Тема, анализируемая в данной курсовой работе, - «Характеристика травматизма при занятиях физкультурой в школе и его профилактика».
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что травматизм на занятиях физической культуры - явление, не совместимое с оздоровительными целями физической культуры и спорта. В установленном законодательством РФ порядке школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях физической культурой является одной из важнейших задач учителя, инструктора по физической культуре, администрации школы.
Каковы основные причины травматизма? Если говорить о занятиях по физическому воспитанию, то это, во-первых, недостаточность учебных площадей. Во многих школах педагоги вынуждены проводить в одном спортивном зале занятия со старшими и младшими школьниками одновременно. Отсюда скученность, невозможность отследить сразу всех учащихся, подстраховать их при выполнении особенно рискованных упражнений, вовремя обратить внимание на их самочувствие.
Вторая причина «физкультурного» травматизма – физический износ спортзалов, учебных помещений, оборудования, инвентаря. Ветхие полы, протечки, старый инвентарь, не прошедшие испытания снаряды (в школах их просто некому испытывать) не обеспечивают должной степени надежности и безопасности. В некоторых школьных спортзалах вообще отсутствуют даже такие средства подстраховки, как спортивные маты.
Третий фактор травмоопасности – низкий уровень квалификации многих учителей физкультуры. Он обусловлен в первую очередь недостаточным опытом работы в школе, плохим знанием методик физического воспитания, педагогических основ. Да и сами методические рекомендации, точнее некоторые из них, устарели и требуют новой редакции.
И наконец, четвертая причина – медицинская. Врачебное обслуживание во многих школах находится в неудовлетворительном состоянии, главным образом из-за низкой зарплаты медицинского персонала, нехватки кадров. Медицинское обследование школьников проводится с запозданием. Распределение обучающихся по медицинским группам для занятий физкультурой своевременно не вносится в классный журнал. Были случаи, когда школьники, допущенные к обучению в основной группе, страдали тяжелыми хроническими заболеваниями (сердечная недостаточность, грыжа Шморля и т.д.). По этой причине зафиксированы происшествия с летальным исходом во время занятий.
Объект исследования – занятия физической культурой.
Предмет исследования – травматизм.
Цель курсовой работы – проанализировать характеристику травматизма при занятиях физкультурой в школе и его профилактику.
Задачи:
1) дать понятие и раскрыть сущность травматизма в детском возрасте;
2) рассмотреть основные причины травматизма на уроках физкультуры;
3) проанализировать организацию медицинского контроля в школе;
4) предложить меры предупреждения травматизма при занятиях физкультурой.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАВМАТИЗМА
1.1 Понятие и сущность травматизма в детском возрасте
Травма, или повреждение, - это внезапное воздействие факторов внешней среды (механическое, термическое, химическое или специфическое) на ткани и органы человеческого тела или на организм в целом, приводящее к анатомо-физиологическим изменениям, которые сопровождаются местной и общей реакцией организма.
К наиболее частым повреждениям относят ушибы, раны, вывихи, переломы костей, ожоги, отморожения, электротравмы.
Травмы могут быть изолированными, множественными, сочетанными и комбинированными.
Изолированная травма - повреждение одного органа или в пределах одного сегмента опорно-двигательного аппарата (например, разрыв печени, перелом бедра, перелом плеча).
Множественная травма - ряд однотипных повреждений конечностей, туловища, головы, одновременные переломы двух и более сегментов или отделов опорно-двигательного аппарата, множественные раны. Сочетанная травма - повреждение опорно-двигательного аппарата и одного или нескольких внутренних органов (перелом костей таза и разрыв печени, перелом бедра и ушиб головного мозга). Из всего многообразия сочетанных и множественных повреждений выделяют основную, так называемую доминирующую травму, что очень важно для определения врачебной тактики в острый период.
Комбинированная травма - повреждения, возникающие от воздействия механических и одного и более немеханических факторов - термических, химических, радиационных (перелом костей в сочетании с ожогами; раны, ожоги и радиационные поражения). Согласно представленной терминологии, переломы костей с одновременным повреждением сосудов или нервов в пределах одного сегмента следует считать изолированной травмой (например, перелом плеча, осложненный повреждением плечевой артерии). Переломы нескольких костей стопы и кисти, переломы одной кости на нескольких уровнях следует рассматривать не как множественные травмы, а как разные виды изолированного повреждения.
Травматизм определяется совокупностью травм, повторяющихся при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок времени (месяц, год, квартал). Во всех случаях можно выявить причинно-следственные связи между внешними условиями, в которых пребывал пострадавший (работа, пользование транспортом, занятия спортом и др.), и состоянием организма. Эти связи определяют путем систематизации условий и обстоятельств возникновения травм, анализа внешних и внутренних факторов, вызывающих повторные травмы.
Не часто, но, все же бывает, что на уроках физкультуры ученики получают травму. Как правило, это происходит по вине самих же учащихся, которые не правильно выполняют указания учителя, проявляя невнимательность. Но бывают и ошибки со стороны учителя, когда он нарушает инструкции и положение о проведении уроков.
Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно.
В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.
Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 3 года, 7 и 11–12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.
Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.
В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы. Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.
Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Таких среди часто травмирующихся детей оказалось 77%, из них больше половины – дети, которые обвиняют в своих неудачах, болезнях, травмах других людей или обстоятельства.
Как правило, такие дети несамокритичны, характеризуются переоценкой своих способностей и возможностей.
Анализ публикаций, посвященных изучению травматизма, позволил выявить некоторые общие показатели предрасположенности детей к рискованному поведению. Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску.
Исследователи отмечают, что для 60% школьников характерна слабость нервных процессов, что отражается на их общей работоспособности и связано с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники. Характерно, что большинство таких детей имели по физкультуре оценку "3".
В последние годы (особенно в крупных городах) серьезной проблемой у школьников, обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в гимназиях и лицеях, становится гипокинезия. От ее последствий (нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, избыточный вес и т. д.) страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за неразвитой координации и плохой ориентации в пространстве.
1. Башкиров В.Ф. Возникновение и лечение травм у спортсменов. - М.: ФиС, 2001.
2. Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса. - М.: Академия, 2013.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. М., 2009.
4. Безопасность жизнедеятельности / Под общ. ред. С.В. Белова. М., 2008.
5. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. О.Н. Русака СПб., 2006.
6. Боген М.М. Тактическая подготовка - основа многолетнего спортивного совершенствования. - М.: Физическая культура, 2011.
7. Васильева В.Е. Врачебный контроль и лечебная физкультура. - М.: ФиС, 2008.
8. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 2013.
9. Дембо А.Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов. - М.: ФиС, 2001.
10. Кузнецов В.С. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.
11. Леонтьева И.Н., Гетия С.И. Безопасность жизнедеятельности. М., 2008.
12. Максимова М.В. Травматизм у школьников. - М.: Медицина, 2008.
13. Мартынов С.В. Предупреждение травм у детей. - М.: Медицина, 2005
14. Матасова И.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2010.
15. Моиссенко Ж.Г. Безопасность жизнедеятельности. Краснодар, 2005.
16. Новиков С.Г. Безопасность жизнедеятельности. М., 2010.
17. Сакун Э.И. Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе. - М: Дашков и К, 2012.
18. Смирнов А.Т., Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2008.
19. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. - М.: Академия, 2010.