Введение
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата в организации
1.1 Сущность социально-психологического климата
1.2 Основные факторы формирования социально-психологического климата в организации
Глава 2. Анализ социально-психологического климата в организации на примере ООО «СтройКом»
2.1 Характеристика ООО «СтройКом»
2.2 Анализ существующего социально-психологического климата в ООО «СтройКом»
2.3 Рекомендации по улучшению социально-психологического климата в ООО «СтройКом»
Заключение
Список литературы
Тема, исследуемая в настоящей курсовой работе, - «Социально-психологический климат в организации».
Актуальность выбранной темы. Важнейшей сферой в пространстве социальных отношений в организации является взаимодействие внутри трудового коллектива. Атмосфера коллектива в организации в отечественной психологии определяется понятием «социально-психологический климат», в зарубежной психологии для описания того же феномена используется термин «организационный климат».
Положительный, здоровый социально-психологический климат способствует стремлению трудиться с желанием и высокой самоотдачей, а нездоровый, отрицательный резко снижает трудовую мотивацию. От социально-психологической атмосферы в коллективе, специфики организационной культуры во многом зависит не только эффективность совместной деятельности, выражающейся в экономических показателях, но также отношение сотрудников к своей работе, эмоциональный настрой, внешняя мотивация и, в конечном итоге, удовлетворенность работой.
Социально-психологический климат играет существенную роль в повышении эффективности функционирования коллектива, объединенного общей целью.
В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.
Представители первого подхода (л. П. буева, е. С. Кузьмин) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат-это отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами стимулирования. Под социально-психологическим климатом необходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива.
Сторонники второго подхода (А. А. Руслановой, А. Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является Общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат - это настроение группы людей.
Авторы третьего подхода (В. М. Шепель, в. А. Покровский) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений между людьми в непосредственном контакте друг с другом. В процесс формирования климата является система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива.
Создатели четвертого подхода (В. В. Косолапов и А. Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов команды, их морально-психологического единства, сплоченности, общих мнений, обычаев и традиций.
Объект исследования – ООО «СтройКом».
Предмет исследования – социально-психологический климат.
Цель курсовой работы – проанализировать социально-психологический климат в организации на примере ООО «СтройКом».
Задачи:
1) раскрыть сущность социально-психологического климата;
2) рассмотреть основные факторы формирования социально-психологического климата в организации
3) проанализировать существующий социально-психологический климат в ООО «СтройКом»;
4) предложить рекомендации по улучшению социально-психологического климата в ООО «СтройКом».
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата в организации
1.1 Сущность социально-психологического климата
Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Формирование и совершенствование социально-психологического климата-это постоянная практическая задача руководителей. Это итог систематической психологической работы с членами группы, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между менеджерами и сотрудниками. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий менеджеров.
Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов в фирмах, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, эмоций, волнений, отношений друг с другом. Создание благоприятного климата является не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов группы.
Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В. М. Шепель. Психологический климат, по его мнению, - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон.
Первая климатическая зона - климат, который определяется тем, насколько этой группы понимают цели и задачи, если оно гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан.
Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности приняты в этой группе.
Третья климатическая зона-это психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом.
В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н. С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. В психологию понятие "климат" пришло из метеорологии и географии. Теперь это устоявшееся понятие, которое характеризуется мелкими, тонкими, нежными, психологическую сторону взаимоотношений между людьми.
В целом этот феномен принято называть социально-психологическим климатом коллектива. Психологический климат-это микроклимат, который намного локальнее социального и морального климата.
В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.
Под социально-психологическим климатом, считает Е. С. Кузьмин, необходимо понимать такое социально-психологическое состояние малой группы, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Представителями первого подхода (А. К. Уледов, Л. П. Буева, К. К. Платонов, Е. С. Кузьмин, Н. Н. Обозов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания.
1. Воеводина Н.А. Социология и психология управления / Н.А. Воеводина. - М.: Омега-Л, 2011. - 199 с.
2. Демчук И.В. Исследование динамики малых групп в процессе тренинга. – Ярославль, 2008. – 116 с.
3. Егидес А.П. Лабиринты общения / А.П. Егидес. - М.: Аст-Пресс Книга, 2011. - 368 с.
4. Захарова Л.Н. Психология управления / Л.Н. Захарова. - М.: Логос, Университетская книга, 2011. - 374 с.
5. Ильина Л.А. Исследование проблем социально-трудовой сферы в Российской Федерации // Вестник университета: Государственный университет управления. – М.: ГУУ, 2008. – № 5. – C. 191-195.
6. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Стратегическое управление персоналом: Учеб.-практ. пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 142 с.
7. Книга А. И. и др. Теория и практика формирования и оценки социально-психологического климата трудового коллектива. СПб.: Центр стратегических исследований, 2011. 420 с.
8. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. - М., 2009.
9. Литвак Б.Г. Командовать или подчиняться? Психология управления / Б.Г. Литвак. - Ростов н/Д., 2011. - 380 с.
10. Макаров А. В. Влияние рефлексивных качеств руководителя на социально-психологический климат в коллективе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007. 147 с.
11. Мансуров Н. С. Морально-психологический климат и его изучение. М., 2009. 235 с.
12. Минервин И. Внутрифирменное обучение рабочих // Экономист. – 2005. – № 2. – С. 81-84.
13. Оксинойд К.Э. Управление социальным развитием организации: Учеб. пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2007. – 239 с.
14. Психология / Под ред. Крылова А.А. – М.: Проспект, 2009. – 584 с.
15. Райгородский Д.Я. Психология управления: хрестоматия / Д.Я. Райгородский. - М.: Бахра-М, 2012. - 768 с.