Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования выручки коммерческой организации
1.1 Понятие и содержание выручки коммерческой организации
1.2 Факторы, влияющие на величину выручки от реализации продукции
Глава 2. Анализ выручки как основного вида доходов на примере ООО «Авангард»
2.1 Характеристика предприятия ООО «Авангард»
2.2 Структура динамика выручки от реализации продукции ООО «Авангард»
2.3 Рекомендации по оптимизации выручки от реализации продукции в ООО «Авангард»
Заключение
Список литературы
Выручка как основной вид доходов коммерческой организации.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что занятие торговлей, как и любым другим видом коммерческой деятельности, направлено на то, чтобы приносить предпринимателю (юридическому или физическому лицу) прибыль. Практически единственным источником прибыли для продавца является разница между ценой, по которой он приобрел товар, и ценой, по которой он его продал.
Важнейшей категорией учета и анализа доходов фирмы, а, следовательно ее рентабельности и устойчивого финансового положения, является выручка. Выручка занимает наибольший удельный вес в общем доходе предприятия.
Доход – это результат хозяйственной деятельности предприятия за определенный промежуток времени, обычно за год.
Выручка предприятия является основным его источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Выручка представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период от результатов деятельности предприятия.
Следовательно, можно определить проблему исследования: определение сущности выручки как основного вида доходов коммерческой организации.
Цель – изучить теоретические и практические аспекты формирования выручки коммерческой организации.
Объект исследования – доход коммерческой организации.
Предмет исследования – выручка как основной вид дохода коммерческой организации.
Гипотеза исследования состоит в развитии теоретико-методических основ управления финансами организации, оказывающих существенное влияние на развитие приемов управления выручкой коммерческой организации как одного из видов доходов.
Задачи:
1) изучить теоретические аспекты формирования выручки коммерческой организации, используя различные источники информации;
2) проанализировать выручку как основной вид доходов коммерческой организации ООО «Авангард».
Теоретическая значимость: Теоретическую и методологическую основу исследования составляют концепции и гипотезы, представленные в работах российских и зарубежных ученых в сфере бухгалтерского, управленческого и налогового учета, управления финансами организации.
Практическая значимость: на основании результатов исследования выработаны подходы к оптимизации выручки в коммерческой организации в современных условиях хозяйствования. Выработанные выводы и рекомендации способствуют развитию теоретико-методических аспектов управления финансами коммерческой организации.
Методы исследования: анализ, синтез, метод сравнения.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования выручки коммерческой организации
1.1 Понятие и содержание выручки коммерческой организации
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вклада участников.
В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организации все доходы организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.
Доходы, не относящиеся к доходам от обычных видов деятельности, являются прочими доходами.
Организации имеют право самостоятельно относить те или иные виды поступлений к доходам от обычных видов деятельности или к прочим доходам в зависимости от характера деятельности организации, вида доходов и условий их получения.
В бухгалтерской отчетности организации, в частности в отчете о прибылях и убытках, доходы организации, полученные за отчетный период должны отражаться с подразделением на выручку и прочие доходы. Понятие «выручка от продажи» соответствует понятию «доходы от обычной деятельности» (п. 5 ПБУ 9/99).
В форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», утвержденной Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (с изменениями и дополнениями) установлен показатель «Доходы и расходы по обычным видам деятельности. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)».
Таким образом, использование понятия «Выручка от реализации» в бухгалтерском учете не соответствует требованиям нормативных документов.
На практике специалисты Минфина России не используют это понятие в целях бухучета, его применяют только независимые консультанты.
Доходами от обычных видов деятельности согласно п. 5 ПБУ 9/99 является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка). В зависимости от вида деятельности организации выручкой считаются:
- суммы поступившей арендной платы, если предметом деятельности организации является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды;
- суммы поступивших лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности, если предметом деятельности организации является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
- суммы поступлений, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, если предметом деятельности организации является участие в уставных капиталах других организаций.
