Введение
Глава 1. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы
1.1 Праздники
1.2 Обряды
1.3 Народный календарь
Глава 2. Праздники и обряды годового цикла
2.1 Зимние праздники и обряды
2.2 Святки
2.3 Масленица
Глава 3. Весенне-летние праздники и обряды
3.1 Встреча весны
3.2 Пасха
3.3 Вознесение Господне
3.4 Троица
3.5 Молодежные игры
Заключение
Список литературы
Тема данной курсовой работы: «Народные праздники и их место в современном пространстве».
Изучение традиционной культуры славянских народов продолжается более двух веков. Только в XVIII — первой трети XIX в. появилось не менее полутора сотен исследований по различным сферам народной культуры. В конце и в начале этого потока можно выделить две энциклопедии: книгу журналиста и издателя М.Чулкова «Абевега русских суеверий» и фундаментальный, но, к сожалению, так и оставшийся незавершенным словарь « Славянские древности» под редакцией академика Н.И.Толстого.
Между этими трудами простирается огромная временная дистанция, отражающая непростую эволюцию взглядов на отечественную культуру. До середины XIX в. народную культуру считали чем-то низменным, грубым, нелепым, недостойным внимания образованных людей. В последующем она становилась объектом во-сторженного поклонения, и лишь с середины XIX в. можно говорить о начале ее научного изучения.
Все это время шла неустанная, кропотливая, внешне не заметная работа по собиранию, фиксации и изучению сохранившихся памятников прошлого. Процесс накопления материала отражался в появлении значительных научных трудов. Среди них необходимо отметить книги А.Н.Афанасьева. А.Веселовского, А.Потебни, Д.Зеленина, В.Проппа, П.Богатырева Е.Аничкова и многих других.
Система верований каждого народа складывается на протяжении длительного времени и зависит от различных исторических, общественных и личностных факторов.
Под понятием «язычество» принято понимать огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, сложившийся в незапамятные времена и ставший той основой, на которой позже сформировались основные мировые религии.
Термин «язычество» происходит от слова «языци», т. е. народы. Часто вместо понятия «язычество» используют другой термин «многобожие» («политеизм»). Подобное употребление терминов представляется неточным, поскольку они отражают два различных уровня познания мира: язычество основывается на одухотворении окружающей человека природы, а политеизм — на вере в существование обширного сонма богов
Глава 1. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы.
В славянском язычестве, как и в других религиях, отразилось стремление людей понять окружающий их мир. Древний человек уподоблял предметы и явления живым существам, наделял их душой и характером. Деревья и камни, воду и воздух населяли добрые или злые духи. Любое действие человек совершал как бы в присутствии таинственных сверхъестественных сил. Среди них были как языческие божества (Перун и Белее, Даждьбог и Мокошь, Стрибог и Хоре), так и мифологические существа (русалки, лешие, домовые, фантастические звери и птицы).
Формой общения с ними стали так называемые магические обряды. В отличие от религиозных ритуалов они не направлялись на достижение какого-либо конкретного результата, чаще всего люди просто стремились отогнать или отпугнуть враждебные силы. Иногда просили о личном благополучии, излечении от болезни или о благоприятных условиях для будущего урожая.
Сверхъественные существа могли и помочь, и навредить человеку. Значит, их следовало расположить к себе, делая жертвоприношения, исполняя ритуальные танцы и песни. Так возникли первые обряды, которые сопровождали жизнь человека от рождения до смерти. Со временем многие обряды потеряли магическое значение и превратились в игры, дошедшие и до наших дней.
1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1966—1969.
2. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге. М., 1985.
3. Боровский Я. Мифологический мир древних киевлян. KИЕВ, 1982 – С. 73
4. Брудная Л. И. Энциклопедия обрядов и обычаев – М.: 1989 - С. 63
5. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
6. Земцовский И. И. Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970.
7. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1980.
8. Ивлева Л. М. Ряженые в русской традиционной культуре. СПб., 1994.
9. Капици Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник – М.; из-во «Флинта» - 2000 – С. 216
10. Макаренко А.А. Сибирский народный календарь – М.: 2000 – С. 91
11. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991.
12. Некрылова А. Ф. Русские народные праздники, увеселения, зрелища. Конец XVIII — начало XX в. Л., 1984.
13. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. СПб., 1995.
14. Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов – Л.: 1982 – С. 49
15. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды и праздники русских, украинцев и белорусов. М., 1979.
16. Шейн П. В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. д. СПб., 1900, Т. 1.
17. Энциклопедия российских праздников – М.: 1997 – С. 405