ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
2. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ
3. МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ
4. ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
5. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативное и программно-методическое обеспечение физкультурного образования студентов формируется с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовленности студентов по физической культуре, и регионального компонента, позволяющего существенно расширить академические свободы кафедр физического воспитания по разработке содержания учебных планов и программ физкультурного образования.
Объектом настоящего исследования является система физического воспитания студентов ВУЗов.
Целью работы является изучение основных положений организации физического воспитания в ВУЗе.
Актуальность исследования обусловлена важностью формирования системы физического воспитания в ВУЗе таким образом, чтобы оно поддерживало здоровье и наиболее благоприятное энергетическое состояние организма студента.
Для достижения поставленной цели нужно выполнить ряд промежуточных задач, таких как:
- рассмотреть роль физического воспитания в ВУЗе;
- рассмотреть направления работы по физическому воспитанию в ВУЗе;
- рассмотреть методику занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях;
- рассмотреть формы физического воспитания студентов;
- рассмотреть тематику занятий на уроке физкультуры в ВУЗе.
1. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
Главная цель занятий физической культурой и спортом – формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека.
Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:
— преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;
— интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;
— проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;
— проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями; » ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;
— коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;
— социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств. Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. В каждом вузе программа физического воспитания может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий.
1. Белякова Р.Н., Тимошенков В.В.,Тимошенкова А.Н. Дифференцированная программа оздоровления студентов специальных медицинских групп средствами физической культуры. – Мн., 2001. – 135 с.
2. Захарова Л. В., Люлина Н. В., Кудрявцев М. Д. [и др.]. Физическая культура: учебник. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 612 с.
3. В. П. Каргаполов, А. В. Хотимченко, А. П. Колесникова, В. Д. Поликарпов; под общ. ред. В. П. Каргаполов. Теоретическое обеспечение учебного процесса по физической культуре студентов вуза : учебное пособие. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. – 184 с.
4. Князев В.М., Прокопчук С.С. Физическая культура в высших учебных заведениях России. – СПб.: НИУИТМО, 2013. – 167 с.
5. Коц Я.М. Спортивная физиология. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 125 с.
6. Куценко Г.И. Книга о здоровом образе жизни. – М.: Высшая школа, 2002. – 165 с.
7. Хабарова О.Л. Физическое воспитание в вузе. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та. – 102 с.
8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
9. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2005. – 272 с.