Введение
Глава 1. Путь самопознания
1.1 Понятие китайского сознания
1.2 Постижение «чистого» сознания
Глава 2. Духовное совершенство в классической литературе Китая
2.1 Правда снов
2.2 Укрощение буйвола
2.3 После грозы
Заключение
Список источников и литературы
Тема настоящей курсовой работы: «Духовное совершенство человека в китайской классической литературе».
Китай - не просто страна, это особый тип переживания, чувствования, причудливое пространство, где самое обыденное может оказаться священным и где сакральное внезапно открывается в чем-то абсолютно повседневном. Культура Китая развивалась в пространстве мистического и оккультного знания, которое, сформировавшись тысячелетия назад, продолжает жить и по сей день, проявляясь нередко в самых обыденных формах жизни: в приготовлении пищи, занятиях дыхательной гимнастикой, убранстве дома, поэзии, живописи и даже развлечениях.
Священное и духовное в Китае - понятия весьма своеобразные, несопоставимые с теми, что присутствуют в западной религиозной традиции. Не согласен: КАК РАЗ РАЗЛИЧИЯ ПОЗВОЛЯЮТ ПРОИЗВОДИТЬ СОПОСТАВЛЕНИЕ. НАЙДИТЕ, НАПРИМЕР, КНИГУ «ДАО И ЛОГОС» Григорьевой. ТОЛЬКО лучше именно книгу, а не в интернете, чтобы можно было вдумчиво изучить.
В сущности, и самой «религии» в чистом виде в Китае не сформировалось. Китайская духовность - это не уровень личного духовного развития человека, а набор способов общения человека с миром духов, с пространством мистического и сакрального. И здесь требуется не высокий уровень личного развития, как подразумевается в случае с духовным, например, в христианстве, а просто абсолютная, порою, экстатическая открытость неким силам, которые стоят вне человека и именуются Небом (Тянь), духами (линь), душами различного характера (шэнь, гуй), благодатью (дэ), что проистекает либо от Неба, либо от Дао.
И, как следствие, основным героем китайской духовной традиции оказывается персонаж, который способен открыть свое сознание этим силам, а порою даже «впустить» их внутрь себя. Именно он воплощал собой личную связь между миром людей и миром духов, миром живых и царством мертвых. На протяжении многих эпох изменялись название этого персонажа, его социальная роль и функции, но священный смысл оставался прежним. В древности в этом качестве мог выступать шаман, медиум и маг, даосы именовали таких людей «бессмертными» (сянь), высшим его воплощением являлся император, а сегодня его можно встретить в деревнях в качестве знахаря, мастера боевых искусств или гадателя.
Китайское сознание тысячелетиями оперировало универсальной мифологической символикой взаимодополнения противоположностей, и на основе этого построено осознание не только мира, но и истории.
Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование духовного совершенства человека в китайской классической литературе. Наверное вы хотите исследовать то как в кит. литературе представлен образ совершенного человека.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить путь самопознания; - не понял что и где собираетесь изучать
2) проанализировать духовное совершенство в классической литературе Китая; - формирование задачи (одной из) не может полностью повторять цель работы.
3) сделать выводы по данной теме. – это не может быть целью. Это на основе достижения задач вы должны сформулировать выводы по теме и обозначить удалось или нет, в каком объеме выполнить задачи. А уже отсюда понять, достигнута или нет цель работы.
Глава 1. Путь самопознания
1.1 Понятие китайского сознания
Для восточных культур индивидуальная человеческая личность никогда не являлась ценностью, сопоставимой по масштабам с Абсолютом. Чаще всего, если поднимался такой вопрос, человеческая личность или индивидуальное сознание рассматривались как модусы Абсолюта (например, в индийской Веданте), или его акцидентальные проявления (как в большинстве школ буддизма Махаяны).
Человек Дао.
Итак, рассмотрим проблему человека в даосской доктрине, точнее, те ее аспекты, которые определяют и обуславливают возможность мистического опыта и его осмысление в даосизме.
Сразу оговоримся, что в китайской культуре отсутствует концепция человеческой личности как некоего внутреннего, уникального Космоса человека, присущая современной западной и русской культуре
1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. — Новосибирск, 1989. —С. 50
2. Абрамов В. А., Абрамова Н. А. История философии Китая (истоки, основные этапы развития, современность). Курс лекций. Ч.1 и 2. Чита,1997.-205 с.
3. Ван Би. Комментарии // Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина». — М., 1996. — С. 324
4. История философии в кратком изложении. Перевод с чешского канд. филос. наук И. И. Богута. И90 Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995- 590, [1] с.
5. Книга Прозрений / Сост. В.В. Малявин. – М.: Наталис, 1997.
6. Кюнзиг Шамар Ринпоче. Истинные качества буддийского учителя. Перевод с английского - Елена Бобыльская.//Источник: http://www.buddhism.ru/buddhru/bru6/shamar_qualities.php
7. Линь Хоушен, Ло Пэйюй. Секреты китайской медицины: 300 вопросов о цигуне. — Новосибирск, 1993. — С. 274
8. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. — М., 1992. — 160 с.
9. Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия // Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994. С. 7.
10. Маслов А.А. «Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз». - М.: «Алетейа», Культурный центр «Новый Акрополь». 2006, с. 9-14.
11. Малявин В.В. Философия Чжуан-цзы: Забытье пробуждения, немое слово // Дао и даосизм в Китае. — М., 1982. — С. 46
12. Малявин В.В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской традиции. — М., 1997. — С. 26
13. Ма Цзижень, М.М. Богачихин. Цигун: история, теория и практика. — М., 2003. — С. 65
14. Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы / Пер. с кит. Л.Д. Позднеевой. – СПб.: Издательство «Петербург – XXI век» совместно с ТОО «Лань», 1994.
15. Пятигорский А.М. Лекции по буддийской философии. //Непрекращаемый разговор. – СПб., 2004. – С.64
16. Рудой В.И. Введение в буддийскую философию. - М.: Ладомир, 1998. –670 с.
17. Современный человек и буддийская нирвана. // Антропологический принцип в философии и проблема развития личности в начале XXI века: Материалы межвузовской научной конференции. Ч.1. – Екатеринбург: УГТУ- УПИ, 2003. С.53-55.
18. Судзуки Д.Т. Основные принципы буддизма махаяны. — СПб., 2002. — С. 66.
19. Торчинов Е.А. Даосские практики. — СПб., 2004. — С. 23-24.
20. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб., 2000.
21. Трактат о пробуждении веры в Махаяну // Философия китайского буддизма — СПб., 2001. — С. 79
22. У Чун-сюй. цит. по Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб., 2000. — С. 157
23. Хун-Жэнь, пятый чаньский патриарх. [VII в н.э.] Сю Синь Яо Лунь (трактат об основах совершенствования сознания). Перевод с китайского: Евгений Торчинов. По изданию: Дацан Гунзэчойнэй, СПб., 1994. Исходный текст взят с сайта http://oriental.ru
24. Чжуан-цзы. Ле-цзы. — М., 1995. — С. 131
25. Чэнь Кайго, Чжэнь Шуньчао. Восхождение к Дао. Жизнь даосского учителя Ван Липина (пер. Малявин В.В.)