суянгулова, И.А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / И.Ю Горская. — Омск, Сиб. ГАФК, 2018. 221 с.
29. Грантынь, К.Х., Понамарев, Н.И. Янанис, С.В. За совершенствовании системы физического воспитания учащихся общеобразовательных школ / К.Х Грантынь, Н.И. Понамарев, С.В. Янанис // Теория и практика физической культуры. 2018. - № 5.
30. Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья / И.Ю. Горская., JI.A. Суянгулова; СибГАФК. Омск, 2017. - 212 с.
31. Григорьянс, Н.А. Психологическая подготовка юных гимнастов: Метод. разраб. / Н.А. Григоряне. М., 2018. - 40 с.
32. Гришина, М.В. Теоретико-методические основы управления тренировочным процессом в фигурном катании на коньках: Автореф. дис. канд. пед. наук/М.В. Гришина 13.00.04. -М., 1991.-49 с.
33. Гришина, М.В. Педагогические методики анализа и оценки соревновательной и тренировочной деятельности фигуристов: Метод, рекомендации / М.В. Гришина. М., 1984. - 43 с.
34. Гродзицка, А. Скоростно-силовая подготовка юных фигуристов: Автореф. дис. канд. пед. наук / А. Гродзицка 13.00.04. 1983. - 23 с.
35. Громан, Г. Исследование моторных навыков у юных фигуристов / Г. Громан // Отбор и детско-юношеский спорт: Тематическая подборка. - Вып. 10. -М.: ВНИИФК, 2018 с. 11-13.
36. Гросс, А.А. Повышение скоростно-силовой подготовленности юных квалифицированных фигуристов при испытании тренажерных устройств: Автореф. дис. канд. пед. наук / А.А. Гросс 13.00.04. — М., ЦНИИС, 1992.-24 с.
37. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / 38. A.А. Гужаловский. Минск: Народная асвета, 2017. - 88 с.
39. Давыдов, В.В. Современная общая психология и психология спорта / B.В. Давыдов // Теория и практика физической культуры, 1975, № 2. с. 10.
41. Двейрина, О.А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры в школе: Учеб. пособ. / О.А. Двейрина. СПБ.: СПБ ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2018. - 47 с.
42. Динейка, К.В. Дыхание, движение, психофизическая тренировка / К.В. Динейка. Минск: Полымя, 2018. - 143 с.
43. Донской, Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники / Д.Д. Донской. М.: ФиС, 1971. - 287 с.
44. Дубровский, В.И. Движения для здоровья / В.И. Дубровский // Физкультура и спорт. 2017. - № 2 - с. 3 - 94.
45. Дугин, В.В. Материалы научно-методической конференции по физическому воспитанию /В.В. Дугин. М., 2017. - 78 с.
46. Елесеева, Л.Ф. Изучение взаимосвязей между пропреоцептивными функциями у школьников разного возраста, занимающихся и не занимающихся баскетболом / Л.Ф. Елисеева // Психомоторика. Л.: 2018.-с. 84.
47. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности СПБ / О.П. Елисеев. - Издательство "Питер", 2018. - 560 с.
48. Жуков, А.С. исследования координационных способностей и методов их совершенствования у юных гимнастов: Автореф. дис. канд. пед. наук / А.С. Жуков 13.00'.04. М., 1969. - 16 с.
49. Журавин, M.JI. Особенности развития координационных способностей у юных гимнастов 9-10 лет на начальном этапе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук / M.J1. Журавин 13.00.04. JL, 1976.-22 с.
50. Запорожец, А.В. Психическое изучение развития моторики ребенка дошкольника. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. М.О. Шуаре. -М.: МГУ, 2018. с. 52-62.