Выручка это материальные или иные блага, полученные компанией посредством предоставления своим клиентам ряда услуг или осуществления продаж своих товаров. Выручка является логическим завершением и итогом деятельности любой компании коммерческого, а также некоммерческого характера.
Некоммерческие фирмы под выручкой понимают итоговую сумму поступивших на их счёт пожертвований и подарков.
Выручка от реализации – это показатель, характеризующий конечный результат производственной деятельности предприятия. Она определяется как произведение средней цены на количество проданных единиц.
Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.
Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Как принято в странах с рыночной системой хозяйствования, общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.
Выручка состоит из суммы проданной продукции собственного производства и суммы покупных товаров. В форме № 2 «Отчет о финансовых результатах», в декларации о прибыли выручка отражается общей суммой как доход от реализации. Но в статистической отчетности объем продажи именуется «товарооборот» и состоит он из розничного и оптового товарооборота.
Доходом от реализации в общественном питании является выручка – сумма реализованных товаров по продажным ценам. Она состоит из стоимости реализованной продукции собственного производства и покупных товаров. Выручка бывает: общая, включая НДС, и чистая (без НДС).
Выручка от реализации формируется в результате:
- текущей (основной) деятельности и выступает в виде выручки от реализации продукции;
- инвестиционной деятельности и выступает в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг др. эмитентов;
- финансовой деятельности предприятий, связанной с размещением среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Поступление выручки отражается в форме № 4 «Отчете о движении денежных средств». Предприятия в процессе финансово-хозяйственной деятельности могут осуществлять планирование выручки.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009).
2. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (с изменениями и дополнениями)
3. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791)
4. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790)
5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2010.
6. Бухгалтерский учет: Учебник /Под ред. А.Д. Ларионова. М.: Проспект, 2012.
7. Бухгалтерский учет: Учебник / П.С. Безруких, В.Б. Ивашкевич, Н.П. Кондраков и др.; Под ред. П.С. Безруких. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Бухгалтерский учет, 2011. – 624 с.
8. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М: Бухгалтерский учет, 2012.
9. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 512 с.
10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 640с.
11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / 5-е изд. – Минск: ООО «Новое знание», 2010. – 688 с.
12. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2011.
13. Богатырева Е.И. «Принятие к налоговому учету доходов и расходов от реализации» // Бухгалтерский учет – 2011, № 8, – с. 27-40.
14. Богатырева Е.И. «Последующий налоговый учет доходов и расходов от реализации» // Бухгалтерский учет – 2012, № 11, – с. 27-32.
15. Волошин Д.А. «Налоговый учет доходов от реализации» // Главбух – 2011, № 8, – с. 44-50.
16. Кеворкова Ж.А. «Особенности формирования доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете и реальность их аудирования» // Аудитор – 2010, № 4, – с. 48-53.
17. Куликова Л.И. «Налоговый учет доходов от реализации товаров собственного производства» // Бухгалтерский учет – 2012, № 12, – 31-37.
18. Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л. «О понятиях «доходы» и «расходы» в бухгалтерском учете и налоговом законодательстве» // Бухгалтерский учет – 2013. - № 24 – с. 53-56.
19. Овсийчук М.Ф. Управление денежными средствами предприятия // Аудитор. - 2014. - №5. - с. 37-42.
20. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятий: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. – 572 c.
21. Роктина В.И. Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятий и объединений. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 522 с.
22. Рубинштейн Т.Б. Планирование и расчеты денежных средств фирм и компаний // Экономист. – 2011. - № 11. – с.44-47.
23. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М.: Акалис, 2009. - 516с.
24. Хелферт Э. Техника финансового анализа/ Пер. с англ. под. ред. Л.П. Белых. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2012. – 663с.
25. Хорин А.Н. Анализ оборотного капитала // Бухгалтерский учет. - 2010. - № 6. - с.23-26.
26. Щербинина Ю.В. «Определение доходов от обычных видов деятельности» // Бухгалтерский учет – 2014, № 18, – с. 10-12.